Джек Уэлч обладает множеством качеств, сделавших его человеком, которого знают, боятся, уважают и которым восхищаются. Он настойчив и сосредоточен. Он может создать простую и логичную стратегическую идею, понятную компании. Ему нет равных в маркетинге. И он как никто другой умеет создавать ценность и стимулировать ее рост.
Одной из самых неприметных отличительных черт Уэлча (но, возможно, самой полезной в мире стремительных изменений потребительских приоритетов и устаревания бизнес-моделей) является отсутствие у него стойкой приверженности прошлому. У Уэлча нулевая коллективная память. Он не хранит верности тому, что было. Фраза «мы всегда так делали» для него — пустой звук.
А фраза «вот чего хотят потребители» немедленно привлекает его внимание. Она влечет за собой вопрос: «Как заработать на этом деньги?». Уэлч постоянно смотрит в будущее, наблюдает за потребителем и думает о том, как обеспечить рост прибыли.
Возможно, такой образ мышления свойствен Уэлчу, потому что он работает в GE, будучи на самом деле человеком со стороны. Он пришел сюда из бизнеса производства пластиков, который никогда не относился к категории ключевой деятельности GE. Сначала он занимался в GE созданием будущего, которого не было: знакомил потребителей с продуктом Lexan и помогал им научиться пользоваться новой продуктовой линией GE — пластиками. Здесь успех зависел от умения создавать будущее, а не от заботы о сохранении прошлого.
Тот факт, что Уэлч не зависит от коллективной памяти и не позволяет культивировать ее другим, — один из самых ценных активов GE. Это также объясняет, почему для спасения многих крупных, ранее успешных организаций были приглашены люди со стороны. Над новым человеком не довлеют законы компании, которые обеспечивали ее прошлые победы. Его образ мышления не рассчитан на поддержание традиционной бизнес-модели.
Архитектура бизнес-модели влечет за собой багаж прошлого, который может полностью разрушить конкурентоспособность компании. В жизненном цикле бизнес-модели наступает момент, когда ментальные накладные расходы начинают забирать столько свободной памяти и процессорной мощности, что единственный выход — целиком списать ее и начать формировать новое мышление.






