Дыхательные упражнения

Дуть на мелкие бумажки, губы растянуть в улыбке, между зубами расстояние

2 мм. Контролировать струю выдыхаемого воздуха.

Артикуляционные упражнения.

«Мостик» - Открыть рот. Выгнуть спинку языка и упереть кончик языка в

нижние зубы. Удержать в таком положении 3-5 секунд. Медленно закрыть и

открыть рот. «Мостик» стоит неподвижно. Закрыть рот, распрямить язык,

сглотнуть слюну. Повторить упражнение 2-3 раза.

Способы коррекции.

Работа по вызыванию аффрикат начинается, когда ребенок правильно

произносит оба звука, «Т, С». Сначала нужно научить ребенка произносить

оба согласных звука без интервала. Т С - Т С - Т С = Ц-Ц-Ц

Между движениями, сопровождающими произнесение этих звуков, также не

должно быть интервала. Сокращая время произнесения звука, надо перейти

на одно движение, резко, с силой раскрыть кулаки. Используя тактильные

ощущения ребенка, дать почувствовать силу воздушной струи.

Фонетическая ритмика.

«Ц» - Рука согнута в локте, кулак распрямляется ладонью вниз ото рта с

напряжением; прыскающие или щипающие движения.

123

Конструирование.

Из палочек составить букву «Ц».

Логоритмика.

Шла коза на каблуках, в модных, красных сапогах.

По дорожке цок, цок, поломала каблучок.

Вот коза на одной ножке поскакала по дорожке.

Прыг скок, прыг скок, вновь сломала каблучок.

Вот коза сняла сапожки, зашагала по дорожке

Топ – топ, топ – топ, как легко без каблуков.

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Ц ц

АЦ ОЦ УЦ

ЗА-ЯЦ

ПА-ЛЕЦ

ОГУ-РЕЦ

ЛИ-ЦО

124

НОЖ-НИ-ЦЫ

ЦИФРЫ

Около цветка

стоит цыплё-

нок. Цапля

живёт на бо-

ло-те.Цапля

ест лягушку.

125

Автоматизация звука «Ц».

а). В обратной позиции.

ац – оц – уц

борец варенец венец глянец

голец гонец горец индеец

колодец конец ларец леденец

матрац огурец отец палец

певец пловец продавец ранец

танец фланец шприц японец

б). В интервокальной позиции.

аца – ацо – оцу

антрацит ацетон зарница куница

курица лицо медведица медицина

нация ножницы околица операция

оценка пицца плацента прицеп

пуговица пятница рукавица страница

спицы улица частица фармацевт

яйцо

в). В прямой позиции.

ца – цо – цу

цапля царапина царица целина

целлофан цемент цена центр

центнер цепочка цикл циклон

цилиндр цинизм цинк циновка

цирк цистерна цитата циферблат

цифры цыган цыплёнок цыпочки

г). В сочетании с согласными.

Акция боцман овца полотенце

Сердце сцена цвет цветок

126

Урок 30.

Артикуляция звука «Щ» при изолированном произнесении.

Губы выдвинуты вперёд. Расстояние между резцами маленькое.

Положение языка: кончик языка поднят к альвеолам, образуя щель; боковые

края примыкают к верхним коренным зубам, образуя посредине языка

продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха, язык

напряжён.

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки разомкнуты.

Можно видеть положение губ и языка, расстояние между резцами.

Можно осязать сильную воздушную струю.

Пальчиковая гимнастика.

«Ромб» - Прижимаем большой палец, мизинец и безымянный пальцы правой

руки к ладони. Указательный и средний пальцы разводим в стороны и

соединяем с указательным и средним пальцами левой руки.

Мизинец, средний и большой пальцы левой руки прижаты к ладони.

Дыхательные упражнения.

« Футбол» - Построить ворота из конструктора, дуть шарик из ваты в ворота.

Артикуляционные упражнения.

«Грибок» - Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывать язык от нёба,

сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

Способы коррекции.

Работа по вызыванию аффрикат начинается, когда ребенок правильно

произносит оба звука, «С, Ш». Сначала нужно научить ребенка произносить

оба согласных звука без интервала. Между движениями, сопровождающими

произнесение этих звуков, также не должно быть интервала. Сокращая время

произнесения звука, надо перейти на одно движение, резко, с силой

раскрыть кулаки. Используя тактильные ощущения ребенка, дать

почувствовать силу воздушной струи «С Ш – С Ш –СШ=Щ-Щ-Щ».

Фонетическая ритмика.

«Щ» -Волнообразные движения ладонями сверху вниз.

7.Конструирование. Составить из палочек букву «Щ».

Логоритмика.

Щука в озере жила. Червячка с крючка сняла.

Наварила щука щей, пригласила семь ершей.

Говорили всем ерши: «Щи у щуки хороши».

127

Читай.

Щ щ

ЩА ЩО ЩУ

ЩУ-КА

ЩИ

ЩЕ-КА

ЩЁТ-КА

ЩЕ-НОК

ЯЩИК

128

ПЛАЩ

ОВО-ЩИ

Мама купила

овощи.

Она варит

борщ.

Борщ вкусный.

129

Щенок ловил

щегла.

Щегол улетел.

Рыбак поймал

леща.

Около дома

растет плющ.

130

Автоматизация звука «Щ».

а). В прямой позиции.

ща – щё – щу

щебёнка щегол щека щенок

щепка щепотка щетина щётка

щи щит щипцы щука

б). В интервокальной позиции.

аща – ащё – ащу

вещи гуща зрелище клещи

крещение лещина мощи овощи

пища помещение помещик пощада

площадка прощение священник сыщик

тёща трещина трущобы угощение

управляющий ущерб часовщик чаща

ямщик ящик ящерица

в). В обратной позиции.

ащ – ощ – ущ

Борщ клещ лещ

Плащ плющ товарищ

г). В сочетании с согласными.

Бомбардировщик каменщик кладовщик

Толщина танцовщик уборщица

131

Урок 31.

Артикуляция звука «Х» при изолированном произнесении.

Губы свободны. Расстояние между резцами произвольное.

Положение языка: язык напряжён, кончик языка опущен вниз и оттянут

вглубь ротовой полости; спинка языка высоко поднята, между спинкой языка

и твёрдым нёбом образуется щель, через которую выходит струя

выдыхаемого воздуха.

Можно видеть положение губ, расстояние между резцами, положение языка

(если шире открыть рот и приподнять голову).

Можно осязать на тыльной стороне кисти сильную плавную тёплую струю

воздуха.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки разомкнуты.

Пальчиковая гимнастика.

«Крестики» - зацепить безымянный палец за мизинец или средний палец за

указательный. Удержать это положение пальцев как можно дольше.

Дыхательные упражнения.

« Погреем ладошки». - Ребенок свободно, не напрягаясь, держит перед собой

руки, согнутые в локтях, повернув ладони к себе. Язык в виде «чашечки» во

рту у верхних зубов. Рот открыт. В таком положении ребенок на сильном

выдохе «греет ладошки» (х-х-х).

Артикуляционные упражнения.

«Хомячок» - Рот закрыт. Надуть щёки при закрытом рте. Подержать 3-5

секунд. Выдохнуть воздух. Сглотнуть слюну. Повторить упражнение

Способы коррекции.

Постановка от звука «К» (объяснить разницу в характере воздушной струи

путём сопоставления звуков).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: