Художественный образ нашего города

Художественный образ города представляет собой некий «рассказ в красках» о месте, где ты родился или живешь, что ты особенно любишь и почитаешь. Пейзаж родного города находит отклик в душе любого человека, выросшего здесь, пробуждает чувство прекрасного, отображается он и на полотнах художников. Проблема художника заключается в способе выражения своего личного отношения к конкретной окружающей среде.

Город Собинка Владимирской области – небольшой провинциальный районный центр со своей скромной историей. В мае 2018 года ему исполняется 160 лет. Два года назад гости из Великобритании, посетившие городской музей, назвали наш город «маленьким Манчестером». Первое, что мы увидим, въезжая в город, это здание текстильной фабрики середины XIX в., когда-то являющейся градообразующим предприятием. И еще нас бы впечатлили корпуса восьми кирпичных рабочих казарм и здание бывшей богадельни, построенных в конце XIX - начале XX вв. Именно эта часть города и напомнила нашим гостям промышленные районы старой Англии.

Историческая часть города начинается с площади Карла Маркса, где стоит монументальный памятник «Освобожденному труду» (1923 г.), рядом с ним мемориал «Книга памяти» (1995 г.), на котором высечены фамилии собинцев, не вернувшихся с Великой Отечественной войны.

На берегу реки Клязьмы еще сохранились здания церкви Воскресения Христова (1884 г.), несколько домов фабричных служащих, бывшая чайная, хлебная, построенные при фабрикантах Лосевых. Здесь же возведен новый храм Державной иконы Божией Матери (2005 г.).

Как в любом провинциальном городе, в Собинке много старых деревянных домов, особенно на окраинных поселках, имеющих такие звучные названия, как Большие и Малые Сокольники, Черёмушки, Жилкооперация. На фасадах этих домов до сих пор сохранились резные наличники и полотенца. Около домов – яркие палисадники и резные скамейки.

Сегодня реальный пейзаж города стал стремительно меняться. Сносятся старые двухэтажные деревянные дома по улицам Ленина, Комсомольской и Первомайской, построенные еще в двадцатые годы прошлого века, в которых долгое время проживали рабочие текстильной фабрики. Растут новые здания. Появляются однотипные спальные микрорайоны. Начало этому положила новая социальная программа сноса ветхого жилья и коммерциализация современной жизни с ее обилием магазинов, кафе и других торговых точек.

Рекламные щиты закрывают фасады старых зданий, разрушают композиционное построение некоторых памятников архитектуры – особенно это касается первых этажей и входных зон рабочих казарм - коридоров.

Новая точечная застройка порой наносит непоправимый урон городскому ландшафту, нарушая масштаб и пропорции исторической части города. На улице Димитрова снесены постройки 50-60-х годов прошлого века, на их месте возводятся современные здания, иные по стилю. Сохранить для потомков исторический облик города, его своеобразие – задача подрастающего поколения. В этом определенную роль могут сыграть работы местных художников, запечатлевших особенности родного города, его характерные черты и наиболее яркие места.

Как и у каждого города, у Собинки имеется своя и внешняя, и внутренняя красота. Мы обращаем внимание, прежде всего, на внешнюю красоту, которая сразу бросается в глаза. Это фасады первых каменных зданий, построенные в старорусском стиле, и окна деревянных домов окраинных поселков, украшенные старинными наличниками – произведениями деревянного зодчества. Красоту реки Клязьмы запечатлели на своих полотнах, как местные, так и российские художники.

Внутренняя красота иная, особая, именно она стала источником вдохновения для художников–профессионалов, а также для ребят из местной художественной школы.

Некоторые местные художники пытаются проявить себя в жанре городского пейзажа, стараясь увековечить то, что может навсегда уйти и не вернуться. Такие работы художников мы ежегодно видим на выставках, но для того, чтобы лучше понять замысел автора, нет ничего важнее личной беседы с ним. Ведь основная часть картин собинских мастеров хранится дома или в мастерских художников.

По словам собинского художника Г.И. Жукова, восприятие картины – это совместное творчество художника и зрителя. Зритель должен постараться увидеть, как художник проявил себя в художественном полотне, постараться воспринять его произведение, как исповедь. Картина – это диалог художника и зрителя, и без взаимного понимания работу смотреть бессмысленно[173].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: