Оценка изменений потребителей, расширение обзора конкурентной среды и наблюдение за развитием своей отрасли в контексте установленных моделей — это лишь некоторые из инструментов, используемых для распознавания и предвосхищения миграции ценности (рис. 66). На протяжении следующих десяти лет методология предвосхищения миграции ценности станет более развитой и эффективной. Но основную сложность представляет образ мышления. Никакая методология не сможет преодолеть отрицание реальности и коллективную память. Никакой сравнительный анализ бизнес-моделей не сумеет победить того презрения, которое, как правило, встречает любой новый подход к потребителю. Когда коллективная память превалирует над неустанным поиском возможностей для получения прибыли, ценность неизбежно уходит от компании. Так как же победить коллективную память?
| Потребители 1. Кто является потребителем? Меняются ли те, кто принимает решения и оказывает влияние? Если да, то как изменяются их покупательские критерии? 2. Каково финансовое положение потребителей? 3. Какие потребности клиентов являются более развитыми и требующими экономичных решений, а какие ‑ новые и требуют решения, основанного на эффективности? 4. Как меняются приоритеты потребителей согласно их потребностям и экономической системе? 5. Как вы думаете, какие потребности будут самыми важными для потребителей в будущем? Новые бизнес-модели 6. Сколько полноценных новых бизнес-моделей появилось в вашей отрасли за последние пять лет? 7. Кто их потребители и каковы экономические средства? 8. Насколько они экономичнее вас? 9. Насколько они популярнее среди потребителей, чем вы? Движение ценности 10. Составьте карту миграции ценности, которая привела вас в сегодняшнее положение. Кто из старых игроков оказался поверженным? Почему? 11. Какова общая капитализация в вашей отрасли? Какова ваша доля в ней? Кто быстрее всего наращивает свою долю? 12. Какие отрасли экономически ближе всего к вашей (например, сталелитейная, производство алюминия, пластика)? Уходит ли ценность из вашей отрасли к ним? Почему? Насколько быстро? |
Рис. 66. Миграция ценности
Глава 13. Как победить коллективную память
— Как увеличить шансы моей компании распознать ранние симптомы начала миграции ценности?
— В состоянии ли моя компания правильно отреагировать на миграцию ценности? Как я могу увеличить эту способность?
Руководители сталелитейных комплексов не придают значения мини-заводам и японским производителям стали, так как считают их слишком мелкими игроками. IBM не может даже помыслить о том, чтобы продавать компьютеры по почте. P&G настаивает на том, что фирмы, занимающиеся кофе в зернах, не относятся к числу ее конкурентов. Все это — примеры коллективной памяти, постоянно прогрессирующая узость мышления, которая в конце концов делает и людей, и сами компании неспособными выходить за рамки своего опыта. Это одна из основных причин стагнации и спада в работе многих успешных фирм.
Но если симптомы и сущность коллективной памяти хорошо известны, почему до сих пор не найдено лекарство от нее и не выработаны превентивные меры? В этой главе анализируются примеры нескольких компаний, которые сумели разработать эффективные способы борьбы с коллективной памятью. Во-первых, здесь рассматривается та роль, которую может сыграть обладающий перспективным видением лидер в борьбе компании с тормозящим влиянием традиционных догм и отраслевого мышления. Во-вторых, здесь показано, как несколько компаний создали технологии, позволившие избавиться от влияния коллективной памяти. И наконец, здесь предложен ряд конкретных действий для разрушения коллективной памяти компании.
Сильный лидер
В качестве главного стратега СЕО компании берет на себя основную ответственность за определение долгосрочного курса. В мире постоянно меняющихся потребителей и конкурентов, глобализации рынков и хронической неопределенности сформулировать стратегию успеха представляется крайне сложной задачей. А между тем определение курса — самое простое из того, что входит в обязанности СЕО. Определив, куда компания должна двигаться, СЕО должен обеспечить успешное достижение поставленной цели. И отсутствие коллективной памяти здесь может помочь.






