Современное нормативное регулирование добровольчества на федеральном уровне

В настоящий момент основным законодательным актом в области волонтерства выступает Федеральный закон от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Закон дает определение добровольческой деятельности:

«Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона». (ст. 1).

Устанавливает закрытый перечень целей добровольческой деятельности:

«Благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях:

социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

содействия защите материнства, детства и отцовства;

содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;

охраны окружающей среды и защиты животных;

охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;

участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;

содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан. (ст. 2).

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

Проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается». (ст. 2).

Опрос для тех, кто внимательно слушал: Является ли в соответствии с ФЗ-135 целью добровольческой деятельности содействие добровольческой деятельности? a. Нет. b. Да. c. Я уснул (а) на третьем пункте.

 

В ст. 5 Закона приводится перечень участников добровольческой деятельности, а также их определения:

«Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.

Добровольцы (волонтеры) – физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности – некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.

Добровольческая (волонтерская) организация – некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью».

Раздел III.1. ФЗ-135 посвящен условиям и порядку осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности.

В нем приведены права и обязанности добровольца, а также оговорены особенности заключение договора между ним и другими субъектами волонтерской деятельности:

«Доброволец (волонтер) имеет право:

1) осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;

2) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;

3) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:

поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;

психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;

возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;

5) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ». (ст. 17.1).

Опрос для тех, кто внимательно слушал: Когда организатор добровольческой деятельности обязан предоставлять бесплатное питание, проезд или какие-либо другие сервисы? a. Никогда. b. Всегда. c. Когда это предусмотрено законодательством и /или договором с волонтером.

 

В 3 разделе закреплены права и обязанности организатора добровольческой деятельности и волонтерской организации:

«Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право:

1) получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) информировать, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления;

5) получать иную поддержку в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации». (ст. 17.2).

Кроме того, в разделе изложены полномочия Правительства РФ, ФОИВ, РОИВ и ОМСУ в сфере волонтерства.

Правительство РФ – вырабатывают общих требований к взаимодействию ФОИВ, РОИВ, ОМСУ и бюджетных учреждений с субъектами волонтерской деятельности, а также устанавливают перечень видов деятельности, в отношении которых такое взаимодействие осуществляется.

ФОИВ – разрабатывают и реализуют федеральные программы, участвуют в формировании ЕИС в области добровольчества, оказывают поддержку субъектам волонтерской деятельности, утверждают порядки своего взаимодействия и взаимодействия подведомственных учреждений с субъектами волонтерства, методически обеспечивают РОИВ, ОМСУ и бюджетные учреждения в своей сфере в работе с волонтерами.

РОИВ – участвуют в реализации политики по развитию добровольчества в своей сфере, разрабатывают и реализуют государственные программы, оказывают поддержку субъектам волонтерской деятельности, утверждают порядки своего взаимодействия и взаимодействия подведомственных учреждений с субъектами волонтерства, методически обеспечивают ОМСУ и бюджетные учреждения в своей сфере в работе с волонтерами, популяризируют добровольческую деятельность, поддерживают муниципальные программы, создают координационные и совещательные органы.

ОМСУ – разрабатывают и реализуют муниципальные программы, оказывают поддержку субъектам волонтерской деятельности, утверждают порядки своего взаимодействия и взаимодействия подведомственных учреждений с субъектами волонтерства.

Завершается раздел ст.17.5, посвященной единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства).

Формирование и ведение ЕИС осуществляется Росмолодежью. Внесение сведений производится добровольно. Отсутствие сведений в ЕИС не может служить основанием для отказа в поддержке. Работа ЕИС регулируется Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2019 г. № 1067 «О единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства)». ЕИС – официальный инструмент учета добровольческой деятельности.

Опрос: По какому веб-адресу расположена ЕИС в сфере развития волонтерства? a. добровольцыроссии.рф. b. dobro.ru. c. не знал (а), что ее можно найти в интернете.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: