Артикуляция звука «Ж» при изолированном произнесении

Губы слегка выдвинуты вперёд, округлены. Расстояние между резцами

маленькое.

Кончик языка вверху, за альвеолами. Между нёбом и языком плоская щель,

более узкая, чем при звуке «Ш». Боковые края языка прилегают к верхним

коренным зубам. Корень языка поднят. Язык имеет форму чашечки.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть. Можно видеть

положение губ и резцов, а если приоткрыть рот, то и положение языка.

Можно осязать движение тёплого выдыхаемого воздуха.

Пальчиковая гимнастика.

«Жук» - Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны,

сделать усики. Пошевелить усами.

Дыхательные упражнения.

На кончик носа укладывают маленький кусочек ватки. Ребенок должен

поднять язык к верхней губе и с силой выдохнуть на ватку. Она должна

взлететь вертикально вверх.

Артикуляционные упражнения.

«Чашечка» - Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху.

Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком

положении 15 секунд.

«Грибок» - Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба,

сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Язык не отрывать от нёба.

Способы коррекции.

Обратить внимание на вибрацию в области гортани.

Фонетическая ритмика.

«Ж» – руки перед грудью. Произнося звук «Ж» – резким волнообразным

движением опустить руки вниз.

7.Конструирование. Составляем из палочек букву «Ж».

Логоритмика.

На полянке два жука танцевали гопака.

Правой ножкой топ, топ. Левой ножкой топ – топ

Ручки вверх, вверх, вверх. Кто поднимет выше всех?

94

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Показать жука. Жук жужжит: «Ж - Ж - Ж - Ж».

Игра «Пчёлка»- дети с жужжанием вылетают из улья (стульчик), летают по

лугу, садятся на цветы (нарисуйте и разложите на полу цветы). По вашему

сигналу «Пчёлы домой!» летят обратно в улей.

Ж ж

ЖА ЖУ ЖИ

ЖА-БА

ЖУК

ЖИ-ВОТ

ЛЫ-ЖИ

ЖЁЛ-ТЫЙ

95

СЛО-ЖЕ-НИЕ

НОЖ

УЖ

УЖИН

Я ле-жу.

Я си-жу.

Ле-на ест

ужин.

96

Око-ло до-ма

лу-жа.

Я ви-жу жа-бу.

Жа-ба ква-ка-

ет:«Ква-ква».

Жук жуж-жит.

Покажи уши.

Положи нож.

97

10.Автоматизация звука «Ж».

а). В прямой позиции.

жа – жё – жу –жи

жаба жадный жажда жакет

жалко жало жалоба жалование

жатва желание желе железо

железобетон жёлоб желток жёлтый

желудок жемчужина жена жетон

жест живот живчик жидко

животноводство животное жилет жим

житие жито жук жулик

жутко

б). В интервокальной позиции.

ажа – ажё – ажу – ажи

баклажан ближе божок ежи

ежевика замужем зажим кижуч

кожа кожанка лежак лежанка

лежебока лыжи лужа межа

мужество наживка наложение ниже

ножи отложение пожалуйста пожитки

положение сажа сложение снежинка

стужа тоже ужас уже

ужимка ужин умножение

в). В обратной позиции.

Бандаж блиндаж ёж купаж

Манеж муж нож паж

Пыж чиж нож шантаж

этаж

г). В сочетании с согласными.

Босоножки важно валежник вежливо

Дважды дождик жажда застёжка

Каждый каждое каждая ложка

98

Лыжник лыжня междометие можно

Ножка нужно одежда однажды

Отжим отжимание пряжка подснежник

Подожди сапожник таможня тележка

Покажите, пожалуйста.

Положи поближе книжку.

Я не вижу. Я вижу.

Выше – ниже.

11. Дифференциация звуков «Ш - Ж».

ша – жа шапка - жатва

шо – жо шок - сапожок

шу – жу шутка - жутко

аша - ажа каша – сажа ушат- ужас

ашо - ажо мышонок - снежок

ашу – ажу покошу- посажу

аши – ажи пушинки – снежинки

шна – жна шляпа – одежда

шва – жва подошва - одежда

шма – жма шмат - ложка

Сто одёжек и все без застёжек (капуста).

Вот я вижу, на лужок,

Нежно падает снежок.

Пляшут белые снежинки,

Пляшут чистые пушинки.

99

Урок 25.

Артикуляция звука «Р» при изолированном произнесении.

Положение губ и расстояние между резцами зависит от следующего

гласного.

Кончик языка вибрирует у альвеол. Боковые края языка прижаты к верхним

коренным зубам. Спинка языка опущена.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.

Можно видеть верхний и нижний ряд зубов, положение и работу языка, если

запрокинуть голову. Можно осязать толчкообразное движение выдыхаемого

воздуха, вибрацию в области гортани. В зависимости от следующего гласного

меняется положение губ и расстояние между резцами.

Пальчиковая гимнастика.

«Топор» - Соединяем вместе ладони и пальчики правой и левой рук,

имитируем, что рубим дрова.

Дыхательные упражнения.

Сдувание лепестков ромашки. Язык поднят к альвеолам. Ребенок сильно дует

на кончик языка «Р-Р-Р». Чем сильнее выдыхаемая струя, тем дальше

разлетаются лепестки.

Артикуляционные упражнения.

1.Щёлкать языком (подражание цоканью копыт), т.е. поочередное

присасывание и отрыв языка от твёрдого нёба.

2.Подражание индюку или «болтушка»,- выбрасывание языка между зубами

и губами наружу (звук БЛ-БЛ-БЛ).

Способы коррекции.

При произнесении «да-да-да…» на уздечку языка накладываем зонд или

палец и делаем быстрые движения влево - вправо, чем вызываем вибрацию

кончика языка.

Фонетическая ритмика.

Произнося звук «Р», согнутые перед грудью руки вращать одна вокруг

другой. По динамике напряженно.

7.Конструирование. Лепим из пластилина букву «Р».

100

Логоритмика.

Шёл король по лесу, по лесу, по лесу.

Нашёл король принцессу, принцессу, принцессу.

«весело шагаем»

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

«берём друг друга за руки и прыгаем»

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

«прыгаем, выбрасывая вперед то левую, то правую ножку»

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

«хлопаем в ладоши»

Ножками потопаем, потопаем.

«топаем ножками»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: