Анализ методической работы

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы является методическая работа.

Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе

учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение

квалификации и профессионального мастерства каждого учителя.

Объекты анализа:

Ø   педагогические советы

Ø  работа методического совета;

Ø  работа методических объединений;

Ø  инновационная деятельность;

Ø  работа с молодыми специалистами;

Ø  посещение уроков администрацией школы;

Ø  школьная система качества образования.

 

Методическая работа в 2019-2020 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс.

    В школе работает высококвалифицированный педагогический коллектив, способный обеспечить высокий уровень обучения, создать условия для индивидуального развития учеников.

     Для учителей школы стали традиционными отработанные формы методической работы, которые позволяют решать проблемы и задачи, стоящие перед школой:

Ø  тематические педсоветы;

Ø  предметные МО;

Ø  методические недели;

Ø  выступления;

Ø  открытые уроки

Ø  мастер - классы;

Ø  семинары;

Ø  обсуждение проблем;

Ø  анкетирование;

Ø  работа с молодыми специалистами;

Ø  творческий отчет;

Ø  методические консультации;

Ø  организация работы с одаренными детьми;

Ø  административные совещания.

Учителя школы активно распространяли свой педагогический опыт на уровне города.

Работа методического совета школы

Приоритетные направления в работе методического совета:

Ø  создание условий для повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса;

Ø  совершенствование методических приемов, способов преподавания учебных дисциплин;

Ø  изучение и внедрение в педагогический процесс новых педагогических технологий;

Ø  работа по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО, подготовка к внедрению ФГОС СОО;

Ø  изучение и распространения положительного педагогического опыта.

Работа методического совета строилась в тесном контакте со школьными методическими объединениями через педсоветы, методические недели, семинары.

  В течение 2019-2020 учебного года методическим советом было проведено 5 заседаний, на которых рассматривались следующие вопросы:

Ø  Итоги методической работы за 2018-2019 учебный год.

Ø  Утверждение скорректированного плана методической работы на новый учебный год.

Ø  Утверждение плана внутришкольного контроля.

Ø  Выработка программ подготовки и проведения тематических педсоветов.

Ø  Разработка системы мер, направленных на использование педагогами деятельностного подхода к организации урока.

Ø  Анализ результатов изучения качества знаний, умений и навыков учащихся.

Ø  Обсуждение плана подготовки и проведения методических недель, семинаров, конференций.

Ø  Отчеты руководителей ШМО по проблеме использования современных образовательных технологий.

    На каждом заседании методического совета подводились итоги работы учителей-предметников над повышением качества знаний, умений и навыков учащихся, работы по предупреждению неуспеваемости, работы с учащимися с повышенной учебной мотивацией.

    Тематика заседаний МС отражала основные проблемные вопросы. В организации методической работы осуществлялся мониторинг качества преподавания и уровня усвоения обучающимися программного материала, повышения квалификации. Изучение нормативно - правовой базы по основным вопросам учебной деятельности – неотъемлемая часть методической работы.

Проблемы: недостаточная активность и инициативность членов методического совета. Нехватка времени из-за большой загруженности. Профессиональная усталость.

Инновационная деятельность.

       Анализ инновационной деятельности школы показывает, что модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, существенно повысила эффективность функционирования и развития образовательного учреждения, что позволило сформировать такие параметры, как вариативность, открытость, адаптивность, органично интегрирующие школу в социальную инфраструктуру села. Неоспоримо то, что деятельность по внедрению различных образовательных изменений есть в то же самое время деятельность по развитию самой школы.

       И поэтому цель инновационной работы нашего педагогического коллектива - создание условий для обеспечения дальнейшего развития и функционирования образовательного учреждения, ориентация на предпрофильную и профильную направленность образования.

       Можно сказать, что мы находимся на этапе активного формирования инноваций.

Направления

 Инновационная работа в школе ведется по трем направлениям:

Ø Организация интеллектуально – творческой работы учителей,

Ø Организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся,

Ø Работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды.

Инновационная деятельность осуществляется через:

Ø экспертную работу учителей в предметных комиссиях на ЕГЭ, ОГЭ;

Ø участие педагогов в организации и проведении ГИА;

Ø руководство районным методическим объединением;

Ø оценивание профессиональной деятельности педагогических работников  (эксперты для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности педагогических работников)

Ø участие в конкурсах, конференциях, форумах, семинарах, мастер – классах учителей школы.

       Несомненно, что жизнь школы с появлением компьютеров стала интереснее, ярче, насыщеннее. События, происходящие в ней и за ее пределами, освещаются в школьной прессе, ребята могут самовыражаться в своих творческих проектах. Они создают свои мини-проекты для уроков, для освещения внеклассной деятельности, участвуют в конкурсах по применению ИКТ.

Использование ИКТ на уровне начального общего образования позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация)

- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

    На уроках математики ИКТ применяется при организации устного счета и для индивидуальной работы на тренажерах, на русском языке при проведении словарной работы, работ по развитию речи, для организации повторения по пройденному материалу. Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. На уроках литературы учителя используют справочные материалы, биографические данные об авторах, организуют работу над трудными словами, артикуляционные разминки. По специальной программе дети сами проверяют технику чтения. Широко в практике используются обучающие и развивающие игры, например: «Обучение с приключением», «Приключения на планете чисел 2», «Приключение в городе математиков», «Математика. Начальная школа 3 класс», «Трое из Простоквашино. Математика с Дядей Фёдором», «Школьное приключение. Остров сокровищ и знаний. 2 класс», «Школьное приключение. Форсаж без учебников. 3 класс», «Фраза», «Семейный тренажёр», «Семейный наставник», «Магия знаний. Приключения Лого в долине Русского языка», «Приключения юного натуралиста Плюма», «Юный математик. 3-4 класс», «Весёлая математика» и многие другие.

На уровне основного общего и среднего общего образования педагоги активно применяют:

Ø Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного

Ø Программные средства обучающего характера, предназначенные для обучения передачи учебной информации. Эти программные средства подразумевают диалог ученик - компьютер, в ходе которого ученик приобретает навыки работы по предложенному плану, инструкции, при этом контроль за их выполнением и управление ходом обучения осуществляет компьютер.

Ø Электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты. Например, «Уроки Кирилла и Мефодия».

Ø Медиатексты в электронном формате

Ø Создание слайдов с текстовым изображением

Ø Использование при объяснении учебного материала информации, заимствованной из сети Интернет. Также можно осуществлять проблемное обучение посредством поиска информации в сети Интернет для подготовки домашнего задания, для написания реферата, научно - исследовательской работы.

Ø Применение ИКТ осуществляют с различными целями:

Ø В качестве иллюстративного материала при объяснении новой темы.

Ø Для закрепления знаний, умений и навыков, для самостоятельной работы учащихся,

Ø Для проверки знаний учащихся.

Ø При оформлении творческих работ.

Ø На этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации;

Ø В реализации поисково-творческих возможностей учащихся;

Ø В систематизации и эффективному использованию дополнительных знаний по предмету;

Ø В подготовке к предметным олимпиадам;

Ø В стимулировании познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Ø Презентации, фотофильмы и информационные буклеты используется для проведения классных часов, родительских собраний, внеклассных мероприятий.

Общие выводы:

1. Уровень состояния методической работы в школе достаточный. Анализ выявил такие положительные тенденции, как стабильность кадрового состава, повышение уровня квалификации педагогов, их профессиональную компетентность.

2. Методическая тема школы и вытекающие из нее темы работы ШМО соответствуют основным задачам школы. Все учителя объединены в предметные ШМО, вовлечены в методическую систему школы. Методическая работа представляет собой непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер, сочетается с курсовой переподготовкой, работой семинаров.

3. Тематика заседаний ШМО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решить педагогический коллектив школы.

4. Повышение квалификации и мастерства учителей в школе позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатом реального учебно-воспитательного процесса, изменениями входе реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.

5. Стабильной остается удовлетворенность учителей и руководителей МО:

- деятельностью ШМО;

- полезностью форм методической работы, проводимых в школе;

- эффективностью педагогических советов, семинаров;

- методической поддержкой молодых специалистов, учителей, работающих по ФГОС.

6. Ежегодно педагоги школы проходят курсы повышения квалификации очно, очно-заочно, дистанционно.

  Наряду с положительными тенденциями в ходе анализа выявлены недостатки в организации методической работы:

1. Учителями школы разработано большое количество программ учебных курсов, элективных программ, программ внеурочной деятельности, но педагоги не проходят внешнюю экспертизу своих программ.

 2. Материально- техническое оснащение учебно-воспитательного процесса желает быть лучшим (изнашиваемость, частые поломки, дороговизна ремонта).

3. Не удалось осуществить личностно - ориентированный подход к каждому педагогу в процессе его работы над темой самообразования и тем самым, исключить формальный подход при работе над темами самообразования.

4. По-прежнему учителям-предметникам и руководителям МО требуется методическая поддержка по проблемам:

1) методы контроля и оценки знаний и учебных достижений обучающихся в соответствии с ФГОС;

2) метопредметный подход в обучении школьников;

3) учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся;

4) внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

5. Малая активность педагогов школы в профессиональных конкурсах, по обобщению педагогического опыта на муниципальном, региональном уровне.

Резервы по устранению указанных недостатков:

1. В связи с внедрением ФГОС необходимо усилить роль методического совета школы.

2. Методической службе школы оказать учителям методическую помощь в оформлении программ учебных предметов, элективных курсов, программ внеурочной деятельности, кружков с целью проведения внешней экспертизы.

3. Методической службе проводить работу по мотивации учителей на участие в конкурсах профессионального мастерства, обобщению педагогического опыта на муниципальном, региональном уровнях.

4. Продолжить работу по созданию портфолио учителей и учащихся школы.

5. Провести семинары, педагогические советы, фестиваль педагогических идей по темам, вызывающим интерес, затруднения в работе учителей (методы контроля и оценки знаний и учебных достижений обучающихся в соответствии с ФГОС; метопредметный подход в обучении школьников; учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся; внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс).

6. Найти необходимые средства для полного материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса.

7. Оказать консультативную, методическую помощь учителям в организации педагогического самообразования.

В связи с этим, вытекают з адачи на новый 2020-2021 учебный год:

1. Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.

2. Повышение качества образовательной деятельности школы за счет совершенствования организационной, методической и управленческой деятельности.

3. Продолжить внедрение новых форм непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов.

4.Продолжить работу по изучению и эффективному использованию современных образовательных, здоровьесберегающих технологий, ИКТ.

5. Обеспечить методическое сопровождение работы с молодыми и вновь принятыми специалистами.

6.Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов через механизм аттестации, разработка и реализация плана методического сопровождения аттестуемых педагогов.

7. Продолжить работу по реализации ФГОС, создать необходимые условия для внедрения инноваций в УВП, реализации образовательных программ.

8. Привести в систему работу учителей-предметников по темам самообразования, активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: