Городские пейзажи на полотнах местных художников

В беседе с организаторами творческих выставок в Доме культуры города Собинки О.Н. Марушко и И.П. Курбановой выяснила, что тема городского пейзажа в разные времена волновала и собинских художников. Их творчество в этом жанре отражало в какой-то мере состояние реального городского пейзажа своего времени. Некоторые местные художники хотя бы однажды попробовали себя в городском пейзаже, кто-то удачно, кто-то менее удачно. Но очень мало тех, у кого этот жанр занимает серьезное место в творчестве. Об этом хорошо знают и постоянные посетители выставок, ежегодно проходящих в местном Доме культуры, оставившие свои записи в книге отзывов и предложений[180].

Работая над исследованием, лично познакомилась со многими собинскими художниками, проявившими себя в жанре городского пейзажа. В основном, все полотна написаны маслом на холсте. Личные встречи с местными мастерами, беседы и посещение мастерских художников оставили неизгладимое впечатление об их трудоспособности, умении видеть оттенки и точно фиксировать увиденное на полотне.

Из двенадцати местных художников город на полотнах можно увидеть лишь у восьми, из них только пять живописцев пригласили нас в мастерские и познакомили со своим творчеством.

Профессиональный художник Григорий Иванович Жуков написал городских пейзажей больше других мастеров. Вот названия его работ: «Собинка. Городской пейзаж», «Мост через Клязьму», «Зимняя сказка. Улица Лесная», «Осень на Парковой», «Поселок весной», «Зимний парк» и другие. Он создал реалистические пейзажные образы, добрые и понятные. Город написан таким, какой он есть, ничем не приукрашен. Он видит красоту во всем, что изображает: в старых рабочих казармах; в бревенчатых стенах домов. Художника волнуют заснеженные сосны у дома, березовые аллеи на берегу реки Клязьмы, даже ветхие дома окраинных поселков. Теплыми красками он изображает город зимой, холодными цветами пишет старые постройки, как бы передавая свое отношение к миру. В своих картинах мастер запечатлел для потомков облик старого города. У него много рисунков, этюдов и эскизов, выполненных с натуры, а не с фотографий. И это очень ценно (Приложение В).

Исторический пейзаж города преобладает в работах и самодеятельного художника Сергея Сергеевича Журавлева. Его картины, написанные маслом, «Русь уходящая» (Церковь Воскресения Христова), «Собинские посёлки», цикл работ «Улица Ленина» запечатлели именно ту часть города, которая была наиболее перестроена за последнее время. Он сумел показать красоту старых двухэтажных деревянных построек (их уже почти нет), и простых, почти деревенских, домов, расположенных вдоль дорог, покрытых осенними лужами. Его пейзажи документальны, изображают знакомые всем с детства места. Они вызывают желание сохранить, а не разрушать, чтить и помнить все, что ранее было создано предками.

Самодеятельная художница Надежда Владимировна Орлова пишет городские пейзажи совсем по-другому. Она создает поэтический пейзаж, сопровождая его стихами собственного сочинения. В ее полотнах зафиксировано настроение, например, «Золотая осень. Поликлиника», «Вечер. Улица Чайковского», «Дождь». Надежда Владимировна создает живые картины, как бы любуется молодой парой у своего дома, сочувствует девушке, идущей по улице города под дождем. Так она предлагает зрителю свой художественный вариант восприятия вида города: тихого и спокойного.      

Профессиональный художник Марина Васильевна Козлова отличается точным воспроизведением натуры маслом по холсту. Большинство ее работ

(«Мост через реку Клязьму», «Вид на Клязьму.Фабрика») фотографичны, выполнены методом живописного реализма, детально прорисованы все элементы картины. Первоначально всем кажется, что перед тобой хорошая цветная фотография, запечатлевшая местный пейзаж в определенном ракурсе. До мелочей прописано все: фабричная труба, бетонный мост, листья на деревьях и кустах. Такие работы точно фиксируют подробности городского пейзажа для будущего поколения.

Интересен городской пейзаж и в творчестве профессионального художника Александра Александровича Курчакова. Его манера письма больше свойственна авангардизму, отличается условными изображениями, лихим наложением мазка. Такие картины, как: «Зима. Поселки», «Дубки», «Сокольники», «Парк. Первый снег», запоминаются зрителю благодаря использованию ярких красок.

«Творческую эстафету» собинские художники передали ребятам из местной художественной школы. Ежегодно в школе проводятся пленэры, на которых учащиеся стараются запечатлеть особенности своего города. На картинах будущих художников городской пейзаж запечатлен живописно, колоритно, часто детально. Юные художники Наталья Юдина, Арина Королькова, Павел Сухманов и другие посвятили свои работы самым узнаваемым местам нашего города. Их работы также достойны занять свое место на выставках и в галерее.

Причины недостаточного внимания собинских художников

К городскому пейзажу

Познакомившись с творчеством собинских художников, убедилась, что все они видят свою малую родину «милым сердцу уголком» и рассказывают о ней при помощи разных художественных средств. Многие работы с мельчайшей точностью запечатлевают уголки родного провинциального городка, словно фиксируют их для молодого поколения. Некоторые художники при описании города больше уделяют внимание чувствам и эмоциям, возникающим во время создания картины. Но, к великому сожалению, приходиться отметить, что по отношению к общему количеству работ, городской пейзаж занимает в творчестве местных художников не главное место.

В результате личных бесед с собинскими мастерами удалось выделить следующие причины, указываемые художниками на недостаточность внимания к городскому пейзажу. Во-первых, «на такую живопись нет спроса»[181], то есть такие картины - некоммерческие, редко покупаются частными лицами, не приносят ожидаемого дохода. Во-вторых, жанр городского пейзажа сложный и трудоемкий в исполнении. Требуются специальные знания и навыки в построении перспективы, воспроизведении пропорций зданий и их деталей. Для него характерна особая специфика в передаче цвета и глубины пространства[182]. В-третьих, художники часто не видят достойных объектов для воспроизведения на полотнах. Для многих это скучные серые будни провинциального города, навевающие тоску[183]. А ведь в нашем городе имеются и памятники архитектуры, и скульптурные композиции, парковые зоны. В-четвертых, если прежде художнику удавался определенный жанр, то ему очень трудно переключиться на другой, как бы изменить себе; а после нескольких неудачных попыток, как правило, желание заниматься чем-то новым исчезало[184]. В-пятых, жанр городского пейзажа для многих художников: «скучный, мертвый, неинтересный», редко привлекающий внимание публики[185].

Заключение

Таким образом, в результате личных встреч с местными художниками и организаторами художественных выставок мне удалось выяснить, что жанр городского пейзажа нашел свое отражение в творчестве собинских художников, что говорит о том, что моя гипотеза подтвердилась лишь частично. И хотя этот жанр занимает не главное место, части художников он не безынтересен. Тем не менее, большинство живописцев все же отдают предпочтение таким художественным жанрам, как природный пейзаж, натюрморт и портрет. На ежегодных выставках виды городского пейзажа выставляются редко, среди художников мало и мастеров этого жанра. Мне удалось выяснить основные причины такого явления. Главной причиной отсутствия интереса к данному жанру является его невысокая востребованность у ценителей, покупателей картин. Ведь любая работа, даже творческая, должна приносить доход. Поэтому многие живописцы стремятся заниматься наиболее востребованными жанрами, вплоть до копирования картин великих мастеров.

В тоже время, наше обращение к местным художникам с просьбой о помощи в создании при музее истории города Собинки картинной галереи «Город Собинка глазами местных художников» вызвало большой интерес, и некоторые из них даже пообещали подарить или написать новые картины с изображением достопримечательностей и природных уголков нашего города.

Хочется отметить, что нынешние учащиеся художественной школы также не равнодушны к данному жанру. И, может быть, их дальнейшее творчество в большей мере будет посвящено особенностям местного городского пейзажа. Надеюсь, что спустя много лет нашим потомкам будет интересно совершить виртуальную экскурсию по прекрасным уголкам провинциального города со своим «характером», самобытной природой и историей, являющимся частичкой нашей великой Родины – России.

Библиография

Литература

1. Архитектурный пейзаж Новосибирска глазами художника [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://go.mail.ru/search.- (Дата обращения 08.09.2017)

2. Виды пейзажа [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fb.ru/article/194910/vidyi-peyzaja-v-jivopisi.- (Дата обращения 08.09.2017)

3. Журавлев С. Дмитрий Иванович Горбунов – первый художник собинской земли [Текст] /C.Журавлев // Доверие.-2015.- 21 апреля.- № 27.

4. Журавлев С. Опять о художниках и не только [Текст] /С.Журавлев // Доверие.-2016.- 29 ноября.- № 96.

5. Комарова Н.Память должна быть благодарной [Текст] /Н.Комарова // Доверие.-2015.- 25 декабря.- № 100.

6. Комарова Н.Тропою художника [Текст] /Н.Комарова // Доверие.-2017.- 30 июня.- № 50.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: