II. Исследование внутреннего программирования отдельных высказываний

Материалом исследования служат сюжетные картинки, дающие возможность структурировать различные типы высказываний.

1. Субъект – предикат (подлежащее + глагольное сказуемое). Например: Мишка сидит. Стрекоза летит. Рыбка плавает.

2. Субъект – предикат – объект (подлежащее + глагольное сказуемое + прямое дополнение). Например: Девочка читает книгу. Мальчик ест суп. Девочка причесывает куклу.

3. Субъект – предикат – локатив (подлежащее + глагольное сказуемое + обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом). Например: Голуби сидят на крыше. Коровы пасутся на лугу. Петух сидит на заборе.

4. Субъект – предикат – объект – локатив (подлежащее + глагольное сказуемое + прямое дополнение + обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом):

§ с предлогом В, НА. Например: Девочка кладет книгу в портфель. Мальчик ставит вазу на стол. Мальчик везет санки на горку.

§ с предлогом ИЗ, С. Например: Мама вынимает пирог из духовки. Маша пьет чай из чашки. Нина убирает посуду со стола.

5. Субъект – предикат – объект – объект (подлежащее + глагольное сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение, выраженное существительным в дательном падеже). Например: Бабушка дает ленту внучке. Дедушка дает внуку коньки. Девочка дает корм собаке.

6. Субъект – предикат – объект – объект (подлежащее + глагольное сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение, выраженное существительным в творительном падеже со значением орудия действия). Например: Девочка вытирает парту тряпкой. Мальчик чистит ботинки щеткой. Девочка гладит платье утюгом.

Процедура и инструкция. По каждой картинке исследование проводится в з этапа. На первом этапе ребенку предлагается картинка и дается инструкция: «Придумай предложение по этой картинке». Если ребенок придумывает предложение исследуемой структуры, эксперимент на этом заканчивается. Если же ребенок не придумывает На втором этапе выполнение задания осуществляется с опорой на внешние действия (показ экспериментатором схемы предложения по картинке). Дается следующая инструкция: «Я загадаю предложение, покажу тебе его по картинке, а вслух не скажу. А ты внимательно смотри, какое предложение я придумала и отгадай его». Предварительно эта связь отрабатывается на двух предложениях, не включенных в методику исследования.

Экспериментатор указкой показывает субъект, предикат (движением от субъекта к объекту), объекты. Затем задается вопрос «Какое же предложение я придумала?»

Если ребенок не выполняет задание, инструкция повторяется, что фиксируется в протоколе.

Если ребенок выполняет задание после первого показа, эксперимент заканчивается. Если же ребенок не воспроизводит исследуемую структуру предложения и после повторного показа, переходят к третьему этапу.

На третьем этапе под картинкой выкладываются фишки по количеству слов в предложении. Ребенку предлагается придумать предложение по картинке, в котором было бы столько же слов, сколько фишек.

Выполнение задания оценивается по 4-балльной системе: составление предложения исследуемой структуры на 1 этапе оценивается в 4 балла, на 11 этапе – после показа элементов структуры – 3 балла, после повторного показа – 2 балла, на 111 этапе – 1 балл, невыполнение задания на 111 этапе – 0 баллов.

предложение исследуемой структуры, то переходят ко второму этапу.

Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: