Обработка результатов

Сосчитайте число отмеченных номеров в каждом из пяти столбцов и запишите в пустой клетке.

6-8 баллов – выраженный интерес к предмету труда;

3-5 баллов – умеренный интерес к предмету труда;

0-2 балла – слабый интерес к предмету труда.

· У кого больше всего баллов в первом столбце? Кто может назвать самую интересную для него профессию? Как вы думаете, что объединяет эти профессии? (в них главное – другой человек).

Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Найти книгу помогает классификация – правила размещения книг. На уроках биологии вы изучаете классификацию животных и растений, на уроках химии – классификацию химических элементов.

Классификация профессий строится по своим законам. В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по разным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. У нас в стране чаще всего используется классификация профессора Е.А. Климова:

Человек. К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми.

· Назовите профессии этой группы (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод).

Техника. К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья.

· Назовите профессии этой группы (инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель двигателей и др.).

Природа. К этой группе относятся все профессии, связанные с животными и растениями. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная любовь к природе. Одно дело – играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое – день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем.

·  Назовите профессии этой группы (агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор)

Знак. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.

· Назовите профессии этой группы (экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, документовед)

Искусство. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для творческих профессий мало одного желания – необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

· Назовите профессии этой группы (художник, писатель, актер, режиссер, музыкант)

· Какой предмет труда кажется вам наиболее привлекательным?

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ (модификация методики Е.А. Климова)


Инструкция

В бланке рядом с номером высказывания поставьте «+», если оно вам подходит.

П Т З И Ч
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
∑- ∑- ∑- ∑- ∑-

1. С удовольствием ухаживаю за растениями, животными

2. Могу подолгу что-нибудь мастерить

3. Мне нравится что-нибудь вычислять, чертить

4. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки

5. Легко знакомлюсь с людьми

6. Охотно читаю о растениях, животных

7. Мое техническое творчество обычно вызывают интерес у товарищей, старших

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

9. Знакомые считают, что у меня есть художественные способности

10. С удовольствием общаюсь с самыми разными людьми

11. Я хорошо себя чувствую наедине с растениями или животными

12. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин

13. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы

14. Принимаю участие в спектаклях, концертах.

15. Легко улаживаю разногласия между людьми

16. Мне кажется, что я чувствую состояние растений и животных

17. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой

18. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

19. Знакомым нравится, как я пою, танцую, рисую, пишу стихи (хотя бы одно)

20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь

21. Охотно наблюдаю за растениями или животными

22. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов

23. Без особого труда усваиваю иностранные языки

24. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.

25. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

По каждому столбцу подсчитайте сумму плюсов. Наибольшая сумма указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (техника), З (знак), И (искусство), Ч (человек). 

4-5 баллов – выраженный интерес, 2-3 – умеренный интерес; 0-1 – отсутствие интереса.

Методика, которую вы только что выполнили, основана на ваших профессиональных интересах. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.

…Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показа­лась ему бессмыслицей, существование — тяжелою ношей... И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохнове­ние — блестящая, гениальная мысль.

Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вдруг вдали показался тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.

 — Что, брат, заставляют работать?

Том круто повернулся к нему:

 — А, это ты, Бен! А я и не заметил.

— Слушай-ка, я иду купаться. Небось, и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать.

Том посмотрел на него и сказал:

 — Что ты называешь работой?

— А разве это не работа?

— Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе... Разве мальчишкам каждый день достается белить заборы?.. Из тысячи... даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует...

…Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех ребят этого го­рода. Сам того не ведая, он открыл закон, управляющий поступками лю­дей, а именно: для того, чтобы человек страстно захотел обладать ка­кой-либо вещью, эта вещь должна достаться ему как можно труднее [1].

· Каким образом Тому удалось убедить ребят, что белить заборы — большая честь и редкое удовольствие?

Отрывок из книги М. Твена «Приключения Тома Сойера» показывает, что любая работа сама по себе ни хороша и не плоха – это просто набор определенных действий. Привлекательной или непривлекательной ее делают наше отношение к ней. По затраченным калориям утренняя работа дворника не отличается от тренировки в фитнесс-клубе – более того, она выгоднее для самого человека, потому что за нее платят, и тем более для окружающих. Как вы думаете, почему одна деятельность считается престижной, а другая – нет? Что такое «престиж»? Назовите престижные, на ваш взгляд, профессии. Могут ли быть «престижными» все профессии? Что произойдет, если каждый захочет заниматься «престижным», в его понимании, делом? Как на протяжении истории менялись представления о «престиже»? 

Престиж – это искусственный интерес, вызванный внешними факторами (реклама, желание подражать большинству или тому, кто кажется успешным). Профессию из соображения престижа обычно выбирают люди зависимые, не имеющие собственного мнения. Настоящий интерес, определяющий профессиональную успешность человека, нельзя навязать, но можно развить. Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

1)  добровольность — цели, поставленные перед собой самим человеком, достигаются легче, чем цели, навязанные другими;

2) постепенность — следует дозировать усилия, увеличивая их постепенно;

3) положительные эмоции — «усилие на грани приятного» — заниматься надо до тех пор, пока дело в радость, а не в тягость.

· Узнайте профессии ваших родителей и родственников. К какому типу они относятся? Поинтересуйтесь, чем родители руководствовались при выборе профессии? Довольны ли они своим выбором?

 


ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ (методики Л. А. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)

Опросник представляет собой 24 предложения, которые надо завершить одним из трех вариантов. Простая и удобная в обработке и интерпретации, методика выявляет склонности к работе с людьми, исследовательским, практическим, эстетическим, экстремальным, планово-экономическим видам деятельности.

Инструкция

При выборе профессии важно учитывать свои склонности, то есть влечения к каким-либо занятиям. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов — «а», «б» или «в» — и отметьте его в бланке.

 

I II III IV V VI
1 А     Б   В
2   А   Б В  
3 А Б   В    
4     А   Б В
5 А Б В      
6 А Б       В
7   А Б В    
8 А       Б В
9   А   Б В  
10       А Б В
11 А Б В      
12     А Б В  
13 А       Б В
14   А   Б В  
15 А   Б   В  
16 А   Б     В
17       А Б В
18 А Б В      
19     А   Б В
20 А   Б     В
21   А Б В    
22   А Б В    
23   А   Б   В
24 А       Б В
           

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: