Классификация психосоматических расстройств

Лекция 9

Вопросы для изучения:

Методология и методы исследования в психосоматике.

1.Предмет и задачи психосоматики.

2.Теоретические проблемы анализа механизма психосоматического взаимодействия.

3.Типичные методы организации исследований в психосоматике.

Классификация психосоматических расстройств.

1. Роль психологических факторов в возникновении и развитии соматических заболеваний.

2. Теория стресса в развитии соматических заболеваний.

пси

Термин «психосоматика» появился в 1818 г. Он был предложен немецким врачом Р. Хейнротом (R. Heinroth), назвавшим «психосоматическими» соматические феномены, возникновение которых изначально связывалось с психоэмоциональными сдвигами. В основе психосоматической патологии лежит первично телесная реакция на конфликтное переживание, сопровождающаяся изменениями и патологическими нарушениями во внутренних органах. Психосоматика, по определению А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского (1998), представляет собой направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний, таких как бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, нейродермит, неспецифический хронический полиартрит.

Психосоматика – междисциплинарное научное направление, в котором изучаются психологические, социальные и культурные факторы возникновения телесных заболеваний.

 Проблемы, с которыми психосоматика сталкивается на современном этапе, обусловлены несколькими причинами:

- абсолютизацией роли психологических факторов в развитии заболеваний,

- невозможностью совмещения психологического и медицинского подходов в исследовании болезни и ее лечении,

- недостаточным вниманием феномену телесности в психологии.

Сегодня психосоматику можно рассматривать как целостный научно-практический подход в медицинской психологии, реализуемый в рамках целостного (холистического) изучения и интерпретации болезней, с позиции биопсихосоциальной концепции заболеваний. Современные представления о биопсихосоциальной концепции болезни, сменившей в 70-е гг. XX в. биомедицинскую модель, соответствуют положениям, высказанным еще в 40-х гг. Р. А. Лурия, который писал о том, что «по существу вся медицина является психосоматической», имея в виду тот факт, что психологические, психосоциальные факторы в большей или меньшей степени включены в этиопатогенез любого заболевания, соматического или нервно-психического, они в той или иной мере влияют на ход течения и исход болезни.

Н. Пезешкиан вводит 3 понятия психосоматики:

1) в узком смысле – это специфическое научное и лечебное направление, которое устанавливает взаимосвязи между душевными переживаниями и реакциями организма. Сюда относятся соматические заболевания и функциональные расстройства организма, возникновение и течение которых зависит преимущественно от психосоциальных обстоятельств.

2) в широком смысле – это направление, изучающее комплексное взаимовлияние личности больного и социума.

3) во всеобъемлющем смысле – влияние болезни на жизнедеятельность человека в рамках всего общества и культуры.  

  Основные задачи психосоматики:

1) лечение заболеваний;

2) изучение влияния эмоций на физиологические процессы;

3) исследование поведенческих реакций, связанных с заболеваниями, а также психологических механизмов, воздействующих на физиологические функции;

4) как раздел психотерапии она ищет способы изменения деструктивных для организма способов эмоционального реагирования и поведения;

5) исследует распространенность психосоматических расстройств, их связь с культурными традициями и условиями жизни.

Объект психологического исследования в психосоматике: личность психосоматического пациента и психосоматические проявления в их индивидуально-психологическом и личностном контексте. 

При постановке психосоматического диагноза в распоряжении психолога имеются две основные методики — д иагностическая беседа и психологическое тестирование.

Диагностическая беседа дает возможность собрать психосоматический анамнез, чтобы привести не осмысленные пациентом соматические симптомы в понятную смысловую связь с внешней и внутренней историей его жизни. Первоочередная цель заключается в нахождении связей во времени между началом соматических проявлений и анамнестически достоверными жизненно важными изменениями или же в констатации их отсутствия. Если такие связи устанавливаются, то дальнейшая беседа должна прояснить, понимает ли сам пациент значимость для развития заболевания тех неприятностей, которые возникли у него в связи с конфликтами и кризами. Это предполагает знание личности пациента, условий его развития в детстве, конфликтов в процессе социализации, фиксации на них до последнего времени и уязвимости в отношении них с учетом ослабления актуальности прошлых переживаний. При соматическом заболевании диагностическая беседа направлена на определение в первую очередь нынешнего внешнего и внутреннего состояния пациента (Бройтигам и др., 1999).

1. Что знает пациент о своем заболевании?

2. Какое значение имеет оно для него сейчас и в его жизни в целом?

3. Имеется ли у него свой взгляд, в соответствии с которым он сам, его родные, психотерапевты или кто-либо еще ответственны за это заболевание

4. Соответствует ли его знание о болезни, ее причинах и течении клинической и психотерапевтической оценке?

 

При выборе комплекса тестовых методик для исследования психосоматических пациентов должны быть учтены следующие принципы: 

1. Относительная простота применяемых методик.

2. Быстрота их проведения.

3. Полнота изучения исследуемого явления.

4. Взаимная дополняемость применяемых методик. 

5. Высокая суммарная валидность. 

6. Достаточная чувствительность к изменению наблюдаемого явления у здоровых и больных, а также к изменению показателей в течение лечения.

Большинство личностных тестов, применяющихся для исследования психосоматического больного имеет характер опросника: тест-опросник Г. Айзенка (EPI), методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела (16PF), миннесотский многомерный личностный перечень (MMPI), который содержит 566 вопросов и пытается охватить клинически определяемые черты личности. Для изучения оценки пациентами своего самочувствия, активности и настроения используют тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН), построенный на принципах полярных профилей; для определения уровня тревожности как свойства психики и состояния пациентов — шкалу личностной и реактивной тревожности Спилбергера, адаптированную Ю. Л. Ханиным; для определения уровня нейротизма, а также показателей экстра- и интроверсии — личностный опросник Айзенка (Райгородский, 1999; Столяренко, 2000).

Типичные модели исследования, характерные для психосоматики:

1. Метод поперечных срезов. В данном случае психические и телесные характеристики измеряются одновременно. Влияние психологических факторов на состояние здоровья определяется при помощи статистических процедур.

2. Лонгитюдный метод. На начальном этапе исследования измеряются психологические и социальные факторы, воздействующие на испытуемых; личностные характеристики, состояние здоровья, на основании чего все они разделяются на определенные группы. Затем ведется наблюдение, обычно несколькими специалистами. Через определенное время вновь изучается и сопоставляется состояние здоровья испытуемых, принадлежащих к различным группам. Наиболее известные лонгитюдные исследования в области психосоматики были посвящены связи поведенческого типа «А» с ишемической болезнью сердца и роли депрессии в возникновении онкологического заболевания.

3. Эксперимент. Широко известны эксперименты, подтверждающие влияние на здоровье состояний стресса и выученной беспомощности.

4. Оценка эффективности. В этом случае предполагается, что если та или иная психологическая интервенция, направленная на решение конкретной проблемы была эффективной (улучшилось состояние здоровья, изменилось поведение), следовательно, данная проблема может рассматриваться как этиологический фактор. В области психосоматики широко известно исследование Д. Шпигеля с соавторами (Spiegel et al., 1989), посвященное оценке эффективности терапии пациентов, страдающих раком. Этот метод также используется для выявления факторов безопасного и рискованного поведения Проблема заключается в том, что следует понимать под эффективностью воздействия, а также в необходимости постоянно учитывать влияние побочных факторов на результат вмешательства.

5. Нарративный анализ. Нарратив – это структурированный дискурс (текст или повествование), в котором в форме истории связываются в определенной последовательности действующие лиц и события. В качестве повествования могут быть рассмотрены и устный рассказ, и написанная история, и определенная цепочка (структура) действий.

6. Фокус-группы. Этот метод используется в случае, если необходимо изучить представления, характерные для какой-либо социальной группы. Особенно часто он применяется в психологии здоровья, например, при разработке новых программ профилактики заболеваний.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: