Предмет методики преподавания естествознания

Предмет методики преподавания естествознания во вспомогательной школе как одной из педагогических наук: разработка учебного курса естествознания; изучение закономерностей процесса обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития. Задачи же методики преподавания естествознания во вспомогательной школе:

Раскрытие образовательно-практической, коррекционно-развивающей и воспитательной задач курса естествознания; совершенствование содержания обучения школьному предмету;

обоснование разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса;

выявление оптимальных условий применения на уроках естествознания методов обучения и методических приемов;

разработка специального учебного оборудования и рациональное его использование в процессе обучения; определение форм организации и методов внеклассной и внеурочной работы по предмету.

Структура методики преподавания естествознания во вспомогательной школе: общая и частная методика. Проблемы общей методики (дидактика естествознания): рассмотрение процесса обучения естествознанию в целом (его теоретической и методологической основы); установление единства содержания, средств, форм и методов преподавания; выяснение тесной взаимосвязи между различными формами организации учебно-воспитательного процесса по школьному предмету; определение преемственности между разделами и важнейшими темами.

Проблемы частной методики: разработка задач и содержания обучения, методических особенностей, методов и специальных приемов изучения отдельных разделов и тем естествознания во вспомогательной школе.

Методы научного исследования в методике преподавания естествознания во вспомогательной школе: анализ литературных источников, наблюдение, изучение школьной документации (тематических, календарных и рабочих планов педагогов, классных журналов, результатов разнообразной учебной деятельности школьников и др.), индивидуальные беседы с учителями и учащимися, педагогический эксперимент (лабораторный и естественный).

Этапы методического исследования: постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования, определение цели и задач исследования, выдвижение рабочей гипотезы и проверка ее на основе личного изучения (массового и передового) педагогического опыта, наблюдения и проведения экспериментальной работы.

Связь методики преподавания естествознания во вспомогательной школе с другими науками: биологией как теоретической (научное объяснение разных явлений природы), так и практической (распознавание растений и животных, их определение, выращивание и опытническая работа с ними); агрономией (работа учащихся на школьном учебно-опытном участке, привлечение их к общественно-полезному труду); медициной (предупреждение различных заболеваний); гигиеной (соблюдение гигиенических требований школьниками в повседневной жизни). Взаимосвязь специальной методики преподавания с предметами психолого-педагогического цикла: (привлечение экспериментальных данных, свидетельствующих о трудностях и особенностях усвоения естествоведческого материала учащимися вспомогательной школы и формирования у них практических умений; учет психофизических возможностей школьников при отборе содержания обучения и выборе форм организаций учебно-воспитательного процесса; разработке разнообразных средств, методов обучения и специальных педагогических приемов; выяснение оптимальных условий, содействующих комплексному решению задач воспитания учащихся и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: