Рисунок 27. Улица в центре Копенгагена

Наука «Урбанистика» не особо развита в этой стране. Но сегодня люди начинают понимать в мире, что надо конкурировать с другими городами за человеческий капитал. Может кто-то из вас видел посты, о женщинах, которые не чувствуют себя с ребёнком безопасно на улице.

Почему город должен стать умным? Потому что урбанистика и городское планирование – это наука о том, как сделать людей счастливыми в ограниченном пространстве. Всё влияет на всё, и каждый влияет на каждого. Хорошие решения способны менять общественное мнение в лучшую сторону. Люди говорят, что сегодня москвичи в 3 раза меньше сдают на права, чем 5 лет назад. Москва настолько стала доступной для пешехода и настолько там развитый транспорт, что люди понимают, что машина это слишком дорого и неэффективно. Потому что москвичи думают «Ну а зачем права? Зачем душные машины?» И главная идея того, чем вы тут занимаетесь – это то, что в городе всё взаимосвязано. Это и есть наука урбанистика. То есть это в первую очередь социология, психология человека, всё может идти от чувства человека. Сегодня каждый камень говорит об урбанистике, но не все помнят, что в городе всё взаимосвязано. В определённых ситуациях ты можешь сказать, и все это будут понимать, что вот здесь нужна ещё одна проезжая полоса. Давайте, куда мы потратим деньги: починить дороги, нам нужно расширить полосу. Кстати, тут пробки, тут надо расширить. Давайте накопаем подземных переходов на Виктории, чтобы мы быстрее перемещались в сторону центра, этого будут просить люди. Вот и на это отвечает урбанистика - это сложное, это нужно нести в массы, это важно изучать и я считаю, что Челябинск сегодня имеет огромное количество проблем и требует важные компетенции, которые нужно нести, которые нужно разрабатывать, развивать.

Сегодня в России идёт конкуренция только в разряде «у кого хуже», поэтому люди уезжают в Москву и Питер, в столицы, соответственно хороший бизнес не развивается здесь. Допустим, директор IT-компании, который даёт рабочие места и живёт в Челябинске. Да, они делают продукты, какое-нибудь приложение или игру и так далее. Они получают деньги со всего мира в Челябинске, и этот директор IT-компании платит большую зарплату и приглашает специалистов из других регионов или даже из других стран. Приглашает специалистов из других городов работать в его компании, которая находится в Челябинске. Эти люди, которые получают хорошую зарплату, могут потратить ее в барах, ресторанах, покупать здесь товары и услуги, давай возможность расцвета Челябинскому бизнесу. Соответственно, это только один пример, если владелец этой компании, то ценности у него совершенно другие, у него уже все сделано в работе и ему плевать, где работать. Ему главное, чтобы его семья жила в чистом, безопасном городе, чтобы было достаточно возможности для его семьи развиваться, реализовываться, а главное - безопасность и комфорт. Он налогоплательщик. Люди, которые каждый день оставляют деньги, переезжают, и все они не дают прибыть, и экономика города разрушается. Я хотел дать вам такой посыл, если у вас загорятся глаза - это очень здорово, потому что вы нужны стране, даже если страна это не сильно знает.

Вопрос из зала: Что на ваш взгляд обязательно должно быть включено в дизайн остановок Челябинска и почему?

Лев Владов: Главное, что нужно понимать: остановка не одна, давайте будем говорить, что мы проектируем павильон, мы не будем говорить, что остановка - это комплекс (разметка, знак, павильон и так далее.). Видов павильона много. Где-то есть очень узкий тротуар, где невозможно типовую остановку поставить, нам нужно придумать какое-то решение. Есть большая остановка, где много людей, соответственно там должен быть и размер особенный. Есть какая-то рядовая станция, есть трамвайная остановка, а бывают остановки, которые находятся посередине дороги. Первое, что нужно понять - это сколько видов остановок в городе бывает, а второе - что там из функций дано, и описать, самое главное - избавиться от ненужного. Нужно быть в реальности и понимать, сколько это стоит. Когда мы проектируем, не надо размещать функции смартфона на остановку! Это дорого и не эффективно. Люди будут пользоваться смартфоном, это быстрее, люди, у которых нет смартфонов, не будут пользоваться умной остановкой, это так не работает. Поэтому умный город - это эффективный, грамотный город, это не всегда про электронику, это о том, как быстро решить проблему общества. Сегодня премии архитектуры получают не люди, которые спроектировали какие-то фантастические дома за космические деньги, а те, которые проектируют дома супер-дешёвые, которые помогут расселить африканскую деревню и дать им нормальные условия для жизни. Это будет очень дёшево для государства. Получается эффективность - это главное слово. Когда мы что-то проектируем, мы в первую очередь должны думать о деньгах, потому что сегодня интеллектуальные решения находятся внизу. Первый вопрос, который задают лица, принимающие решения, это сколько это стоит и сколько пользы нам в итоге принесёт? Поэтому я считаю, что у нас есть группа, которая занимается мониторингом состояния, очень серьезно понять. Если вы сегодня скажете меру: «Давайте займёмся остановками», он скажет, что закупили 150 остановок и поставили, неужели не хватает? А мы скажем, что, оказывается, это только 5% от того, что у нас есть. Соответственно, понять, что происходит в городе, понять то, что нужно городу, то есть типологию остановок и из функции в первую очередь. Вначале мы должны создать ТЗ. Мониторинг нужен в политических целях, чтобы показать реальную картинку. Сегодня администрация не ведёт подсчёт того, в каком состоянии находятся те или иные вещи, а мы должны дать вот такую интеллектуальную подоснову, чтобы мер города знал, что происходить с инфраструктурой. Если мы создадим какому-то портовому, сайт, где будет оцифрованы каждая наша остановочная платформа,  она должна быть прорейтингованная. И потом выставим рейтинг остановочной инфраструктуры и поймём, что у нас оказывается 3 из 10, все очевидно. Как вы хотите развивать общественный транспорт, если у вас просто тонны остановок в разрушенном состоянии. Люди не пойдут в эти бараки, которые я вам показывал сегодня. Соответственно, можно будет оперировать цифрами, потому сегодня это делают очень мало. Просто создаются политические решения, которые могут понравиться людям, но насколько они эффективны не понятно, ни горожанам, ни власти. По дизайну остановок, как происходят заказы? Может, вы помните, 2 года назад в Челябинске установили зелёные остановки, они были ужасные, там была лавка из металлического швеллера, там приезжал Путин в сентябре. Они потратили 27000000 рублей. Я увидел проект, подхожу к главному архитектору и говорю, что это очень плохо выглядит, давайте создадим что-то получше. Они заказывают, там металлическая лавка, я говорю, что люди на металле не сидят. Он отвечает, что если будут деревянные, их погнут вандалы. Он лет 20 не пользовался общественным транспортом и у него плохое представление о нем. И так принимались решения, он подписал это. Через 2 года эти остановки срезают и переносят. Эти 30 000 000 рублей были просто потрачены на время. У остановки есть много моментов, которые нужно учитывать. Сегодня в Челябинске нет никакого наработанного опыта. Чиновникам некогда думать.

Вопрос из зала: Какие данные мы должны собирать с остановочных пунктов для мониторинга?

Лев Владов: В моём понимании, вашей группе надо определить, чем остановки отличаются, и какие данные могут быть. Я перечислял, какие есть. Есть ли свет, есть ли навигация. Человек, который впервые находится в этой остановке, поймёт ли куда ему ехать. Остановки разбить на критерии, потом это отфоткать и загрузить в систему мониторинга, чтобы сделать рейтинг, и чтобы всегда можно было обратиться. Мы предлагали начать с Курчатовского района. Это очень интересные данные, которых ни у кого нет.

Вопрос из зала: Как сделать город компактным, если людей много, а жилищного пространства мало?

Лев Владов: Есть параметры строительства, есть такой параметр, как инсталляция (требование появления лучей солнца в период какого-то времени), т.е. дом должен, построен так, чтобы попадало солнце в квартиру. Без этого требования ты не можешь получить разрешение на строительство дома. Так вот, то, что мы держим машины на улице - это супер не выгодно, так как занимает много места. Люди требуют бесплатную парковку, значит, они требуют право аренды земли бесплатно. Это странно. Так как мы отдали большую площадь земли для парковки мамин, мы город сделали не компактным и это все нужно переуплотнять. И конечно, в городе - миллионнике, если нет многоуровневых парковок, будет очень, словно и создаст много проблем. Нужно улучшать экономику города, а она возможна только благодаря комфортной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: