Большинство великих людей — ученых, писателей, композиторов, художников — уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.
Интерес – это особая форма проявления познавательной потребности. Интересы различают по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, природе, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), по глубине, по длительности. Все профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.
Родоначальником научного подхода к решению проблемы интереса считают Я.А. Коменского (1592—1670). Великий чешский педагог создал учебники, основанные на интересе, «ибо любовь и удивление суть самые мощные средства для того, чтобы вызвать стремление к подражанию».
Роль интереса и его значение в обучении признавал К.Д. Ушинский: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет...». Великий русский педагог разработал систему пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям.
В.А. Сухомлинский отмечал: «Самое главное – чтобы ребятам не надоело, чтобы в детские сердца не закралось тоскливое ожидание того мгновенья, когда учитель скажет: «Пора домой»». Я старался окончить работу нашей школы в тот момент, когда у детей обострялся интерес к предмету наблюдения, к труду, которым они заняты. Пусть малыши с нетерпением ожидают завтрашнего дня, пусть обещает он им новые радости». Он говорил: если нормальный ребенок ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета или занятия, значит, школа не выполнила своей задачи. Сухомлинский отмечал, что у каждого ученика должен быть любимый предмет. Именно учитель пробуждает интерес к знаниям, раскрывает таланты.
Своевременное выявление и развитие профессиональных интересов учащихся во многом определяет их профессиональную успешность. Методики, предложенные в этом разделе, дают возможность учащимся 6-7 класса задуматься о своих профессиональных интересах и склонностях.
Благодаря опросникам«Или-или» и«Определение типа будущей профессии» (методики Е.А. Климова в модификации Г.В. Резапкиной) учащиеся получают начальное представление о классификации профессий ивыявляют свое отношение к пяти группам профессий.
Представления о видах профессиональной деятельности и своих профессиональных склонностях развиваются в ходе работы с Опросником профессиональных склонностей (методика Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной), который представляет собой 24 незавершенные фразы. Их надо завершить, выбрав один из трех вариантов. Методика выявляет склонность к работе с людьми, исследовательским, практическим, эстетическим, экстремальным, планово-экономическим видам деятельности.
Желательно, чтобы работа с методиками подкреплялась беседой, содержащей фрагменты литературных произведений, интересные факты из жизни известных людей, а также упражнения и задания по теме диагностики.
«ИЛИ-ИЛИ» (модификация методики Е. А. Климова)
Инструкция
Прочитайте пары высказываний и выберите то, что вам больше нравится. В скобках указан его код. Найдите его в бланке и отметьте.
| № | Ч | Т | П | З | И |
| 1 | 1а | 2а | 2б | 1б | |
| 2 | 3а | 3б | 4а | 4б | |
| 3 | 5а | 5б | 6а | 6б | |
| 4 | 7а | 8а | 7б | 8б | |
| 5 | 9а | 10а | 9б | 10б | |
| 6 | 11а | 12а | 12б | 11б | |
| 7 | 13а | 13б | 14а | 14б | |
| 8 | 15а | 15б | 16а | 16б | |
| 9 | 17а | 18а | 18б | 17б | |
| 10 | 19а | 20а | 20б | 19б | |
1. Объяснять одноклассникам учебный материал (1а) или чертить схемы, таблицы (2б)
Ремонтировать машины (2а) или ухаживать за животными (2б)
2. Рекламировать товары (3а) или заниматься мелким домашним ремонтом (3б)
Следить за развитием растений (4а) или иллюстрировать книги (4б)
3. Воспитывать детей (5а) или дрессировать животных (5б)
Исправлять ошибки в текстах (6а) или писать отзыв о фильме, концерте (6б)
4. Обслуживать покупателей (7а) или просчитывать прибыльность бизнеса (7б)
Управлять транспортом (8а) или играть на музыкальных инструментах (8б)
5. Изучать устройство различных механизмов (9а) или переводить тексты с одного языка на другой (9б)
Лечить животных (10а) или сочинять рассказы о животных, рисовать их (10б)
6. Улаживать конфликты между людьми (11а) или приводить в порядок документацию (11б)
Конструировать машины (12а) или создавать новые сорта растений (12б)
7. Оказывать людям медицинскую помощь (13а) или проектировать медицинскую технику (13б)
Посещать зоопарки, ботанические сады (14а) или театры, музеи (14б)
8. Вести прием пациентов (15а) или проводить лабораторные исследования (15б)
Составлять отчеты (16а) или писать стихи, рассказы (16б)
9. Заниматься организацией мероприятий (17а) или выступать на сцене (17б)
Строить здания (18а) или разрабатывать его проект (18б)
10. Бывать на технических выставках (19а) или на художественных выставках (19б)
Изучать природные явления (20а) или составлять компьютерные программы (20б)






