Мера общности понятия

 

Каждое понятие имеет свою меру общности, т.е. свое сочетание вокруг конкретных и абстрактных моментов, свою степень абстрактности и свой отрезок действительности, который в ней представлен. (7.1, 288)

См. Долгота понятия, Широта понятия  

Метод

 

Под методом в переносном смысле понимают способ исследования или изучения какого-либо отдела действительности, это есть путь познания, который приводит нас к пониманию научных закономерностей в той или иной области. (7.1, 34)

Метод педологического исследования

 

В связи с особенностями своего предмета педология разрабатывает свой специальный метод, который характеризуется <...> тремя основными моментами. Первое – тем, что это метод целостного исследования ребенка, <...> под целостным мышлением <...> следует понимать <...> такой анализ, который пользуется методом разложения не на элементы, а разложения на единицы.

Второй особенностью педологического метода является то, что он носит клинический характер в смысле изучения процессов развития, стоящих за симптомами отдельных возрастов.

И третья его особенность заключается в том, что это есть метод сравнительно-генетический, изучающий особенности развития ребенка на отдельных возрастных этапах, сравнивающий эти отдельные возрастные этапы между собой на возможно более тесных промежутках времени и тем самым подводящий нас к выяснению пути, которым переходит ребенок в развитии от одного этапа к другому. (7.1, 54)

См. Сравнительно-генетический метод (в педологии)  

Методика двойной стимуляции

 

Функциональная методика двойной стимуляции – организация поведения ребенка при помощи двух рядов стимулов, из которых каждый имеет различное «функциональное значение» в поведении. При этом непременным условием разрешения стоящей перед ребенком задачи является «инструментальное употребление» одного ряда стимулов, то есть использование его в качестве вспомогательного средства для выполнения той или иной психологической операции. (14.1, 75) Желая изучить внутреннюю структуру высших психических процессов, мы не ограничиваемся предъявлением испытуемому простых стимулов (все равно – элементарных раздражителей или сложных задач), на которые ждем непосредственного ответа. Мы одновременно предъявляем испытуемому и второй ряд стимулов, которые функционально должны играть особую роль – служить средствами организации его собственного поведения. Мы изучаем, таким образом, процесс решения задачи с помощью известных вспомогательных средств, и вся психологическая структура акта оказывается доступной нам на протяжении всего ее развития и во всем своеобразии каждой ее фазы. <...> Такой путь вынесения наружу вспомогательных средств поведения позволяет проследить весь генезис сложнейших форм высших психических процессов. (1.6.1, 78)

См. Инструментальный метод  

Мировоззрение

 

Под мировоззрением мы также не склонны понимать какую-либо логическую, продуманную, оформленную и осознанную систему взглядов на мир и его важнейшие части. Мы склонны употребить это слово <...> в синтетическом охватывающем смысле, соответствующем личности в плане субъективном. Мировоззрение – это то, что характеризует все поведение человека в целом в его культурной части по отношению к внешнему миру. В этом смысле у животного нет мировоззрения, и в этом же смысле нет его у ребенка в момент рождения. И в первые годы жизни, иногда вплоть до поры полового созревания, мировоззрение в собственном смысле этого слова отсутствует у ребенка. Часто скорее это миродействие. (31.1, 161) <...> в дошкольном возрасте <...> складывается у ребенка то, что можно было бы назвать первым абрисом детского мировоззрения. Здесь закладывается общее представление о мире, о природе, об обществе, о самом себе. <...> дошкольник имеет некоторые элементы преемственных связей, перебрасывающих мост к развитому мировоззрению человека, закончившего детский период своего развития. (5.2, 130)

Мозг

 

Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган, комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. (11.1, 5) <...> Субстратом психических функций нельзя считать какой-нибудь участок мозга, в их реализации и продуцировании участвует кора человеческого мозга в целом. (25.2, 114)

См. Опыт, Функция  

Мораль

 

<...> с точки зрения социальной психологии на мораль приходится смотреть как на известную форму социального поведения, вырабатываемую и устанавливаемую в интересах господствующего класса, разную для разных классов. Вот почему всегда существовала мораль господ и мораль рабов, вот почему эпохи кризисов бывали величайшими кризисами морали. (3.1, 250)

См. Поведение  

Мысль

 

<...> мысль – это подступы к поведению, а кто овладевает подступами, тот берет и крепость. Мышление является как бы передаточным механизмом между влечением и поведением и осуществляет организацию последнего в зависимости от тех внутренних понуканий и побуждений, которые исходят из глубинных основ нашей психики. (3.1, 202) <...> мысль приходится понимать как особую, наново решаемую задачу поведения или ориентировки в новых обстоятельствах. Мышление всегда возникает из затруднения. Там, где все течет легко и ничем не стесняемо, еще нет повода для возникновения мысли. Мысль возникает там, где поведение встречает преграду. (3.1, 207) Мысль не выражается в слове, но совершается в слове <...> Всякая мысль стремится соединить что-то с чем-то, установить отношение между чем-то и чем-то <...> выполняет какую-то функцию <...> Течение мысли совершается как внутреннее движение через целый ряд планов, как переход мысли в слово и слова в мысль. (1.2.1, 305) Мысль представляет собой нечто целое, значительно большее по протяжению и объему, чем отдельное слово <...> То, что в мысли содержится симультанно, в речи развертывается сукцессивно <...> Поэтому процесс перехода от мысли к речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздание в словах. (1.2.1, 356) Мысль, которую хочет выразить человек, не совпадает не только с физической, но и с семической стороной речи. <...> Мысль – облако, из которого речь источается в каплях. Мысль иначе построена, чем ее речевое выражение. Мысль прямо не выразима в слове. <...> Но мысль не есть нечто готовое, подлежащее выражению. Мысль стремится, выполняет какую-то функцию, работу. Эта работа мысли есть переход от чувствования задачи – через построение значения – к развертыванию самой мысли.

<...> Мысль совершается в слове, а не выражается только в нем.

Мысль есть внутренний опосредованный процесс. (Это путь от смутного желания к опосредованному выражению через значение, вернее, не к выражению, а к совершенствованию мысли в словах.) (1.1.9, 162)

См. Значение, Мышление, Ориентировка, Поведение, Речь, Слово  

Мышление

 

Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там, где этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение как процесс соотнесено с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которой сводится в конечном счете к известному отбору из множества представляющихся возможными реакций, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение.

Мышление есть всякий раз как бы решение новой задачи поведения путем отбора нужных реакций. Существен при этом момент установки <...> Таким образом, мышление возникает от столкновения множества реакций и отборе одних из них под влиянием предварительных реакций. (3.1, 127 – 128) <...> наше мышление как систему внутренней организации опыта. (3.1, 202) Мышление ведь и означает не что другое, как участие всего нашего прежнего опыта в разрешении текущей задачи, и особенность этой формы поведения всецело сводится к тому, что она вносит творческий элемент в поведение, создавая всевозможные комбинации элементов в предварительном опыте, каким по существу является мышление. (3.1, 208) <...> сложнейший вид интеллектуальной деятельности человека, выражающийся в приспособлении к новым условиям, в разрешение новых задач. <...> Помимо словесно-логического (абстрактного) мышления, существуют формы эмоционального мышления (оценка), практического или наглядно-действенного мышления и др. <...> не совпадение, но и не совершенную независимость процессов мышления и речи, а сложное генетическое и структурное отношение тех и других процессов. (12.1, 112) Как показал в своем прекрасном анализе мышления Дьюи, всякое мышление возникает также из затруднения. В теоретическом мышлении это затруднение, из которого мы исходим, принято обычно называть проблемой. Там, где все ясно, там, где ничто не затрудняет нас, где нет проблемы, там не может и начаться процесс мышления. (9.1, 49) Для истории развития мышления исключительный интерес представляет то обстоятельство, что мышление шимпанзе совершенно независимо от речи. Мы видим в нем чисто биологическую форму неречевого мышления, убеждающую нас в том, что генетические корни мышления и речи различны в животном мире. (9.1, 59) Основной прогресс в развитии мышления связывается в переходе от первого способа употребления слова как имени собственного к способу второму, когда слово является знаком комплекса, и, наконец, к третьему, когда слово является орудием или средством для выработки понятия. Так же как культурное развитие памяти обнаруживает теснейшую связь с историей развития письма, так точно культурное развитие мышления обнаруживает такую же тесную связь с историей развития человеческого языка. (9.1, 107) Мышление отражает действительность в сознании качественно иначе, чем непосредственные ощущения <...> это качественное отличие <...> в основном и главном есть обобщенное отражение действительности. (1.2.1, 17) <...> зависимость развития мышления от речи, от средств мышления и от социально-культурного опыта. (1.2.1, 117) <...> Хотя сознание всегда отражает действительность, но оно отражает действительность не одним единственным способом, а по-разному. Этот обобщенный способ отражения действительности есть, я думаю, специфически человеческий способ мышления. (8.2, 372) Если для ребенка преддошкольного возраста мыслить означает разбираться в видимых связях, то для ребенка дошкольного возраста мыслить – значит разбираться в своих общих представлениях <...> Общее представление в первую очередь характеризуется тем, что оно способно <...> вырвать предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и, следовательно, может установить между общими представлениями связь такого порядка, которая в опыте ребенка еще дана не была. (5.1, 129)

См. Деятельность, Знак, Комплекс, Культурное развитие, Опыт, Поведение, Понятие, Реакция, Речь, Слово, Среда, Установка  

Натуральная память

 

Один из способов функционирования памяти, господствующий в поведении примитивного человека, характеризуется непосредственным запечатлением материала, простым последствием актуального переживания, оставлением тех мнемических следов, механизм которых был <...> прослежен <...> в явлении эйдетизма. Эта память столь же непосредственна, как и прямое восприятие, с которым она еще не порвала прямой связи, и возникает из непосредственного воздействия внешнего впечатления на человека. С точки зрения структуры непосредственность и является главнейшим признаком всего процесса в целом, признаком, связывающим память человека с памятью животного, что и дает нам право называть эту форму памяти памятью натуральной. (1.6.1, 61)

См. Память, Эйдетизм  

Наука

 

Наука вовсе не состоит исключительно из готовых решений, найденных ответов, истинных положений, достоверных законов и знаний. Она включает в себя в равной мере и поиски истины, процессы открытия, предположения, опыт и риск. Научная мысль тем и отличается от религиозной, что вовсе не требует непременной веры в себя. (28.1, 32) Невозможно дать понятию общей науки абсолютное определение, ее можно определить только относительно частной науки. С этой последней ее не разделяет ни предмет, ни метод, ни цель, ни результат исследования. Но она проделывает для ряда частных наук, изучающих смежные сферы действительности <...>, ту же самую работу и тем же самым способом и с той же целью, что каждая из частных наук над своим материалом. <...> Наука не ограничивается простым накоплением материала, <...> она подвергает его многообразной и многостепенной переработке, <...> группирует, обобщает материал, создает теории, гипотезы, помогающие шире осмыслить действительность. <...> Общая наука продолжает дело частных наук. Когда материал их доведен до высшей степени обобщения, возможного в данной науке, тогда дальнейшее обобщение оказывается возможным только за пределы данной науки и в сопоставлении с материалом ряда соседних наук. <...> Общую науку поэтому можно определить как науку, получающую материал из ряда частных наук и производящую дальнейшую обработку и обобщение материала, невозможные внутри каждой отдельной дисциплины. (1.1.15, 320) Наука начинает представляться не в виде мертвого, законченного, неподвижного целого, состоящего из готовых положений, а в виде живой, постоянно развивающейся и идущей вперед системы доказанных фактов, законов, предположений, построений и выводов, непрерывно пополняемых, критикуемых, проверяемых, частично отвергаемых, по-новому истолковываемых и организуемых и т.д. Наука начинает пониматься диалектически в ее движении, со стороны ее динамики, ее роста, развития, эволюции. (1.1.15, 370)

См. Опыт, Развитие  

Научное понятие

 

<...> не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли. (1.2.1, 198) <...> развитие научных понятий будет непременно опираться на известный уровень созревания спонтанных понятий. (1.2.1, 199) Научные понятия, с их совершенно иным отношением к объекту, опосредованные через другие понятия, с их внутренней иерархической системой взаимоотношений, являются той областью, в которой осознание понятий <...> возникает прежде всего. (1.2.1, 220) Научные понятия развиваются сверху вниз, от более сложных и высших свойств к более элементарным и низшим. (1.2.1, 186, 262) <...> отношение научного понятия к объекту <...> характеризуется тем, что оно опосредовано через другие понятия и, следовательно, включает в себя одновременно с отношением к предмету также и отношение к другому понятию. (1.2.1, 222) <...> до некоторой степени научное понятие оказывается противоположным по пути своего развития спонтанному или житейскому понятию ребенка <...>. Однако, несмотря на противоположность, мне представляется, что оба процесса развития – спонтанных и научных понятий – внутренне глубочайшим образом связаны друг с другом. <...> развитие житейских понятий ребенка должно достигнуть известного уровня для того, чтобы ребенок мог вообще усвоить научные понятия. (3.4, 418) <...> научных понятий, складывающихся именно в процессе обучения ребенка определенной системе научных знаний. (26.1, 7) <...> спонтанное [житейское] понятие переходит в новый участок своего развития. Оно осознается ребенком, оно изменяется в структуре, т.е. переходит к обобщению более высокого типа с функциональной стороны, и обнаруживает возможность тех операций, тех признаков, которые характеризуют деятельность научного понятия. (3.4, 426)

См. Житейское (спонтанное) понятие, Мысль, Обобщение, Понятие, Развитие  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: