1) «А кроме того, я утверждаю, что Карфаген должен быть разрушен»
2) "Рубикон перейден";
3) «Я ничего не боюсь кроме предательства»
4) «Какой артист прогибает!»
5) «О, святая простота»
6) «Отвращение к жизни»
7) «Поскребите русского, и вы обнаружите татарина»
8) «Революции совершаются пустым брюхом»
9) «Пишите так, чтобы было кратко и неясно»
10) «Слабость верховной власти – самое страшное из народных бедствий»
11) «От великого до смешного – один шаг, и пусть потом судят потомки»
12) «Любовь к родине- первое достоинство цивилизованного человека»
13) "Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия";
14) «Умом Россию не понять»;
15) «Взять почту, телеграф, телефон»;
16) "Ни войны, ни мира, а армию распустить";
17) «Мы не хотим загонять в рай дубиной»
18) "Учиться торговать!";
19) «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны»;
20) "Обогащайтесь!";
21) "Жить стало лучше, жить стало веселее";
22) "Мы вас закопаем!";
23) "Слабый никогда не прощает. Прощать — свойство сильного";
|
|
24) "Процесс пошел";
25) "Дела совести не решаются большинством голосов";
26) "Поехали!";
27) "Это – маленький шаг для человека, но огромный – для всего человечества";
28) "Хотели как лучше, а получилось как всегда";
29) "Каждый должен мотыжить, как святой Франциск, свой участок, бум-бум, ежедневно, и тогда успех будет обеспечен".
III. Интерпретация текста историка.
Задание: Прочитав внимательно текст, определите, о каком событии и времени идет речь. Раскройте своими словами авторскую точку зрения. Насколько она аргументирована?
Текст 1. Н.И.Костамаров: "Петр жил в такое время, когда России невозможно было оставаться на прежней избитой дороге и надобно было вступить на путь обновления. Как человек, одаренный умственным ясновидением, Петр сознал эту потребность своего отечества, и принялся за нее со всею своею гигантскою волею. Петр был самодержавен, а в такой момент истории, в какой тогда вступила Россия, только самодержавие и могло быть пригодным. Свободный республиканский строй никуда не годится в то время, когда нужно бывает изменять судьбу страны и дух ее народа, вырывать с корнем вон старое и насаждать новое... Только там, где самодержавие безгранично, смелый владыка может отважиться на ломку и перестройку всего государственного и общественного здания. Петру помогло более всего самодержавие, унаследованное им от предков".
Текст 2. В.О.Ключевский: "Но господствующий правительственный взгляд был узко полицейский. Его разделял и Николай. Правительство, как и дворянство, ценило удобства крепостного права, знало, как уютно живется за крепостными душами, когда они не возбуждают тревожных ожиданий. Отсюда двоякая забота правительства в крепостном вопросе: как бы не опоздать и как бы без нужды не поспешить. Тревога была понятна: несмотря на обилие полицейских глаз и ушей, правительство плохо знало свойства и настроения крепостной массы. Помещики были в этом отношении плохие осведомители: аккуратно исполняя свою роль сельских полицмейстеров, они секли своих крепостных за продерзости и провинности, но вникать в их души не имели ни охоты, ни уменья. Из этого скудного или мутного источника через становых и исправников черпали сведения и губернаторы. Отсюда немало предрассудков проникло в законодательное отношение к крестьянскому вопросу. Так, дворовые почему-то считались наиболее вредным и опасным классом крепостных людей".
|
|
Текст 3. С.М.Соловьев: "В нашей истории выдаются две великие войны, в начале обоих веков нашей европейской жизни: великая Северная война и война 12 года; к обеим Россия не была готова, средства ее не были в уровень с средствами противников и, несмотря на то, из обеих войн она вышла победительницей. Борьба сильная, опасная борьба вызывает нравственные силы народа, очищает, поднимает его, отвлекает от мелочных забот ежедневной жизни; борьба ведет его к алтарю, делает жрецом, потому что заставляет приносить жертвы. Никогда в народе не живется так тепло, так дружно, так сплоченно, как во время борьбы; никогда правительство и народ не соприкасаются так близко в общей деятельности; никогда знамя народа не развевается так высоко".
Текст 4. Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1888-1938: "Возможно, в конце концов, когда со сцены сойдет нынешнее поколение советских руководителей, чье мировоззрение сложилось в сталинские годы, цензура в исторической области будет отменена, и советские авторы, у которых будет больше данных и проницательности, чем у нас, смогут открыто разобраться в великих проблемах и альтернативах, стоящих перед партией в судьбоносные 20-е и 30-е гг. Как и западные исследователи советского периода, они разойдутся во мнениях по кардинальным вопросам и станут спорить о том, существовала ли разумная большевистская альтернатива сталинской "революции сверху"... И, подобно своим западным коллегам, советские исследователи, скорее всего, придут к выводу, что бухаринизм в той или иной форме оказался бы вполне жизнеспособным и более предпочтительным, и что если сталинский курс привел к потрясающим достижениям, купленным потрясающей ценой, то бухаринский привел бы к подобным достижениям и не обошелся бы в такую цену".
IV. Идентификация исторического события.