Организация клуба «Боевые мальчишки» в школе №5 станции Новки

Свою работу начал с поиска информации о том, что представляли собой клубы в школе.

В толковом словаре С.И. Ожегова написано: «Клуб – общественная организация, объединяющая группы людей на основе общности, сходства, близости интересов, занятий» [1].

Клубная работа с детьми имела место еще в дореволюционной России. Большой вклад в клубное движение внес С.Т. Шацкий, который писал, что «основная идея детского клуба – создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской природы» [12].

В Советском Союзе был накоплен большой опыт работы в сфере организации досуга детей с использованием объединений клубного типа, которые создавались по месту жительства, в Домах пионеров, в школах. Из статьи А. Саенко «История становления клубов в России и СССР» узнал, что в разные годы 20 века традиции клубной работы отличались. «В 60-70-е годы шло упрочение педагогической направленности клубной деятельности. Разрастается движение за вовлечение в клубную деятельность так называемых трудных подростков» [11].

Именно в это время и был организован клуб «Боевые мальчишки» в Новкинской школе. Историю его создания рассказала З.Т. Футерман. Описана она и в районной газете «Знамя» от 20 сентября 1970 г.

Из воспоминаний Зинаиды Тимофеевны: «Я работала старшей пионервожатой. В школе были мальчишки, которые ничем не интересовались, плохо учились, нигде не участвовали, некоторые имели проблемы и с дисциплиной. Директор школы Амплеева И.Н. вызвала меня к себе и обратила внимание на организацию работы с этими трудными ребятами. Я много раз приглашала мальчишек после уроков и в музей, и в пионерскую комнату, но все было безрезультатно. И тогда решила действовать по - другому. Написала каждому открытку: «Дорогой друг! Просим тебя прийти к клубу 18 октября, в субботу к 17 час. 30 мин. Эту открытку иметь при себе. Твои друзья». Запечатала в конверт и отправила письмо из г. Камешково. В назначенное время пришли все. Мальчишки были наготове, так как собирались драться. Думали, что это их вызвали камешковцы. Все были очень удивлены, увидев меня. Сначала не поверили, что это я им отправила открытку. Но от приглашения ко мне домой на чай не отказались. Для них это было в диковинку – в гости к учителю. А я накрыла стол – чай, конфеты, печенье. За беседой и договорились о создании клуба. Решили назвать его «Боевые мальчишки»[155].

Да, наверное, за чашкой чая общаться намного легче, да и интереснее…

Клубная форма работы с детьми в школе была новинкой. Из воспоминаний Амплеевой И.Н., директора школы с 1968 по 1993 г.г.: «В школе были «трудные» ребята, но мы старались найти пути и формы работы, чтобы увлечь их полезным делом. Одной из таких форм и стал клуб «Боевые мальчишки». З.Т. Футерман проводила большую работу с ребятами. Я, как директор, поддерживала все ее начинания»[156].

Таким образом, дата образования клуба «Боевые мальчишки» - 18 октября 1968 г.

Состав клуба «Боевые мальчишки»

Первый состав боевых мальчишек 1968-1969 учебного года определили по фотографии в Дневнике клуба. В него входили 10 человек:

Мальцев Вова (5кл.)                  Туманов Костя (5 кл.)

Насыров Алеша (7 кл.)              Горностаев Вова (4кл.)

Абрамов Вадим (4 кл.)               Пряхин Федя (6 кл.)

Пряхин Витя (6 кл.)                  Ветров Валера (6 кл.)

Станкевич Коля (6 кл.)              Ухин Саша (6 кл.)

Все ребята были из разных классов. Несмотря на разницу в возрасте (были среди них и второгодники), мальчишки сдружились[157].

В 1969-1970 учебном году состав клуба увеличился. Мальчишек стало 12. Присоединились Ветров Виктор и Красавин Леонид. Это данные из табеля успеваемости, который вела З.Т. Футерман весь 1969-1970 учебный год.

Почему эти мальчишки относились к «трудным»? «…Мальчишек не интересовали ни пионерские сборы, ни беседы, ни огоньки. Они взяли за правило, что это все для них не обязательно, и по привычке старались улизнуть от всего, что занимало свободные часы учащихся школы[158]».

Из воспоминаний Амплеевой И.Н.: «Ребята помладше имели неудовлетворительные оценки по ряду предметов, не хотели учиться. Их надо было какими-либо средствами мотивировать на учебу. В целом, они были неплохие, добрые. Мальчишки постарше уже были второгодниками. Но они не только плохо учились, но и нарушали дисциплину на уроках, хулиганили, постоянно устраивали драки и в школе, и на улице. Особенно плохим поведением отличались Красавин Леонид, Станкевич Коля (полуцыган), Насыров Алеша. Родители повлиять на них не могли, да и особенно не старались. Энергию этих ребят необходимо было направить в правильное русло, сдерживать их агрессию[159]». Именно это и учитывалось при организации деятельности клуба.

2017 год. Прошло почти 50 лет. Кто жив из боевых мальчишек? Где проживают? Как сложилась их жизнь? Ответить на эти вопросы мне помогли наши учителя, старожилы поселка. К сожалению, в живых осталось только четверо: Абрамов Вадим и Пряхин Виктор проживают в пос. Новки, Горностаев Владимир – в г. Шуя, Ухин Александр – в г. Ковров. Двое ребят (Мальцев В., Туманов К.) трагически погибли еще в молодом возрасте. Остальные умерли в разные годы от болезней[160].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: