Социальная философия и аксиология

ОБЩЕСТВО - выделившееся из природы системное образование, представляющее собой совокупность исторически изменяющихся форм жизнедеятельности людей, которые способны самостоятельно создавать и воссоздавать все необходимые условия (материальные и духовные) своего существования.

 

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ - учения и школы, воз­никшие во второй половине XIX века на единой принципиальной основе – распространении законов и категорий биологии на пони­мание общественной жизни. Наиболее распространенные школы биологического направле­ния: а) социальный дарвинизм, выдвигающий принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспо­собленных в качестве определяющих факторов общественного развития; б) расизм, заявляющий о ре­шающем воздействии расовых различий на историю и культуру от­дельных народов и общества в целом; в) фрейдизм – течение, апеллирующее в объяснении поведения людей к бессознательной психиче­ской деятельности, к инстинктам (и прежде всего к половому инс­тинкту и инстинкту самосохранения); г) мальтузианство -теория, созданная в конце XVIII в. английским экономистом Т.Р. Мальтусом (1766 - 1834), в соответствии с которой благосостояние населения определяется естественным законом народонаселения: темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования (их соотношение Мальтус выводит из сравнения геометрических и арифметических прогрессий).

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ – направление социальной философии, представители которого исходят из решающей роли производства и возникающих в связи с ним отношений в развитии социально-экономических структур; ярче все­го выражен в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые распространили материализм на объяснение самой сложной формы движения материи – социаль­ной. Они подразделили общественные отношения на мате­риальные и идеальные (духовные) и обнаружили первичность мате­риальных отношений и вторичность духовных. В свою очередь материальные отношения предстали в их анализе, с одной стороны, как экономические, с другой – внеэкономические (например, от­ношения по детопроизводству). На огромном фактическом мате­риале было доказано, что именно экономические отношения опре­деляют собой и все иные материальные, и все идеальные отноше­ния, то есть жизнь общества в целом.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – согласно представлениям марксистской философии - исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства (базисом) как совокупностью производительных сил и производственных отношений и обусловленными этим способом производства социальными и политическими, отношениям, юридическими нормами и учреждениями, идеологией (надстройкой). Основные формации - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, первая фаза которой - социализм.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ - теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур. Возник в 20-х гг. XX в. в связи с бурными успехами в развитии науки и техники. Приверженцы технологического детерминизма считают, что основной причиной социально-экономических и иных изменений в обществе являются более или менее крупные сдвиги в технике и технологической системе производства, а сами общества делятся на доиндустриальные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные. К технологическому детерминизму относятся теория единого индустриального общества (Р. Арон), стадий роста (У. Ростоу), нового индустриального общества (Дж. Гэлбрейт), постиндустриального общества (Д. Белл), сверхиндустриального общества (О. Тоффлер), технотронного общества (З.Бжезинский) и пр.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - понятие социологии и философии, обозначающее современный этап развития ряда обществ (США, Япония, Германия, Франция и др.). Термин предложил Д. Белл, сформулировавший основ­ные признаки такого общества: создание обширной сферы «эконо­мики услуг», резкое увеличение слоя квалифицированных научно-тех­нических специалистов, централь­ная роль научного знания как ис­точника нововведений и полити­ческих решений, возможность са­моподдерживающегося технологи­ческого роста, создание новой «ин­теллектуальной» техники и пр.

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (от лат. informatio — разъяснение, изложение) —

понятие политологии и социальной философии, которое характеризует постиндустриальное общество в контексте “информационной революции”. Термин “информационное общество” предложен японским теоретиком К. Коямой. Большую роль в утверждении и популяризации этой концепции сыграла работа другого японского исследователя И. Масуды “Информационное общество как постиндустриальное общество”, а также книги западных футурологов О. Тофлера, Дж. Нейсбита и др. Суть концепции информационного общества сводилась к тому, что к традиционному для теорий постиндустриализма делению экономики на первичный (сельское хозяйство), вторичный (промышленность) и третичный (сфера услуг) сектора был добавлен еще один — информационный сектор, который и является системообразующим для информационного общества. Информация провозглашается в рамках этой концепции ключевым фактором производства, превосходящим по значимости все виды материального производства, производства энергии и услуг. Более того, знанию и информации, а также интерактивным коммуникациям, приписывается роль основного агента социальных и политических изменений в современном западном обществе.

 

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - целостность взаимосвязанных социальных элементов  (индивидов, групп, организаций, институтов, общностей). Традиционно выделяют четыре основные сферы социальной системы - экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). Наиболее глубоко проблема социальных систем была разработана в марксистской философии, а также американским социологом-теоретиком Т. Парсонсом (1902-1979) в его работе «Социальная система» (1952).

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА  - связи, которые возникают между элементами социальной системы в ходе их взаимодей­ствия. Различают следующие структурные уровни общества: 1) социально-этнический; 2) социально-классовый; 3) социально-де­мографический; 4) социально-профес­сиональный; 5) социально-поселенческий.

РОД – тип этнической общности, представляющий собой коллектив кровных родственников по материнской или отцовской линии, ведущих происхождение от общего предка.

ПЛЕМЯ -тип этнической общности, представляющий собой объединение родов.

НАРОДНОСТЬ -тип этнической общности, возникший на основе консолидации племенных союзов, смешении племен и замене кровнородственных связей территориальными.

НАЦИЯ (от лат. natio - народ) – исторически устойчивая об­щность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, эконо­мической жизни, а также общности национальных форм материальной и духовной культуры (в первую очередь –менталитета). Нации складываются при переходе от феодализма к капитализму.

КЛАССЫ - большие группы людей (крестьяне, рабочие, буржуазия и пр.), которые, по теории К. Марк­са, являются основой формирования политической организа­ции общества. Классы, согласно В.И. Ленину, различаются по месту в производстве, отношению к средствам производства, роли в общественной ор­ганизации труда и способам распреде­ления благ.  

СТРАТЫ (от лат. stratum — слой, пласт) — элемент социальной структуры (социальный слой или группа), выделяемый, в отличие от классов, на основании разнообразных (а не только экономических) критериев (уровень образования и дохода, пол, возраст, место проживания, вероисповедание, род деятельности и т. п.). Страту можно также описать как некую общность, характеризуемую единым стилем жизни.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ -изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы, страты) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе (закрытые общества), социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального и постиндустриального общества (открытые общества).

ГОСУДАРСТВО  -  основной институт политической системы общества, осуществляющий на определенной территории властные полномочия с целью поддержания юридического порядка, в том числе на основе законного права применения насилия.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО -  сфера самопроявления индивидов, а также добровольных ассоциаций и организаций, объединенных общими интересами (экономическими, этническими, религиозными и пр.) и огражденных законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти.

 

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ТЕОРИЯ («цивилизационный подход») — направление в философии истории, рассматривающее историю как сосуществование различных, внутренне целостных типов цивилизации. Каждая такая цивилизация развивается по собст­венным более или менее уникальным за­конам, имеет собственные источники развития; между отдельными культурно-историческими целостностями нет отно­шений взаимообусловленности, преемст­венности или устойчивых, воздействую­щих на их внутреннюю структуру форм культурного взаимообмена. Наиболее видные представители теорий данного типа — Н. Я. Данилевский, К. И. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби.

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ – в рамках теории культурно-исторических типов противопоставление духовно-идеалистической стороны существования общества (культура) его технологической и утилитарно-материалистической стороне (цивилизация). В теории немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенной им в книге «Закат Европы», цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Шпенглер считал главными чертами цивилизации практический рационализм, техницизм, урбанизацию, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.

ЦЕННОСТЬ  - свойство предмета или явления быть значимым, полезным, нужным для человека или социальной группы. Значимость и полезность присущи объектам не самим по себе, а только в силу их вовлеченности в сферу бытия человека.

 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - компонент внутрен­ней структуры личности, сформированный в ходе социализации, на основе которого личность отграничивает значимое (существенное для данного человека) от не­значимого (несущественного) и иерархизирует первое. Ценностные ориентации проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д.

ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ – разделение ценностей на высшие (духовные), которые являются целями человеческой деятельности, и подчиненные им материальные (утилитарные) ценности, выступающие как средства достижения духовных ценностей.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ – то, что в рамках определенной религии полагается священным и выступает как объект поклонения. Также к религиозным ценностям относятся духовно-практические доминанты личности, устремленной к трансцендентному вечному бытию, Абсолюту.

СВОБОДА СОВЕСТИ - свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом), а также право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

ДОБРО И ЗЛО - нормативно-оценочные категории морального сознания, обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности. Эти категории определяются исторически, территориально, этнически и т.п. обусловленным этическим идеалом.

СОВЕСТЬ - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Является выражением способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

ДОЛГ - одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает внутреннее нравственно аргументированное принуждение к этически одобряемым поступкам.

ДОСТОИНСТВО - осознание личностью своего общественного значения, права на общественное уважение, основанное на признании обществом социальной ценности каждого человека.

ЛЮБОВЬ -  интимное и глубокое чувство устремленности на другую личность, человеческую общность или идею. Это страстное и волевое ут­верждение бытия предмета любви, всегда связанное с самопожертвованием любящего. В межличностных отношениях это, прежде всего, видение индивидуаль­ности другого человека, переживание его уникальности и неповторимости, связанное со стремлением к глу­бокому внутреннему союзу с люби­мым. Любовное отношение к другому человеку необ­ходимо включает в себя такие момен­ты, как забота, ответственность, понимание и уважение.

 

ПРЕКРАСНОЕ — категория эсте­тики, характеризующая явления с по­зиций совершенства, эстетического идеала. Выражается в предметно-чув­ственной форме произведения искус­ства, включает в себя не только ре­зультат деятельности человека, но и процесс достижения цели, который характеризуется расширением свобо­ды человека, развитием личности, проявлением его способностей. По­нятие прекрасного имеет историчес­кий характер и различное содержа­ние в различные эпохи и у разных со­циальных общностей.

ВОЗВЫШЕННОЕ — эстетическая категория, означающая содержательные и формальные качества исключительности, грандиозности, величия. Выражает превосходство предмета по отношению к чувствам, разуму, пониманию "среднего", «обычного» человека.

ТРАГИЧЕСКОЕ -философско-эстетическая категория, характеризующая гибель либо тяжелые страдания людей в борьбе за утверждение высших ценностей.

КАЛОКАГАТИЯ (от др.-греч. «красивый и добрый») в древнегреческой культуре — гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств. В современной культуре рассматривается как идеал всесторонне развитой личности.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - процесс всемирной многомерной (экономической, политической, культурной и пр.) интеграции и унификации, выражающийся во всевозрастающем  воздействии различных факторов международного значения (например, тесных  экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.

МИР-СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ – согласноИ. Валлерстайну, это концепция, анализирующая генезис, механизм функционирования и эволюцию «исторических систем», или «миров-систем». Мир-система – длительно существующая интегрированная целостность, единство которой обеспечивается наличием удерживающих ее в определенных рамках сети экономических, политических и культурных процессов. Границы системы очерчиваются принятой внутри нее моделью общественного разделения труда, обеспечивающей выживание системы. По мнению И. Валлерстайна, существует два типа миров-систем: мини-системы (первобытные примитивные протосоциумы) и миры-системы, которые, в свою очередь, могут существовать в виде миров-империй (господствовали в период с 8000 г. до н.э. до 1500 г. н.э.) и миров-экономик. Капитализм относится ко второму из них и утвердился как единственный мир-система, начиная с 1500 г. М ир-экономика – цепь производственных структур, взаимодействие которых осуществляется путём неравного обмена между «периферией» (обширной окраинной зоной, наиболее бедной и многочисленной частью, занимающей подчиненное положение в принятой системе разделения труда) в пользу рыночных монополий центра («ядра»). Между собой и периферией ядро выстраивает зону полупериферии, по уровню своего развития также находящуюся в промежуточном положении. Главное внимание И. Валлерстайна сосредоточено на анализе капиталистического мира-системы. Его главными признаками являются постоянная максимизация производства прибавочной стоимости и присвоение её не производителем (пролетарием), а буржуа.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – возникшие в конце сороковых годов XX века (после создания атомного оружия) проблемы международного масштаба, характеризующиеся следующими признаками: 1) охватывают весь земной шар и все человечество; 2) для их преодоления требуются целенаправ­ленные, согласованные действия и объединение усилий большинства населения планеты; 3) эти проблемы нельзя игнорировать, так как их нерешенность может привести в будущем к непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания; 4) устранение этих проблем возможно только на научной основе.

 

ФУТУРОЛОГИЯ (от лат. futurum – будущее и греч. λόγος – слово, учение) в широком значении общая концепция будущего Земли и человечества; в узком – наука о будущем, занимающаяся систематизированным изучением прогнозируемых процессов, происходящих как в практической жизни, так и в сфере научно-технического прогресса, а также разработкой математических методов обработки статистической и иной информации для составления верифицируемых прогнозов, которые могли бы послужить основой для планирования не только в области экономики, науки и техники, но и в социальной и политической сфере.

 

«РИМСКИЙ КЛУБ» -международная общественная организация, созданная Аурелио Печчеи (который стал его первым президентом) и Александром Кингом 6-7 апреля 1968 года, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Деятельность Римского клуба направлена на исследование глобальных проблем современности и ставит своей це­лью добиться понимания труднос­тей, возникающих на пути разви­тия человечества, оказать соответст­вующее влияние на общественное мнение, разработать программы и рекомендации, способствующие разрешению кризисных процессов. Прове­дение работ в сфере глобального мо­делирования, построение первых компьютерных моделей мира, кри­тика негативных тенденций совре­менной цивилизации, развенчание технократического мифа об эконо­мическом росте как наиболее эффек­тивном средстве решения всех проб­лем, призыв к мировой обществен­ности объединить усилия, чтобы предотвратить термоядерную войну, прекратить национальные распри, сохранить окружающую среду, по­высить благосостояние людей и улучшить их качество жизни — все это составляет сущность деятельности Римского клуба.

АНТИУТОПИЯ – форма литературно-философского прогнозирования, представляющая собой критическое повествование об обществе, построенном согласно утопическим принципам. Антиутопия не только отрицает возможность создания идеального состояния совместной жизни людей, но и исходит из убеждения, что любые попытки построить произвольно сконструированный «справедливый» общественный строй приводят к катастрофическим последствиям. Классическими антиутопиями являются "Мы" Замятина, "Ферма животных" и "1984" Оруэлла, "Повелитель мух" Голдинга, в которых утопические проекты представляются не иначе, как насилием над человеческой природой, пролагающим путь к тоталитаризму.

 

«СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОГО ПОРЯДКА» (англ. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order; 1996) — историко-философский трактат Сэмюэла Хантингтона, посвящённый анализу состояния мира после холодной войны, в котором обосновывается идея многополюсного (в отличие от двухполюсного советско-американского) мира. Главная идея книги заключается в том, что центральным и наиболее опасным аспектом зарождающейся глобальной политики станет конфликт между группами различных цивилизаций, которых Хантингтон насчитывает девять. "История не окончилась. Мир не един. Цивилизации объединяют и разъединяют человечество. /.../ В конечном счете, людям особенно важны не экономические интересы или политическая идеология. Вера и семья, кровь и предания — вот с чем идентифицируют себя люди и вот ради чего они будут сражаться и умирать. И вот почему столкновение цивилизаций вытесняет холодную войну как центральное явление мировой политики, а цивилизационная парадигма (лучше, чем любая ее альтернатива) обеспечивает полезную исходную точку для понимания происходящих в мире изменений и для того, чтобы с ними справиться".

 «КОНЕЦ ИСТОРИИ И ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК» (англ. Тhe End of History and the Last Man; 1992) – произведение Фрэнсиса Фукуямы, в котором он провозгласил, что распространение либеральных демократий во всём мире может свидетельствовать о конечной точке социокультурной эволюции человечества и стать окончательной формой человеческого правительства. «Реальная» политика (политика с позиции силы, по определению Фукуямы), соответственно, теряет свое значение. Основным источником взаимодействия между либеральными демократиями останется экономика. Однако это не означает, что международные конфликты исчезнут раз и навсегда. Дело в том, что во время «триумфального шествия» либеральной демократии мир будет временно поделен на две части: историческую (недемократические или «не совсем» демократические страны) и постисторическую (либеральные демократии). Что будет происходить с миром историческим? Ученый утверждает, что он в течение многих лет будет служить ареной конфликтов. Однако в большинстве случаев исторический и постисторические миры будут мало взаимодействовать друг с другом и вести почти параллельное существование. Нефть, иммиграция и вопросы мирового порядка (безопасности) будут возможными точками их соприкосновения. Взаимоотношения между этими мирами будут развиваться на основе  «реальной» политики.

КОЭВОЛЮЦИЯ (от лат. со - совместно и эволюция)  - параллельная, взаимосвязанная эволюция биосферы и человеческого общества. Несовпадение скоростей природного эволюционного процесса, происходящего очень медленно (тысячи лет), и социально-экономического развития человечества, происходящего намного быстрее (десятилетия), ведет при неуправляемой форме взаимоотношений к деградации природы, поскольку антропогенный фактор оказывается слишком мощным, приводящим не столько к изменению видов, сколько к их вымиранию, и, в конечном итоге. может привести к глобальной экологической катастрофе. Выход заключается в регулируемом, сознательно ограниченном воздействии человека на природу, в построении ноосферы.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ – стратегия развития цивилизации, предполагающая такой тип развития, который удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Переход к устойчивому развитию требует кардинальных преобразований, в центре которых - экологизация всех основных видов деятельности человечества, самого человека, изменение его сознания и созидание нового «устойчивого общества» как сферы разума.

 

НООСФЕРА (от греч. noos — разум и сфера), новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом (1927), В. И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.

ПЛАНЕТАРНОЕ СОЗНАНИЕ – новая стадиальная форма существования сознания, детерминированная процессами глобализации и интеграции человечества. Доминантой планетарного сознания является приоритет общечеловеческих ценностей над более частными (региональными, национальными, классовыми); планетарное сознание основывается на космополитической ментальности, когда каждый человек ощущает  себя гражданином мира, ему «до всего есть дело». Оно основано на идеях диалогизма, ненасилия, ответственности перед природой, признании важности многообразия культур. Панетарное сознание характеризуется высшей степенью онаученности, что связано с невозможностью решения глобальных проблем просто при помощи «здравого смысла», в обход новейших достижений естественных, технических, гуманитарных и философских наук. Планетарное сознание - это принципиально негеоцентрическое сознание, воспринимающее разум как космическое явление, а земное человечество как одну из форм материализации рациональных процессов в универсуме.

 

ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА - социальная практика, сутью которой является защита человека, подвергаемого воздействию научных, технических и социальных технологий. В содержании гуманитарности можно проследить несколько слоев (уровней), с каждым из которых связаны соответствующие виды гуманитарной экспертизы: сохранение среды, в которой обретается культура; сохранение культурной дифференциации; обеспечение психического здоровья человека; обеспечение условий разностороннего развития личности; сохранение свободы как высшей ценности. К приоритетным сферам применения гуманитарной экспертизы относятся: образование; здравоохранение; деятельность СМИ; бизнес-проекты; научные разработки (технологии), напрямую затрагивающие основания бытия человека (клонирование, ГМП, стволовые клетки и пр.); социальные новации (реформы, социальные проекты и пр.).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНЖЕНЕРА – проявляется в необходимости квалифицированно и добросовестно выполнять свою работу, обеспечивать оптимальное функционирование техники и надежные результаты ее применения; на инженере лежит ответственность за достаточную и достоверную информацию лицам, принимающим решения; ответственность за мир и сохранение человеческого в человеке; инженер отвечает за все действия, осуществляемые по его инструкциям; инженер отвечает за отдаленные последствия своей деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: