Научно–познавательная тематика в СМИ Республики Казахстан. Словари и справочники особый род научно-познавательной литературы

1. Методы и приемы работы с СБО и словарно- справочной литературой.

Зарождения человеческого общества является необходимым условием его саморазвития. Процесс системного накопления знаний о мире и человеке начинается уже в глубокой древности. «Несомненно, корни научного знания теряются в бесконечной дали былого», - говорил академик В. И. Вернадский.

Распространение научных знаний началось еще в дописьменную эпоху и осуществлялось средствами фольклора. Доведение знаний до людской массы с давних пор было стремлением тех, кто отдавали себя служению науке. Ценным историческим источником, который указывает на то, как в эпоху античности осуществлялось распространение научных сведений, являются письма, написанные в то время Платоном, Сократом, Эпикуром, Цицероном, Сенекой и другими мыслителями.

Обращает на себя внимание и такой факт из той же античной эпохи. Одной из развивающихся форм знания в то время была физиогномика, зачинателями которой считались Пифагор и Гиппократ. К ее разработке имели отношение многие ученые, в том числе Аристотель. Распространение сведений по физиогномике и нарастающая популярность (выделено мною. - В. С.) ее постулатов привели с годами к стремительному влиянию физиогномических представлений на такие сферы общественной мысли, как литература, философия, риторика и искусство.

Прогрессивные ученые всегда считали пропаганду научных знаний важной и почетной задачей. История знает имена ученых, которые поднимались на эшафот ради пропаганды новых научных идей. Галилео Галилей чуть не поплатился жизнью за свой знаменитый «Диалог». Написанный в доступной, интересной и ярко выразительной форме, «Диалог» не только свидетельствует о стремлении ученого защитить новый, научный взгляд на картину мира, отвергнуть устаревшее представление о системе мироздания, доказать правильность воззрений Коперника, но и демонстрирует страстное желание автора довести новое научное знание до широких кругов читателей.

Известным популяризатором был Майкл Фарадей, открытия которого в области электричества и магнетизма составили целую эпоху в истории науки. Его книга «История свечи» до настоящего времени является образцом популяризации научно-технических достижений.

Глубокий след в деле распространения научных знаний оставили великие русские ученые - М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, И.И. Мечников, А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов, А.Г. Столетов, И.П. Павлов. Передавать широким народным массам результаты своих исследований в доступной, популярной и одновременно высоконаучной форме они считали своим патриотическим долгом, целью своей жизни.

Свое отношение к популяризации науки и внедрению прогрессивных научных идей в сознание народа высказывали русские просветители XIX в. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.

Так, А.И. Герцен, обращаясь к русским естествоиспытателям, призывал их к тому, чтобы на основе обобщения истинных, верных сведений об естествознании, придания им живой формы, свойственной живой природе, изложения доступным, откровенным, простым языком «втолкнуть их (сведения) в общественное сознание».

Д.И. Писарев видел в науке главную силу общественного развития, выделяя при этом задачу популяризации естествознания и математики. По его словам, хороший популяризатор, особенно в России, может принести обществу гораздо больше пользы, чем даровитый писатель. Говоря так, Писарев, надо полагать, имел в виду, что не каждый ученый обладает способностью популярно излагать результаты своих исследований. В то же время от мастерства популяризации во многом зависит эффективность научно-популярного произведения. По оценке современников, сам он был одним из наиболее талантливых популяризаторов XIX в. Своей талантливой проповедью необходимости знаний, материализма и неуклонным отрицанием всего консервативного он, по свидетельствам И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева и А.Н. Баха, оказал большое влияние на судьбу русской науки.

Заметное развитие популяризация научных знаний получила в нашей стране в годы советской власти. Задача состояла в том, чтобы путем организованной популяризации и пропаганды достижений в области науки и техники способствовать повышению культуры трудящихся и пробуждению их инициативы.

В 1919 г. в Москве в Госиздате был создан научно-популярный отдел, который поначалу преимущественно переиздавал старые популярные произведения, подвергая их переработке и дополняя с учетом новейших данных (прежде всего естественнонаучного и мировоззренческого характера). Основными изданиями были специальные научно-популярные сборники.

О значительной роли научно-популярного отдела Госиздата в развертывании издательской работы по его профилю говорят такие факты. Им были подготовлены и выпущены серийные издания для широкого круга читателей. С учетом уровня подготовки читатели были разделены на четыре категории. К первой относились рабочие и крестьяне, проявлявшие интерес к научным знаниям и их практическому применению. Характерны названия серий, выпущенных для этой категории читателей. Это «Наука для всех», «Книжная полка рабочего», «Популярная техническая серия», «Начатки науки». Последняя из названных серий предназначалась также для второй группы читателей, которые уже обладали некоторыми начальными знаниями, полученными в системе фабзавуча и рабфаков или путем самообразования.

Для читателей с законченным средним образованием, составлявшим третью группу, были предназначены серии «Популярно-научная библиотека», «Дарвиновская библиотека» и другие, содержавшие новейшие сведения по общенаучным вопросам или отдельным отраслям науки. Несколько увлекательных серий были выпущены для читателей детского возраста: «Среди природы», «Опыты и наблюдения природы», «Библиотека путешествий», «Биографическая библиотека».

Создатели научно-популярных серий стремились к тому, чтобы они соответствовали читательским интересам не только по содержанию, но и по изложению материала, языку, структуре, оформлению. Таким образом закладывались основы, формировался и накапливался опыт редакционно-издательской подготовки научно-популярных книг в новых социальных условиях. Как видно, назначение научно-популярных изданий той поры заключалось прежде всего в решении просветительско-образовательных задач, отмечается вместе с тем и практическая направленность отдельных популярных изданий, свойственная производственно-практическим изданиям (например, серия «Книжная полка рабочего»). Выпуск научно-популярных изданий сериями обеспечивал непрерывность и определенную системность в популяризации научных знаний и их распространении. Два этих важных принципа сохраняются и развиваются и в настоящее время, что ясно видно в практике академического книгоиздания, осуществляемого издательством «Наука».

Широкий размах издание научно-популярных книг получило в 1930-е годы после создания в составе Объединенного научно-технического издательства страны Главной редакции научно-популярной и юношеской литературы. В целях привлечения к научной популяризации ученых и писателей был организован конкурс на лучшую научно-популярную книгу. О его значении можно судить по составу конкурсного комитета, в который входили М. Горький, С. Маршак, Я. Перельман и др.

Для современного редактора представляют значительный интерес требования, которые предъявлялись к книгам. Ставилась задача дать научно-популярную книгу самому широкому кругу читателей - рабочим, колхозникам, учащимся. При этом подчеркивалось, что научно-популярная книга не должна быть производственной книгой или учебным пособием, ее цель - в увлекательной, легко воспринимаемой форме раскрыть для читателя сокровищницу науки и техники. Форма, методика изложения материала в научно-популярной книге должны прежде всего учитывать уровень подготовки читателя. Ее оформление должно быть таким, чтобы читатель мог легко найти ее в массе других книг.

К тому времени относится издание научно-популярных книг, которые оставили заметный след в популяризации и пропаганде науки. В их числе «Земля Санникова» и «Плутония» академика В.А. Обручева, «На луне», «Вне земли», «Грезы о земле и небе» К.Э. Циолковского, серия «Занимательные науки», в которой особое место занимают научно-популярные произведения Я.И. Перельмана, и др.

Особое значение для редакционно-издательской деятельности в области научно-популярной литературы имеет творческий вклад крупнейших ученых С.И. Вавилова, А.Е. Ферсмана, В.А. Обручева, В.И. Вернадского, В.Л. Комарова и др., продолживших и развивших лучшие отечественные традиции научно-популярного книгоиздания, во многом определивших его принципы и методы.

Замечательна и удивительно многогранна творческая и редакционно-издательская деятельность С.И. Вавилова. Им написано более 150 ярких по своей изобразительной силе научно-популярных книг и статей, в том числе «Солнечный свет и жизнь Земли», «Глаз и солнце». Под его руководством были концептуально разработаны и осуществлены научно-популярные серии «Классики науки», «Мемуары», «Литературные памятники», «Биографии» и др. Огромен вклад С. И. Вавилова в редакционно-издательскую деятельность в области научно-популярных периодических изданий, он имеет непосредственное отношение к подготовке таких широко известных журналов, как «Природа» (председатель редколлегии), «Наука и жизнь» и «Знание - сила» (член редколлегии). Около 20 лет начиная с 1933 г. С. И. Вавилов возглавлял комиссию АН СССР по изданию научно-популярной литературы и серии «Итоги и проблемы современной науки».

Как редактор и писатель-популяризатор научного знания С.И. Вавилов разработал и предложил совершенно новый для своего времени тип научно-популярного издания - монографию для ученых и специалистов смежных отраслей науки. Свои идеи на этот счет он реализовал в собственных книгах «Исаак Ньютон» и «Микроструктура света». Им сформулирован один из основополагающих принципов научной популяризации - не ограничиваться фиксированием отдельных научных достижений, а показывать процесс развития познания, динамику «роста древа познания». Благодаря С. И. Вавилову практика создания популярного издания о науке пополнилась множеством оригинальных приемов использования образных средств и языково-стилистических способов при отображении содержания научно-популярной книги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: