История специфического регулирования сферы волонтерства в современной России

Конституция РФ.

Прежде всего нормативную основу добровольчества составляет Конституция РФ, согласно ст. 2 которой человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью, а государство обязано их обеспечивать и охранять. Среди прочих прав Конституцией РФ охраняется и право на участие в добровольческой деятельности. К тому же добровольчество является важным видом социально полезной деятельности, а Российская Федерация, в соответствии со ст. 7 Конституции РФ, провозглашается еще и социальным государством, где каждому должна быть обеспечена достойная жизнь. Наиболее часто работа добровольцев ведется в рамках соответствующих общественных организаций, свобода создания и деятельности которых закреплена в ст. 13 и 30 Конституции РФ. На конституционном уровне осуществляется поддержка благотворительности (ч. 3 ст. 39), с которой добровольческая деятельность тесно связана. Более того, 1 июля этого года пройдет голосование по поправкам в Конституцию, которыми статья 114, касающаяся полномочий Правительства России, будет дополнена следующими обязательствами «Правительство РФ осуществляет меры по поддержке гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики; осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности».

Законодательство в области НКО, общественных объединений и их поддержки.

Помимо Конституции РФ правовое регулирование добровольческой деятельности, как уже отмечалось, осуществляется федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

Добровольческая (волонтерская) деятельность реализуется гражданами как самостоятельно, так и в составе организаций. В России создан и действует целый ряд специализированных волонтерских общественных объединений, а также организаций, занимающихся добровольчеством помимо основных целей своей деятельности. Эти объединения в основном являются некоммерческими. В ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации такие организации именуются некоммерческими корпоративными организациями, которые могут создаваться в форме общественных организаций и ассоциаций (союзов). Подробнее их правовое положение регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Добровольческое движение в Российской Федерации развивается по отраслевому признаку, но основным исполнителем проектов и программ в сфере волонтерского движения выступает Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), в следствие чего как на уровне федерации, так и на региональном уровне политика в области волонтерства преимущественно реализуется в рамках молодежной политики. Эта тенденция включает в правовую основу волонтерства нормативные правовые акты в области поддержки молодежи, например, Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Общим для рассмотренных выше нормативных правовых актов является то, что они, за исключением ФЗ «О некоммерческих организациях» не содержат прямого упоминания о волонтерстве. Поэтому данные законы нельзя назвать актами, непосредственно регламентирующими волонтерскую деятельность, хотя они и имеют существенное, и даже в некотором роде основополагающее значение в регулировании данного общественного феномена.

Опрос: Знакома ли Вам тема нормативного регулирования волонтерства? a. Знаю тему, как свои 5 пальцев. b. Чувствую, сегодня узнаю что-то новое. c. Сложнооо!

История специфического регулирования сферы волонтерства в современной России.

Долгое время в Российской Федерации вопросы волонтерства не имели полноценного законодательного регулирования. На волонтеров распространялось действие Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который рассматривал добровольческую деятельность в исключительно контексте благотворительности. Тем не менее, закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» еще в XX веке ввел в понятийный аппарат определение «добровольца» в пространстве благотворительности, перечислил виды соответствующей деятельности и закрепил договорные отношения между волонтером и благополучателем, благотворительной организацией, затронул вопросы компенсационных выплат и расходов участника добровольческого движения. Однако в связи с бурным развитием сферы и диверсификацией добровольчества требовалось дополнение нормативной базы.

«Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие)». (ст. 5)

«Добровольцы – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)». (ст. 5 в ред. 2010 г.).

Предвестником изменений стал Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в ст. 5 которого давалось определение волонтера Игр в Сочи 2014, а его деятельность выводилась из-под юрисдикции ФЗ-135.

«… под волонтерами понимаются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, заключившие с Оргкомитетом «Сочи 2014» гражданско-правовой договор об участии в организации и (или) проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр путем применения своего опыта, знаний, умений и навыков в целях осуществления мероприятий по организации и проведению Олимпийских игр и Паралимпийских игр без предоставления указанным гражданам денежного возмещения за осуществляемую ими деятельность». (ст. 5, п. 4).

В 2008 году потребность в развитии института гражданского общества, включающего содействие и поддержку благотворительной и добровольческой деятельности, была отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р). Кроме того, в государстве была разработана и принята Концепция содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 1054-р), направленная на активизацию потенциала добровольчества и благотворительности как ресурса развития общества (утратила силу).

В том же году впервые письмом министра спорта, туризма и молодежной политики РФ В.Л. Мутко «О развитии волонтерской деятельности молодежи» от 26 августа 2009 г. вводится учет волонтерской деятельности путем оформления и ведения волонтерских книжек с предварительной регистрацией их владельцев на сайте www.jabapoint.ru, а впоследствии – на сайте www.jaba.ru. В конце 2013 г. вышел Приказ Росмолодежи от 4 декабря 2013 г. № 377 «Об утверждении Положения о порядке регистрации и учета молодых граждан, принимающих и изъявивших желание принять участие в добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Российской Федерации», согласно которому регистрация стала осуществляться на сайте www.технология-добра.рф. В 2014 году порядок был отменен и выдача книжек на всероссийском уровне завершена.

В 2012 году волонтеры, а также условия предоставления им сервисов или компенсационных выплат, появляются в Федеральном законе от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». (ст. 2, 20).

В 2013 году поддержка добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, закрепляется в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

На волне добровольческого подъема и расширения перечня направлений добровольческой деятельности, не укладывающегося в границы благотворительной деятельности, в 2013 году предпринимается попытка принятия отдельного законодательного акта – Федерального закона о добровольчестве (волонтерстве). Проект закона, хоть и имел довольно стройный понятийный аппарат, но давал основания для жесткого регулирования волонтерской сферы и был негативно воспринят общественностью, и, прежде всего волонтерским сообществом. Вопрос законодательного регулирования общественных отношений в области волонтерства был отложен еще на несколько лет.

Тема развития социальной активности и добровольчества как важнейшей ее составляющей была последовательно зафиксирована в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р), Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р), Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства от 5 февраля 2016 года №164-р).

И, наконец, в Год волонтера в России был принят Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)», который расширил действие ФЗ-135 на сферу волонтерского движения, закрепил в нем основные понятия, права и обязанности субъектов добровольческой деятельности и порядок ее учета, вменил законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по поддержке волонтерства, а также уравнял понятия волонтер и доброволец.

Опрос: В каких странах существует отдельное законодательство о добровольческой деятельности? a. В Израиле, Японии, Великобритании. b. В Германии, Чехии, США. c. Во всех перечисленных странах.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: