Задачи и содержание обучения естествознанию во вспомогательной школе

Специфика естествознания как учебного предмета: изучение конкретных объектов (растения, животные и человек), сложных явлений живой природы и ее развития; особые формы организации учебной работы (различные виды экскурсий, обязательная внеурочная работа, разнообразные внеклассные занятия и др.); доминирование наглядно-практических методов на уроках; наличие специальной учебно- материальной базы (кабинет естествознания, уголок живой природы, школьный учебно-опытный участок, площади закрытого грунта).

Задачи обучения естествознанию во вспомогательной школе, целесообразность комплексного подхода к их решению.

Образовательно- практическая задача: формирование у школьников системы элементарных естествоведческих знаний и практических умений прикладного характера. Решение коррекционно-развивающих задач в процессе обучения естествознанию учащихся с психофизическими особенностями. Возможности о формирования у учеников научного миропонимания; нравственное, трудовое, экологическое, эстетическое, этическое, половое и гигиеническое воспитание учащихся на уроках естествознания.

Программа по естествознанию для вспомогательной школы, ведущие дидактические принципы ее построения: научность обучения и доступность, систематичность и последовательность, краеведческий принцип обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к школьникам с психофизическими особенностями, коррекционно-развивающая направленность процесса обучения, единство теории и практики, учет внутри- и межпредметных связей.

Структура программы по естествознанию для вспомогательной школы.

Пояснительная записка к программе: обоснование последовательности рассмотрения ведущих разделов естествознания, наличие некоторых методических рекомендаций к изучению отдельных тем.

Содержательный компонент программы: распределение естествоведческого материала по разделам и темам.

Коррекционный компонент программы: целенаправленная работа педагога по развитию у школьников познавательной деятельности и сенсомоторного опыта.

Практический компонент в программы: формирование у учащихся различных практических умений прикладного характера.

Контрольно-оценочный компонент программы: двухуровневые требования к оценке формируемых у школьников элементарных естествоведческих знаний и практических умений.

Особенности программы по естествознанию для вспомогательной школы: краеведческая основа, коррекционно-развивающая направленность, упрощенная структура и сокращенный объем материала, замедленный темп его изучения, максимальная опора на чувственный опыт школьников, направленность на формирование у учащихся практических умений прикладного характера, два уровня требований к оценке состояния у учеников элементарных знаний и умений, наличие часов для повторения важнейших тем по всем разделам курса.

Содержание программы по естествознанию во вспомогательной школе. Неживая природа: понятие о неживой природе, почва, полезные ископаемые, вода и воздух. Растительный мир: введение (первые сведения о растениях и их жизни), строение цветковых растений, цветочно-декоративные, овощные, полевые, комнатные, лесные, садовые растения. Животный мир: введение, беспозвоночные животные (черви, насекомые), позвоночные животные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Организм человека: введение, общее строение организма человека и система его органов (опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная и половая, нервная, органы чувств). Человек и окружающий мир: введение, человек и неживая природа, человек и растительный мир, человек и животный мир, ресурсы Земли. Целесообразность включения раздела «Человек и окружающий мир» в содержание программы по естествознанию для вспомогательной школы.

Список литературы:

1. Гусев А. Ф. Краеведческая работа во вспомогательной школе // Специальная школа. 1967. Вып. 5.

2. Ковалева Е. А. Изучение неживой природы в V классе вспомогательной школы // Дефектология. 1971. № 6.

3. Ковалева Е. А. Организация опытнической работы во вспомогательной школе // Дефектология. 1983. № 4.

4. Ковалева Е. А. Усвоение биологических знаний и применение их на практике учащимися вспомогательной школы // Дефектология. 1969. № 5.

5.КручининаС.С. Активизация познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы на уроках по основам природоведения // Дэфекталогія. 1996. № 1.

6. Кручинина С. С., Татаркина И. В. Особенности усвоения естестведческого материала учащимися вспомогательной школы // Психоло-педагогическое изучение детей с нарушением умственного и физического развития. Мн., 1985.

7. Муратова К. Г. Краеведческая работа во вспомогательной школе-интернате // Дефектология. 1978. № 5.

8. Пороцкая Т. И. Использование учебных фильмов во вспомогательной школе. М., 1971.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: