Исследование словоизменения

Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

Материал исследования: картинки, изображающие один и много предметов, и слова (дом-дома, ведро-ведра, кольцо-кольца, зеркало-зеркала, одеяло-одеяла, платье-платья, ухо-уши, стол-столы, оса-осы, коза-козы, книга-книги, груша-груши, мальчик-мальчики, пень-пни, лев-львы, улей-ульи, дерево-деревья, стул-стулья, перо-перья, лист-листья).

Исследование дифференциации в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Детям предлагается показать картинки: «Покажи, где дом. А где дома?».

Исследование дифференциации в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и предлагает назвать предмет или предметы, изображенные на картинке: «Скажи, это что» или «Это кто?».

Оценка результатов выполнения заданий:

Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.

Уровень выше среднего (3 балла) – единичные ошибки при выполнении заданий.

Средний уровень (2 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.

Уровень ниже среднего (1 балл) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.

Низкий уровень (0 баллов) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.

Употребление существительных в винительном падеже единственного числа.

Материал исследования: картинки и слова (дом, стол, мяч, кот, мальчик, лев, вишня, сумка, девочка, дерево, платье, ведро).

Процедура и инструкция. Перед ребенком последовательно раскладываются картинки и предлагается назвать, кого (или что) он видит на картинке.

Оценка результатов выполнения заданий та же.

Употребление существительных в родительном падеже единственного числа.

Материал исследования: картинки (волк без уха, слон без хобота, стол без ножки, петух без хвоста, машина без колеса, кофта без рукава, расческа без зубьев, ведро без ручки, кресло без спинки, дерево без ствола).

Процедура и инструкция. Экспериментатор объясняет ребенку, что художник не успел дорисовать картинки. Далее перед ребенком последовательно выкладывают картинки и просят сказать, у кого (чего) чего-то нет (У слона нет хобота и т.д.).

Оценка результатов выполнения заданий та же.

Употребление существительных в дательном падеже единственного числа.

Предлагаются 2 задания.

1 задание.

Материал исследования: две серии картинок (1 серия – кролик, еж, петух, коза, корова, белка, лошадь; 2 серия – морковка, яблоко, зерна, трава, сено, орехи, овес.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается посмотреть на 1-ю серию картинок. «На этих картинках изображены животные. Дадим корм животным. Для этого надо вспомнить, кто что любит». Далее предлагаются по одной картинки 2-й серии. Экспериментатор задает вопросы: «Кому дадим морковку? и т.д.».

2 задание.

Материал исследования: картинки и слова (кольцо (колечко), зеркало (зеркальце), ведро (ведерко), платье, пирожное.

Процедура и инструкция. «Представь, что у тебя день рождения, и тебе принесли подарки. Ты очень рад (рада) подаркам. Посмотрим, какие подарки тебе принесли». Экспериментатор раскладывает картинки. «Я буду показывать подарок, а ты называй, чему ты рада. Например, «Я рада варенью».

Оценка выполнения заданий та же.

Употребление существительных в творительном падеже единственного числа.

Материал исследования: картинки и слова (нож, веник, топор, карандаш, вилка, ложка, лейка, пила, мыло, полотенце, ведро, одеяло).

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладывают картинки, затем просят показать картинку и ответить на вопрос:

§ Чем режут хлеб?

§ Чем подметают пол?

§ Чем рубят дрова?

§ Чем рисуют?

§ Чем едят котлету?

§ Чем едят суп?

§ Чем поливают цветы?

§ Чем пилят дрова?

§ Чем моются?

§ Чем вытираются?

§ Чем черпают воду из колодца?

§ Чем закрываются на ночь?

Оценка результатов выполнения заданий та же.

Исследование понимания и употребления предложно-падежных конструкций единственного числа.

Исследование дифференциации в импрессивной речи.

Исследование проводится с использованием двух видов заданий.

Задание 1.

Материал исследования: картинки с изображением двух предметов в различном пространственном расположении по отношению друг к другу (ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом, ложка над стаканом, ложка перед стаканом, ложка сзади стакана, ложка справа от стакана, ложка слева от стакана.

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладываются картинки и просят показать, где ложка в стакане и т.д.

Задание 2.

Материал исследования – два предмета (карандаш и книга).

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается выполнить действие. Даются следующие инструкции: «Положи карандаш в книгу, на книгу, под книгу, перед книгой, справа от книги, слева от книги, за книгу, около книги и др.». Далее предлагается взять карандаш с книги, из книги, из-под книги (при этом одновременно карандаши лежат в книге, на книге и под книгой).

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Материал исследования тот же.

Процедура и инструкция. Исследование также проводится с использованием двух видов заданий.

Задание 1.

Ребенку предлагается назвать, где находится предмет, изображенный на картинке. Экспериментатор показывает картинку и дает инструкцию типа: «Где находится ложка?».

Задание 2.

Оречевление действий. В начале исследования экспериментатор выполняет действие (кладет карандаш в книгу, на книгу, под книгу, над книгой, перед книгой, за книгу, около книги; берет карандаш с книги, из книги, из-под книги). После показа действия дается инструкция типа: «Куда я положила карандаш?» или «Откуда я взяла карандаш?».

Оценка результатов исследования та же.

Употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Материал исследования: картинки и слова (столы, мальчики, дома, ложки, вилки, вишни, ведра, кольца, окна, мячи, карандаши, пни, стулья, деревья, листья).

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и дает следующую инструкцию: «Скажи, на этой картинке много чего?»

Употребление существительных дательного падежа множественного числа.

Материал исследования: предметные картинки и слова (дома, кусты, стулья, деревья, парты).

Процедура и инструкция. Перед ребенком последовательно выкладываются картинки. Даются следующие инструкции: «Представь, что впереди тебя стоят столы и ты подходишь к ним. Как ты скажешь? Я подхожу к чему? Дополни предложение: Я подхожу к …. А если впереди тебя растут деревья, то как ты скажешь? Я подхожу к чему?»

Употребление существительных творительного падежа множественного числа.

Материалом исследования могут служить предметные картинки (дома, поля, березы, сосны, дороги).

Процедура и инструкция. Перед ребенком поочередно выкладываются картинки. Дается следующая инструкция: «Представь, что ты летишь на самолете и смотришь вниз. А внизу ты видишь дома, поля, леса, березы, сосны, дороги. Если внизу ты увидишь дома, то как ты скажешь? Самолет летит над чем?» и т.д.

Употребление существительных предложного падежа множественного числа.

Материалом исследования служат предметные картинки и слова: крыши, деревья, провода, дороги, машины

Процедура и инструкция. Экспериментатор говорит ребенку: «Когда на улице зима, идет снег. Снег покрывает крыши, деревья, провода, дороги, машины. Если крыши в снегу, то как ты скажешь? Снег лежит на чем?» И т.д.

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

Материалом исследования служат словосочетания и картинки: красный шарф, красная кофта, красное платье, красные бусы; синий шар, синяя тетрадь, синее ведро, синие брюки; кожаный портфель, кожаная сумка, кожаное пальто, кожаные перчатки.

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция. Перед ребенком раскладывается серия картинок с изображением предметов одного цвета. Дается инструкция: «Я буду называть цвет предмета, а ты догадайся, о каком предмете я говорю, и покажи его на картинке. Красное… Что это? Покажи картинку». И т.д.

Исследование дифференциации в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку картинки с изображением предметов одного цвета. Дается инструкция: «Назови цвет этих предметов. Какие они по цвету?» Затем экспериментатор показывает поочередно картинки. В случае затруднений называется предмет: «Шарф, какой он? И т.д.».

Согласование прилагательного с существительным в родительном падеже множественного числа.

Материалом исследования служат словосочетания и картинки: на улице большие дома, в вазе большие яблоки, на земле желтые листья, на полке толстые книги, в магазине красивые куклы.

Процедура и инструкция. Экспериментатор кладет перед ребенком первую картинку и говорит: «В вазе большие яблоки. А как можно сказать по-другому? В вазе много чего?». Если ребенок дает только форму существительного, задается вопрос: «Каких яблок?» И т.д.

Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени.

Материал исследования: картинки с изображением действий одного или нескольких предметов или людей (Мальчик вытирает. Мальчики вытирают. Девочка убирает. Дети убирают. Девочка катается на санках. Девочки катаются на санках. Стул стоит. Стулья стоят. Лошадь скачет. Лошади скачут.).

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция.

Экспериментатор показывает картинку и дает инструкцию следующего типа: «Покажи, где вытирают? А кто вытирает?» И т.д.

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и дает инструкцию типа: «Назови, что делает мальчик? Что делают мальчики?» И т.д.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Материал исследования: предложения и картинки (Мальчик упал. Девочка упала. Дерево упало. Мяч покатился. Машина покатилась. Яблоко покатилось.).

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция. Экспериментатор раскладывает серию картинок и дает инструкцию типа: «Покажи, кто упал? Кто упала? Где упало??» И т.д.

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Мальчика и девочку зовут одинаково – Женя. Я буду показывать картинку, а ты будешь говорить, что делает Женя (Женя упал. Или Женя упала) и дополнять предложение». Экспериментатор показывает картинку и говорит: «Женя…». В случае затруднений даются две формы для выбора (Женя упал. или Женя упала?).

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Материал исследования: предложения и картинки (Девочка моет руки. Девочка вымыла руки. Девочка одевается. Девочка оделась. Мальчик рисует. Мальчик нарисовал. Мальчик лезет. Мальчик залез. Девочка сажает. Девочка посадила.).

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть парные картинки, например, «Девочка моет руки», «Девочка вымыла руки». Затем дается инструкция: «Покажи, где девочка моет руки? Где девочка вымыла руки?».

Исследование дифференциации в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком раскладываются две парные картинки, например, «Девочка моет руки», «Девочка вымыла руки». Экспериментатор показывает картинку и задает вопрос: «Что делает девочка?» или «Что сделала девочка?»

Исследование понимания и употребления возвратных глаголов.

Материал исследования: картинки с обозначением действий (Мальчик прячет машинку. Мальчик прячется. Девочка причесывает сестренку. Девочка причесывается..Мама одевает дочку. Мальчик одевается. Мальчик вытирает доску. Девочка вытирается полотенцем. Мама качает малыша. Девочка качается на качелях.).

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает ребенку парные картинки, например, «мальчик прячет» и «мальчик прячет» и «мальчик прячется». Дается следующая инструкция: «Здесь кто-то прячет, а кто-то прячется. Покажи, кто прячет? А кто прячется?»

Исследование дифференциации в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком раскладываются парные картинки, например, «девочка причесывает» и «девочка причесывается». Дается следующая инструкция: «На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается». Затем экспериментатор поочередно показывает картинки и задает вопрос: «Что делает эта девочка?». В случае затруднений предлагаются обе формы: «Девочка причесывает или причесывается?».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: