Автоматизация звука «Э»

Дуэт поэма поэт

Поэтому эта этап

Эталон эти этика

Экономика экономист экономия

Экспонат эластан эпос

Это этот эскалоп

Эстамп эстакада

75

 

Урок 20.

Артикуляция звука «Е» при изолированном произнесении.

Положение губ: в первый момент как при звуке «И». Во второй – как при

«Э». Расстояние между резцами от минимального увеличивается до

максимального.

Язык в первый момент занимает положение как при «И», затем – как при

«Э».

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют. Можно видеть положение губ,

расстояние между резцами. Можно осязать тёплую воздушную струю,

вибрацию гортани, грудной клетки.

Пальчиковая гимнастика.

«Веер» - Расслабить руки от локтя. Поднимать руку ладонью вверх и

обмахиваться как веером.

Дыхательные упражнения.

Вдох через нос, выдох через рот.

Артикуляционные упражнения.

«Улыбка» - Улыбнуться. Губы сомкнуты, растягиваются в улыбку.

«Заборчик»- Улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы.

Способы коррекции.

Дифтонги ставят только тогда, когда есть все основные гласные звуки.

Фонетическая ритмика.

Руки вначале поднять вверх «И», а затем опустить к плечам «Э».

«ИЭ-ИЭ-ИЭ-ЙЭ-ЙЭ-Е-Е-Е»

7.Конструирование. Складываем из палочек букву «Е».

Логоритмика.

Ходим по кругу со словами:

«Еле – еле – еле – еле завертелись карусели.

А потом кругом, кругом, всё бегом, бегом, бегом».

Сначала двигаемся медленно, потом бегаем.

«Тише, тише, не спешите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два. Вот и кончилась игра».

Двигаемся медленно и останавливаемся.

76

Читай.

Е е

еда

ест

Ева ест булку.

Я ем ка-шу.

Мы едем на

по-ни.

77

Ма-ма мо-ет

Се-ву.

Се-ва пел пес-

ни ве-се-ло.

Ева ела омлет.

У Лены венок.

Аня купила

билет на балет.

78

Автоматизация звука «Е».

Балет балетки бассейн

Беда белила белка

Белена белок бес

Библиотека билет блеск

Бобслей валенки валет

Веник венок видеотека

весна вес весло

вести весы ветка

двести декада декаданс

дело дети детство

десна деспот десяток

десятина дело делянка

дятел еда енот

если кабинет кадет

календула кассета кепка

кинотека клей клеймо

клемма клетка колено

комета кулебяка лекотека

левша лепесток ленок

лес леска лето

леший макет математика

мел мена место

монета небо небеса

нетто океан пакет

пикет пеликан пена

пестик песок плен

плеск победа полено

седло слепой слепок

сонет сулема таблетка

тема тесто тлен

туалет улей элемент

эмблема эпидемия эпитет

эстетика этикетка

79

Урок 21.

Артикуляция звука «Ч» при изолированном произнесении.

Губы лабиализованы. Расстояние между резцами небольшое.

Кончик языка в 1-ый момент прижат к верхним альвеолам или сразу за ними,

затем уходит в положение «Ш» верхнее, боковые края прижаты к верхним

коренным зубам, спинка языка опущена. Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки разомкнуты, голоса нет.

Можно видеть положение губ, расстояние между резцами, положение и

работу кончика языка, а также боковые края языка.

Можно осязать тёплую воздушную струю воздуха, сначала толчок, потом

сплошная теплая струя воздуха.

Пальчиковая гимнастика.

«Кулачки» - Руки положить на стол, ладони прижать к столу. Одновременно

сжать два кулачка. Повернуть кулачки и постучать ими по столу.

Дыхательные упражнения.

На кончик носа укладывают маленький кусочек ватки. Ребенок должен

поднять язык к верхней губе и с силой выдохнуть на ватку. Она должна

взлететь вертикально вверх.

Артикуляцционные упражнения.

«Чашечка» - Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху.

Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком

положении 15 секунд.

«Грибок» - Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба,

сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Язык не отрывать от нёба.

Проделать 15 раз.

Способы коррекции.

Произнести вместе два звука: «ТЬ + ШЬ =Ч»

Фонетическая ритмика.

«Ч» - Поворачиваем и сжимаем кулачки к себе, руки согнуты в локте.

7.Конструирование. Складываем из палочек букву «Ч».

Логоритмика.

Четыре в комнате угла,

Четыре ножки у стола,

И по четыре ножки у мышки, и у кошки.

80

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Ребёнок – чижик. Он сидит на стуле, это клетка.

Вы говорите: «Чижик в клетке сидел, чижик в клетке громко пел:

«Чу – чу - чу, чу - чу –чу, я на волю улечу».

После ваших слов ребенок вскакивает, машет руками и бегает по комнате,

говоря: «Чу чу чу, чу чу чу, я на волю улечу».

Вы можете изобразить кошку. Кошка ловит чижика, чижик прячется в клетке.

Ч ч

АЧ ОЧ УЧ

МЯЧ ЛУЧ

КА-ЛАЧ

ПЛАЧ

ТОЧ-КА

ТУ-ЧА

81

СА-ЧОК

УЧЕБ-НИК

ЧАЙ

Витя чи-та-ет

учеб-ник.

Ба-буш-ка чис-

ти-ла па-лас.

82

10.Автоматизация звука «Ч».

а). В обратной позиции: ач – оч - уч

калач палач плач силач

скотч стукач спич усач

б). В интервокальной позиции: ача - ачо - ачу

башмачок дача каблучок качели

качество кляча кулачок кочет

мучение облучок очи онучи

помочи пучина сачок точилка

точило удача учебник учение

ученик

в). В прямой позиции: ча - чо - чу

чай чайка чайник час

часовой частично часто частый

часы чаша чашка чей

чек чеканка человек чем

чемпион чемодан чепчик чесалка

чесание чеснок чешуя чилим

чип чиновник число чисто

член чтение что чтобы

что-либо что-то чуб чубчик

чувство чудак чудо Чукотка

чукча чулан чулок чум

чума чуткий чуточку чучело

г). В сочетании с согласными.

башмачник бочка внучка водокачка

выскочка дочка качка кочка

ласточка мочканаволочка ночка

оболочка очки синичка спичка

тачка точка член читает

чинит чистит

83

Урок 22.

Артикуляция звука «Ё» при изолированном произнесении.

Положение губ: в первый момент как при звуке «И». Во второй – как при

«О».Минимальное расстояние между резцами увеличивается до

максимального.

Язык в первый момент занимает положение как при «И», затем – как при

«О».

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.

Можно видеть положение губ, расстояние между резцами.

Можно осязать воздушную струю, вибрацию гортани, грудной клетки.

Пальчиковая гимнастика.

«Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки.

Что ели?- Кашку.

Что пили? – Бражку.

Кашка масленька. Бражка сладенька. Бабушка добренька.

Попили, поели, домой полетели. На головку сели, ладушки запели».

Дыхательные упражнения.

«Кто сдует дальше?» - Подвесить на ниточке фигурку птички, вырезанную

из тонкой бумаги и дуть на неё.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: