Философия нового времени и эпохи Просвещения – немецкая классическая философия

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, доминированием механицизма (мир как механизм) и экспериментально-математического естествознания. Основная проблема философии Нового времени — это проблема поиска универсального метода познания, разделившая философов на эмпириков и рационалистов.

НАУКОЦЕНТРИЗМ - ориентация философии Нового времени на идеалы и методы научного познания как в формальном (придание философским сочинениям формы научного трактата), так и в содержательном (поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки и получаемых с помощью аксиоматического, дедуктивного метода) планах.

ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria — опыт) -  направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббос, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

БЭКОН Фрэнсис (1561-1626) - английский философ, один из основоположников научной методологии. Выдвинул проект «Великого восстановления наук», направленный на увеличение власти человека над природой посредством развития научного знания («знание — сила») и освобождение человеческого разума от заблуждений («идолов»). Основатель новоевропейского эмпиризма и эмпирического метода. В трактате «Новый органон» (1620) в противовес господствующей в схоластике дедуктивной логике Аристотеля разработал индуктивную методологию научного познания; предложил классификацию наук. Автор технократической утопии «Новая Атлантида».

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus — восприятие, чувство) -  направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» — разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.

ЛОКК Джон (1632 - 1704) - английский философ, создатель идейно-политической доктрины либерализма. В "Опыте о человеческом разуме" (1690) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта. Развил теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на теорию естественного права и общественного договора.

 

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio — разум) — направление в теории познания, согласно которому в нашем сознании есть знание, которое нельзя вывести из эмпирических данных («врожденные идеи», заложенные Богом). Развивая эти идеи, мы можем получать истин­ное знание о мире.  К ра­ционалистам относятся Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.

 

ДЕКАРТ Рене (латинизированное - Картезий) (1596 - 1650) - французский философ, математик, физик и физиолог. В учении о познании Декарт - родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, - непосредственная достоверность сознания ("мыслю, следовательно, существую"). В основе онтологии Декарта - дуализм души и тела, "мыслящей" и "протяженной" субстанции. Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Декарту, - Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек - связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Основные сочинения: "Геометрия" (1637), "Рассуждение о методе..." (1637), "Начала философии" (1644).

СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632 - 1677) - нидерландский философ-рационалист. Мир, по Спинозе, - закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, - единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение - атрибуты (неотъемлемые свойства) субстанции; отдельные вещи и идеи - ее модусы (единичные проявления). Утверждал, что «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Источниками достоверных истин считал только рассудок, разум и интуицию. В антропологии отвергал идею свободы воли, доказывал необходимый характер всех без исключения действий человека. Сочинения: "Богословско-политический трактат" (1670), "Этика" (1677).

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646 - 1716) – немецкий философ, ученый и общественный деятель. Исходное положение его философии - понятие о первоэлементе бытия - монаде, простой и неделимой субстанции. Монады подразделяются на простые монады (неорганические тела, растения), монады-души (животные), монады-духи (человек); высшая монада - Бог. Монады самостоятельны и в то же время находятся во взаимосвязи. Лейбниц считал, что иерархия монад и согласованность между ними - результат предустановленной (Богом) гармонии; источник человеческого познания - не чувственный опыт, а врожденные идеи, заключенные в разуме. Основные философские сочинения: «Новая система природы» (1695), «Новые опыты о человеческом разумении» (1704), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1714).

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) – первооснова бытия, обеспечивающая его вечность и единство. Субстанция есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

АТРИБУТ (от лат. attribuo — придаю, наделяю) - неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться.

МОДУС (лат. modus — мера, образ, способ) - свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях.

МОНИЗМ (от греч. monos — один, единственный) – учение о единственной субстанции. Один из представителей – Б. Спиноза.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный) - фило­софское учение, считающее материаль­ное и идеальное (духовное) двумя рав­ноправными началами (субстанция­ми), не выводимыми друг из друга.  Один из крупнейших представителей — Р. Декарт.

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis — множественный) - фило­софское учение, согласно ко­торому все существующее состоит из множества равнозначных самостоятельных сущностей (субстанций) - атомов, природных стихий, монад и пр. Один из крупнейших представителей — Г. Лейбниц.

 

СОЛИПСИЗМ (от лат. solus - один, единственный и ipse - сам) -  разновидность идеализма, утверждающая, что несомненной реальностью является только мыслящий субъект, а все другие индивиды и предметы существуют лишь в его сознании.

 

БЕРКЛИ (1685–1753) - англо-ирландский философ. В «Трактате о началах человеческого знания» (1710) утверждал, что все качества – не только вторичные (например, цвет), но и первичные (например, протяжение) не свойства материальной субстанции, а лишь продукт человеческой чувственности. При этом идея материи как «реальности», существующей помимо и сверх первичных и вторичных качеств, не может быть выведена из опыта. Существовать (т.е. быть реальным), заключал он, – значит быть воспринятым, поэтому материи не существует. Отвергнув бытие материи, Беркли признавал существование только духовного бытия, которое он делил на "идеи" и "души" (субъекты), причем первые существуют только как восприятия вторых. При этом если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма "идей" в уме Бога — вечного субъекта.

 

ЮМ Дэвид (1711— 1776) - английский философ, историк, экономист и публицист. Источник его скептицизма связан со спецификой его понимания философии. Последняя, согласно Юму, — опытная наука. Бог сверхопытен и, следовательно, не может быть предметом философии (мы не можем утверждать определенно, на основе жизненных фактов, есть он или нет), так же как этим предметом не может быть и материальная субстанция. Это связано с тем, что “реальные вещи” образуются из наших впечатлений и вне опыта не существуют, однако мы убеждены в их существовании как в чем-то независимом от сознания. Но из того, что есть некий образ в сознании (следствие), не следует с необходимостью, что ему что-то соответствует в «реальном» мире (причина). Это соответствие может быть в действительности, а может быть нашей психологической привычкой соединять впечатления. Поэтому мы не можем однозначно утверждать ни то, что материальный мир и Бог объективно существуют, ни то, что они не существуют.

 

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII в.) - культур­но-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Ему присущи демократизм, связанный с необ­ходимостью приобщения к культуре и знанию широких сло­ев общества; рационализм, означающий веру в неограничен­ные возможности человеческого разума; исторический оптимизм, вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического разви­тия. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев.

 

ДЕИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (от лат. deus — бог). Его представители (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк) признают бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергают дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.

ВОЛЬТЕР [псевдоним; настоящие имя и фамилия Мари Франсуа Аруэ ] (1694 —1778) -  французский писатель, философ, историк. Деист, последователь Дж. Локка, И. Ньютона. Придерживаясь материалистического объяснения природы, не отказывался от идеи бога как первопричины, сообщившей материи движение и способность ощущать и мыслить. В религии видел и узду моральную и социальную, необходимую, чтобы охранять частную собственность и общественный порядок. Сочувствуя народу, испытывал страх перед движением низов и изменение общества мыслил в виде «революции сверху», осуществляемой «просвещенным» монархом в интересах нации.

АТЕИСТИЧЕСКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах). Его представители разделяют взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все внеприродное, «сверхъестественное». Саму же природу объясняли законами механической формы движения материи. Вели бескомпромиссную борьбу с религией, отстаивая независимость морали от веры в Бога.

ГОЛЬБАХ Поль Анри (1723 — 1789) - французский философ-материалист и атеист, был крупнейшим систематизатором мировоззрения французских материалистов XVIII в. Утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Гольбаху, есть совокупность всех существующих тел; её простейшими частицами являются неизменные и неделимые атомы.  Движение, все формы которого Гольбах сводил к механическому перемещению, является неотъемлемым свойством природы, материи. Считая человека и общество частью природы, всецело подчинённым её законам, отрицал свободу воли. Последовательно развил материалистический сенсуализм Дж. Локка.

УТОПИЧЕСКО-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон). Представители данного направления жестко критиковали существую­щий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство.

СЕН-СИМОН Клод Анри Де Рувруа (1760–1825). Один из "отцов-основателей" современной общественной науки и теории социализма; видный представитель утопизма XIX в. В сочинениях 1810—20-х гг. разработал утопический план создания рационального общественного строя — «проман системы»: обязательный труд, единство науки и промышленности, научное планирование хозяйства, распределение по «способностям» и т. д.; пролетариат и буржуазия образуют единый класс «индустриалов». Путь к этому Сен-Симон видел в утверждении «новой» религии («Новое христианство», 1825). Оригинальность его идей заключалась в том, что он верил в преобразующие силы науки, промышленности и технологического прогресса и последние 25 лет своей жизни стремился убедить современников в необходимости строить общественные и политические системы с учетом этих новых факторов.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА – учение о  происхождении государства, сторонники которого (Гоббс, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.) считали, что государство возникло «естественным» (а не божественным) образом в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.

 

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО  - совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. В «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. зафиксированы такие естественные права человека, как свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком, термин введён Монтескьё.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - опре­деленный период в развитии немецкой философской мысли — с середины XVIII до середины XIX в., представленный уче­ниями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Это высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского философского рационализма и т.н. философской классики (с присущими ей претензиями на сис­тематическую целостность и завершенность; убежденностью в естественной упорядоченности мироустройства, наличии в нем гармонии и порядков, доступных рациональному постижению).

СИСТЕМОЦЕНТРИЗМ -способ организации философского знания, в котором все его части иерархически взаимосвязаны на основе определенных основоположений, что позволяет сформировать комплексный взгляд на мир, обеспечить целостное мировоззрение.

КАНТ Иммануил (1724-1804) – немецкий философ и учёный, родоначальник немецкой классической философии В "докритический" период ("Всеобщая естественная история и теория неба", 1755) разработал "небулярную" космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной "туманности", т. е. из огромного облака диффузного вещества. В зрелый, критический период творчества Кант ставит задачу критики познавательных способностей человека. Под «критикой» он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания. Решению этой задачи посвящены три главных произведения Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Кант приходит к выводу, что наука имеет границы, дальше которых она не может и не должна идти: сущность вещей самих по себе - до их восприятия человеком - для науки остается непознаваемой. Для науки должны остаться принципиально недоступными и такие объекты, как Бог, душа и свобода. Для Канта Бог есть дело веры, поэтому принципиально невозможны никакие рациональные доказательства бытия Бога, что, однако, не означает несостоятельности религии. Согласно знаменитому категорическому императиву Канта, человеческая личность самоценна и не может быть рассматриваема лишь как средство для каких-либо посторонних по отношению к ней целей.

АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ - в «Критике чистого разума» Канта разновидность априорных (внеопытных) суждений, в которых (в отличие от аналитических суждений) устанавливаемое предикатом знание является новым, по сравнению со знанием, заключенном в субъекте. В суждениях данной разновидности имеет место, по Канту, новое соединение, новый синтез знаний, поэтому он и называет их синтетическими, «расширяющими» суждениями. Роль этих суждений в познании, по Канту, чрезвычайно важна – они являют собой конечную цель всего нашего познания, обеспечивая всеобщие и новые знания. Главной проблемой всей ‘Критики чистого разума’ становится вопрос о том, как эти суждения возможны.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperativus — повелительный) — базовое понятие этики Канта, фиксирую­щее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Нравственность, по Канту, может и должна быть абсолютной, всеобщей, общезначимой, то есть иметь форму закона. Кант называет его императи­вом или правилом, которое характеризует долженствование и выражает объективное принуждение к поступку. Формулировка этого закона такова: поступай только согласно такому правилу, руководствуясь которым ты в то же время можешь пожелать, чтобы оно стало всеобщим законом.

ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1762 - 1814) - известный немецкий философ, создатель системы субъективного идеализма.  Философия Фихте отвечает на вопрос о возможности опыта как сознания предметов; неприятие «вещей-в-себе» приводит к тому, что в качестве опоры может выступать лишь духовная деятельность. Основанием опыта является для Фихте Я, его единство, что выражается им в трех основоположениях: «Я полагает Я» (тезис); «Я противополагает себя не-Я» (антитезис), «Я объединяет в себе тезис и антитезис». Эти основоположения являются дело-действиями, т.е. такими действиями человеческого духа, которые выражаются во всех психических актах. Причины успеха учения Фихте: отвержение непознаваемой «вещи в себе», подчеркивание моральной и познавательной автономии человека и динамическое понимание сознания.

ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф (1775 - 1854) - немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. Ставит перед собой задачу последовательно раскрыть все этапы развития природы, т. е. рассмотреть ее как целесообразное целое, как форму бессознательной жизни разума, назначение которой — порождение сознания. Диалектический метод, примененный Фихте при анализе деятельности «Я», распространяется у Шеллинга на анализ природных процессов; всякое природное тело понимается как продукт деятельности динамического начала (силы), взаимодействия противоположно направленных сил (положительный и отрицательный заряд электричества, положительные и отрицательные полюсы магнита и т.д.). В дальнейшем Шеллинг развил мистическую сторону своей системы, разработав "философию мифологии и откровения".

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) — немецкий фи­лософ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его движения в области чистой мысли, затем перехода в природу и возвращения к себе в человеке. Принципы философии Гегеля: абсолютный идеализм в форме логицизма; системность; научность; историзм; диалектика; теологи­ческий характер, тож­дество бытия и мышления; восхождение от абстрактного к конкретному; разумность действи­тельного и действительность разумного. Философия Гегеля оказала громадное влияние на по­следующее развитие философии (правое и левое гегельянство, марксизм, неогегельянство, нео­марксизм) и др. Основные работы: "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812-16), "Основы философии права" (1821).

СИСТЕМА И МЕТОД ГЕГЕЛЯсистема: представление этапов саморазвития абсолютной идеи. Первый этап – «логика» - развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления»; второй – «природа» - развитие идеи в материальном мире в форме «инобытия»; третий - развитие идеи в сознании, праве, нравственности, все­мирной истории, т.е. в «духе» — «философия духа». На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. Метод Гегеля – диалектика, в основе которой схема «тезис-антитезис-синтез». Отношение системы и метода выступает в форме противоречия между законченностью системы и принципиальной незавершенностью метода.

ПАНЛОГИЗМ (от пан – «все» и логос – «разум») - идеалистическое воззрение, полагающее основой всего разум (логос) и видящее в мире осуществление разума. Термин введен для обобщенной характеристи­ки учения Гегеля, который полагал, что «все действительное разумно, а все разумное действительно».

 

ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804 - 72) - немецкий философ-материалист. Первоначально последователь Г.В.Ф. Гегеля, затем (1839) подверг критике гегелевский идеализм. В центре философии Фейербаха - человек, трактуемый как биологическое существо. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого - чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством "религии любви" (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты).  Главное противоречие философии Фейербаха – материализм в трактовке человека и идеализм в понимании сущности общества. Основные сочинения: "К критике философии Гегеля" (1839), "Сущность христианства" (1841), "Основы философии будущего" (1843), "Сущность религии" (1851).

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – концепция, усматривающая в понятии человека основную мировоззренческую категорию и утверждающий, что только на ее основе можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: