Работа клуба «Боевые мальчишки»

Что же делали мальчишки? Чем занимались? Работа меня очень увлекла. Мне хотелось знать больше и больше о деятельности этого замечательного клуба. Ответ на вопросы нашел в Дневнике клуба и в заметке «Здравствуйте, «Боевые мальчишки!» в районной газете «Знамя» от 20 сентября 1970 г. На одном из первых заседаний были приняты законы жизни клуба: обещал – выполни. Не нравится – предлагай; предлагаешь - выполняй. Один за всех, все за одного. Жить без двоек. Твердая дисциплина. Уважай себя и общество.

Я подумал, ведь все это актуально и сейчас. Разве приветствуются «двойки», нарушения дисциплины? А умение держать своё слово, уважать окружающих?!

Разве это не важно? Казалось бы, вот они простые истины! Но не всегда просто их воспитать в себе!

Меня заинтересовал и План работы. Вот пункты плана на 1969-1970 уч. год:

- Заседания членов клуба 1 раз в неделю (суббота в 18 часов).

- Провести совместное родительское собрание.

- Подводить на заседаниях итоги: учебы, дисциплины, общественной работы.

- Выполнять всевозможные работы и заработанные деньги откладывать на поездки, экскурсии.

- Поездка в драмтеатр г. Владимир (осенние каникулы).

- Совершить поездку в г. Ковров, в комнату «Боевой славы».

- Провести огонек (встреча с участниками Великой Отечественной войны).

- Выпускать боевые листки.

- Каждое воскресенье проводить дежурство в клубе.

- Вечерами проводить соревнования по шашкам, шахматам.

Смешным и невыполнимым мальчишкам показалось предложение пионервожатой поехать летом в Севастополь. Зинаида Тимофеевна вспоминает, что они сразу же сказали: «А кто нас туда пустит? Нас, не отличников, не активистов. Ничего не получится!»[161] «Захотите по-настоящему, то поедем. Но только деньги на поездку зарабатываем сами и двоечников не берем», - ответила вожатая. «Мальчишки воодушевились, и работа закипела», - вспоминает З.Т. Футерман.

Листаем Дневник отряда.

18 октября – огонек

25 октября – подведение итогов работы.

26 октября – массовый выход на концерт (дежурство в клубе).

3 ноября – Погрузка мётел в вагоны.

9 ноября – поездка в драмтеатр г. Владимир на спектакль «Уступите место завтрашнему дню». Посетили музей, планетарий.

20 ноября. Экскурсия в комнату «Боевой славы» в г. Ковров.

16 декабря. Шашечный турнир.

Февраль. Подготовка к «Зарнице».

Март. Подготовка к смотру художественной самодеятельности. Оказание помощи Стакановой А.А. (пилка и колка дров).

9 марта. Грузили мётлы. Заработали 36 руб.

С 12 по 22 марта. Работали на лесокомбинате. Заработали 100 руб.

С 1 по 8 июня. Работали в совхозе «Камешковский». Заработали 70 руб.

С 12 по 22 июня. Работали на фабрике имени Свердлова г. Камешково. Сохранились пропуски на работу. Заработали 140 руб.

Поездка в Севастополь. Наконец-то мечта и цель «боевых мальчишек» сбылась. А сколько для этого добрых и полезных дел пришлось выполнить!

Вот они, кажется, обычные дела… Но смогли бы мальчишки всё это сделать сами? Нет! Нужен был руководитель, который пользовался у ребят уважением, с мнением которого они считались. Тот, кто постоянно находился рядом, поддерживал во всем, помогал. Таким человеком оказалась Зинаида Тимофеевна. Несмотря на то, что у нее была семья, маленькая дочка, пионервожатая находила время для мальчишек. А ее квартира служила местом, где ребята собирались почти каждую субботу.

Главным условием поездки в Севастополь было отсутствие оценок «2».

З.Т. Футерман весь 1969-1970 учебный год вела «Табель успеваемости клуба «Боевых мальчишек». Анализ успеваемости показал следующее:

- за 1 четверть семь человек имели «2», некоторые не по одной. Красавин Л. и Пряхин Ф. – по пять «2», Волков А. – семь «2».

- за 2 и 3 четверти – двойки были уже у пятерых.

- за 4 четверть – одна «2» по арифметике у Пряхина Ф.

Сколько же надо было приложить сил вожатой, чтобы заставить своих «боевых мальчишек» учиться. А сколько усилий, терпения и желания – мальчишкам, чтобы заставить себя учить. Но результат – налицо! «2» практически не стало!

Другим показателем совместной работы можно считать оценку за поведение. Меня такая отметка удивила – ведь сейчас в школе поведение не оценивают. Десять человек все четверти за поведение имели только «4» и «5». Только у Станкевича Коли за 2 четверть и у Красавина Леонида за 2 и 3 четверти были «3». Вот что значит, иметь цель в жизни! И, оказалось, что невозможное возможно!

Путевки в Севастополь куплены. Мечта боевых мальчишек сбылась! В июне 1970 г. группа новкинских мальчишек со своими руководителями супругами Футерман Зинаидой Тимофеевной и Юлием Иосифовичем поселились на севастопольской базе «Спутник». На базе проживало много групп туристов из всех уголков нашей страны. Зинаида Тимофеевна вспоминает: «Экскурсии по городу, музеям, мероприятия на базе отдыха… Между группами проводились соревнования на лучшее санитарное содержание палат и на активность в общественной жизни. Я сказала своим мальчишкам, что мы и здесь должны быть лучшими. 30 июня были подведены итоги. Мы единственные получили благодарность за отличное санитарное содержание палат и благодарность за активное участие в общественной жизни. Наградой стала экскурсия на военный корабль, который находился в открытом море. Впечатления у всех остались незабываемые!»[162]

Одним из самых ярких моментов в своей работе считаю встречу с «боевыми мальчишками 70-х». Из личной беседы я узнал, что же особенно памятно мальчишкам?

 Из воспоминаний Абрамова Вадима Сергеевича: «Клуб был организован для хулиганов, двоечников, отстающих из разных классов. Были и мальчишки из начальной школы. Я был второгодником, да и не один год. Сидел на последней парте, никого не трогал и читал книги, даже на уроках… Чем занимались в клубе? Всем: помогали железнодорожникам, хозяйственные работы в школе. Были мы и тимуровцами – помогали старикам. Помогали и дома восстанавливать после пожара. Была у нас и военная подготовка: ходили строем, маршировали, выполняли физические упражнения с нагрузками. Выбрали из нас и футбольную команду, мы защищали честь школы в районе. Все, конечно, делали после уроков. Были и дополнительные занятия по предметам… Конечно же, очень понравилась поездка в Севастополь. Нам очень нравилось в клубе. И я даже не помню, чтобы мы хотели оттуда выйти[163]».

После окончания школы Вадим пошел работать, затем служба в армии (два года в морфлоте, Мурманская область). За отличную службу был сфотографирован у Красного Знамени части. 16 лет отработал в линейном отделе милиции станции Ковров, затем на железной дороге, где и работает и сейчас.

Размышляю и делаю для себя вывод: «делать людям хорошее - хорошеть самому». Эти слова можно отнести, конечно, и к мальчишкам, которые, благодаря своим добрым поступкам, делам, сами наверняка стали лучше: повысилась успеваемость, дисциплина, сформировались такие качества, как дружба, взаимовыручка, уважение к другим людям… Безусловно, и к Зинаиде Тимофеевне, тогда ещё очень юной пионервожатой, а теперь очень уважаемой жительнице нашего посёлка.

Вот что рассказал Пряхин Виктор: «Много разных дел мы делали. Вспоминаю азбуку Морзе, которой нас научила Зинаида Тимофеевна. Мы могли прочитать текст, написанный азбукой Морзе, и наоборот, перевести на азбуку Морзе. Могли передавать сообщения на расстоянии с помощью флажков. Это раньше было во время игры «Зарница». Зинаида Тимофеевна придумала нам игру с большим ключом и шифром. Мы в течение нескольких месяцев должны были проходить станции и выполнять задания. На финише получили ключ с буквами (не помню какими)… Было нам интересно заниматься в клубе[164]».

После школы Виктор поступил ГПТУ №1 Коврова, выучился на слесаря. Работал на заводе имени Дегтярева в Коврове. После рождения первой дочери перешел на железную дорогу, где и работает до сих пор.

З.Т. Футерман позднее рассказала об этой игре. Называлась она «СБТУ». На листе ватмана в нижнем углу рисовалась планета Земля, а в верхнем Луна. Между ними были написаны станции («Трудовая», «Творческая» и т.п.). Натягивалась проволочка от Земли до Луны, к которой приделывалась ракета. После посещения станции и выполнении заданий ракета передвигалась. На финише мальчишки получали большой ключ и расшифровку СБТУ – смелые, быстрые, трудолюбивые, умелые. «После того, как я расшифровала буквы, ребята расстроились. Они думали, что будет что-то интересное. Но я им сказала: «Давайте, вспомним, сколько полезных, увлекательных дел вы сделали, переходя от одной станции к другой. Но самое главное, за активное участие в игре вы награждаетесь поездкой в Москву. Все были в восторге. Сначала мы с боевыми мальчишками съездили в Москву, а затем в Севастополь[165]».

В районной газете «Знамя» за сентябрь 1970 г. написано: «Клуб «Боевые мальчишки» - первая ласточка в Камешковском районе. Дело очень нужное. Положено хорошее начало» [9].

Я встретился с Горностаевой Л.И., мамой Горностаева Владимира. Интересно было слушать её воспоминания. Она с увлечением показывала фотографии и одновременно комментировала: «Вот здесь ребята сажают деревья, а это фото из Севастополя… Сын был рад, что его записали в клуб. Ему очень нравилось участвовать во всех делах. Большое спасибо Зинаиде Тимофеевне за то, что она научила ребят трудиться». Я заметил, с какой гордостью прозвучали слова о том, что сын был награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали. «После школы Вова закончил училище. Получил профессию маляра. Армия, инженерные войска. Трудовая жизнь была разнообразной: пришлось поработать и на стройке, и в кузнице, и на железной дороге. Сейчас сын на пенсии, он ветеран труда [166]». Её гостеприимство, улыбка, искорки в глазах - всё говорило о том, что ей приятно было говорить о её сыне. Я ещё раз убедился в важности и необходимости клуба боевых мальчишек.

Таким образом, клуб «Боевые мальчишки» был для ребят школой жизни. Это была не игра, а серьезная работа, и, прежде всего, над собой. Мальчишкам многое удалось: исправить плохие оценки, улучшить дисциплину, заработать деньги на экскурсию. И самое важное – они изменили мнение о себе, поверили в свои силы и возможности! Объединяющим фактором стала общая заинтересованность в результатах своей работы и ненавязчивое, но твердое руководство пионервожатой.

Заключение

В ходе проведенного исследования я познакомился с историей возникновения и деятельностью клуба «Боевые мальчишки» школы № 5 станции Новки.

«Боевые мальчишки» просуществовали два года. В апреле 1969 года супруги Футерман организовали школьное лесничество «Внуки Берендея». В 1969-1970 учебном году эти два объединения существовали параллельно. Мальчишки не хотели ни с кем объединяться. Клуб им очень нравился[167]. И Зинаиде Тимофеевне пришлось приложить немало усилий и смекалки, чтобы переманить мальчишек в школьное лесничество.

Как сложилась дальнейшая судьба боевых мальчишек? К большому сожалению, Станкевич Н. и Насыров А. не избежали тюрьмы. Но остальные ребята закончили училища, железнодорожный техникум (Ухин А., Ветров В.), работали. Встречи, беседы убедили меня, что работа З.Т. Футерман была не напрасной. Во-первых, потому что все ребята закончили школу, во-вторых, исправили своё поведение, в-третьих, коллективные дела их сплотили, большинство из них выбрали правильную жизненную позицию. А это очень важно.

В народе говорят: «Всё новое – это хорошо забытое старое». Клуб боевых мальчишек в Новкинской школе был вновь организован спустя 30 лет. И вновь таким же путем – приглашение через открытку на встречу около клуба… И опять азбука Морзе, игры, трудовые дела, тимуровская работа…

Почему клубная форма работы оказалась востребована? Чем привлекательна для ребят? Скорее всего, потому, что здесь царит атмосфера доверия, каждый может показать себя с лучшей стороны, заняться интересным делом, приобрести новый опыт, новых друзей. Все это очень важно и для современных подростков.

С результатами работы выступил перед учащимися школы. Работа вызвала интерес. По материалам исследования оформлен переносной стенд для школьного музея, по которому провожу экскурсии. Материалы исследования войдут в очередной выпуск краеведческого сборника «Все мы родом из детства».

Библиография

Неопубликованные источники:

1.Дневник Клуба боевых мальчишек за 1969-1970 учебный год

2. Табель успеваемости клуба «Боевых мальчишек» за 1969-1970 учебный год

3. Воспоминания Абрамова В.С., записанные Абрамовым В. 14.10.2017 г.

4. Воспоминания Амплеевой И.Н.., записанные Амплеевой И.Н. 02.11.2017

5. Воспоминания Пряхина В.Е., записанные Галкиным Д. (18.10.2017, пос. Новки ул. Калинина)

6. Воспоминания Футерман З.Т., записанные Галкиным Д. (12.09.2017 в МОУ Новкинская ООШ)

7. Воспоминания Горностаевой Л.И., записанные Галкиным Д.(27.10.2017 в пос. Новки, ул. Парковая)

Опубликованные источники:

8. Здравствуйте, «Боевые мальчишки!» // Знамя. – 1970. – 20 сентября

Интернет-источники:

9. А. Саенко «История становления клубов в России и СССР» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.proza.ru/2017/03/30/2060/

10. Теория и практика клубной деятельности как основа организации досуга современных школьников / В. В. Полукаров[Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-klubnoy-deyatelnosti-kak-osnova-organizatsii-dosuga-sovremennyh-shkolnikov

11.Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических оборотов /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 7-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 1999 с.

 

Бусыгина София Евгеньевна, обучающаяся 10 класса МБОУ Асерховская СОШ, обучающаяся МБУ ДО Собинского района ДДТ г. Собинки
Руководитель: Соколова Вера Борисовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО Собинского района ДДТ г.Собинки Номинация «Культурное наследие»

 

Тема работы:

«Жанр городского пейзажа в творчестве художников

 города Собинки»

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение
2. Понятие жанра городского пейзажа в художественном творчестве
3. Художественный образ нашего города
4. Из истории возникновения художественного направления в нашем городе
5. Городские пейзажи на картинах местных художников
6. Причины недостаточного внимания собинских художников к жанру городского пейзажа
7. Заключение
8. Библиография
9. Список приложений

Введение

В апреле 2017 года учащиеся объединения «Поиск» Центра детского и юношеского туризма и экскурсий Собинского района неожиданно для себя столкнулись с проблемой отсутствия представления местных школьников о творчестве художников-земляков. Проведенный социологический опрос среди учащихся школ города Собинки показал, что, даже не смотря на ежегодные, регулярно проводимые, персональные и совместные выставки работ местных художников в городском Доме культуры, об их творчестве в основном знали лишь учащиеся художественной школы, когда как другим школьникам это было неизвестно (Приложение А1). Так родилась идея создания туристического маршрута по местам, связанным с известными художниками родного края, который был открыт в июне 2017 года[168] (Приложение Б1, 2). Учащиеся города стали активнее посещать художественные выставки.

На выставках местных художников представлялись разные по жанру картины, но работ с изображением города Собинки, его достопримечательностей было очень мало. Предположила, что данный жанр не свойственен собинским художникам. Мне стало интересно, почему жанр городского пейзажа не вызывает повышенного интереса в творчестве местных художников.

Объект исследования – творчество художников города Собинки.

Предметом исследования является изображение местного городского пейзажа на картинах собинских живописцев.

Цель исследования – посредством изучения творчества местных художников выяснить, какое место в работах собинских живописцев занимают произведения, посвящённые местному городскому пейзажу, и особенности городского пейзажа города Собинки.

Задачи исследования:

· встретиться с собинскими художниками, собрать материал об их творчестве, выявить их отношение к родной земле и связь с ней;

· изучить жизнь и творчество местных художников, особенности их индивидуального подхода в раскрытии темы городского пейзажа;

· собрать репродукции картин художников, посвящённых родному краю, для создания картинной галереи в музее истории города Собинки;

· выяснить причины недостаточно частого обращения местных художников к данному художественному направлению.

В работе были использованы следующие методы исследования:

· социологический опрос школьников города Собинки по теме исследования;

· анализ картин собинских художников;

· интервью, взятые у местных художников;

·  анализ материалов по особенностям творчества собинских художников;

· анализ и обобщение источников, хранящихся в архиве музея истории города Собинки и местном Доме культуры;

· анализ и обобщение материалов Интернета и районных СМИ по заданной теме (словарные статьи, газетные материалы и т.п.);

· систематизация полученных данных.

Основными источниками для написания работы стали картины собинских художников и интервью, взятые у них, беседы с организаторами выставок в ДК города Собинки О.Н.Марушко и И.П.Курбановой, а также статьи из местной газеты «Доверие» и архивные материалы музея истории города Собинки и Дома Культуры.

Новизна исследования заключается в том, что системно данная тема еще не изучалась. До настоящего времени не было предпринято попыток комплексного анализа работ собинских художников с изображением местного городского пейзажа.

Собранные материалы переданы в музей истории города Собинки и легли в основу музейного занятия «Родной край в творчестве художников-земляков», а также для создания картинной галереи «Город Собинка глазами местных художников».

Гипотеза исследования: собинские художники не уделяют особого внимания жанру городского пейзажа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: