Дарвинизм и Фридрих Ницше

 

Можно без преувеличения сказать, что многие идеи Фридриха Ницше (1844–1900) появились на свет только в результате того, что знаменитый немецкий философ был вдохновлён эволюционным учением Чарльза Дарвина. Ницше совершенно правильно усмотрел в теории Дарвина убедительную альтернативу религии, и это позволило немцу сделать сенсационное заявление: «Бог умер. А если Бога нет, то всё можно». Эволюционная теория Дарвина фактически упраздняла и мораль. Всё это вписывалось в умственные построения Фридриха Ницше, изложенные в его знаменитой книге «Так говорил Заратустра».

 

Фридрих Ницше

 

Однако Ницше не был слепым поклонником Дарвина. Более того, он ставил под сомнение некоторые ключевые тезисы дарвинизма. В теории Дарвина в расчёт принимается лишь количество особей, а их качество не учитывается. Если абсолютизировать количество, тогда наибольшие шансы на выживание и вытеснение остальных имеют те виды, количество особей которых максимально. Так, количество вирусов, бактерий, насекомых и рыб на порядки превышает количество отдельных видов животных (и уж тем более людей). Соответственно, со временем на Земле должны остаться лишь простейшие. Получается не движение от простых форм к сложным, а наоборот, – от сложных к простым. Действительно, в некоторых фантастических романах присутствует такая логика: человечество на Земле по каким-то причинам вымирает, а на планете остаются лишь «конкурентоспособные» особи типа крыс и тараканов.

Чтобы объяснить улучшение качеств форм жизни в ходе прогрессивной эволюции, Ницше вводит понятие «жизненная сила». Материя, по Ницше, есть энергия, а энергия, в свою очередь, – квинтэссенция воли к власти. Речь идёт о воле восхождения к вершине постоянно строящейся и достраиваемой пирамиды жизни. Пирамиды бесконечного количества биологических видов[96]. В этой пирамиде простейшие виды, имеющие максимальные популяции, находятся на нижних этажах, а качественно сложные находятся на высших этажах и немногочисленны. Примитивная дарвиновская адаптация у Ницше была заменена на творческую силу[97]. Биологическая эволюция Дарвина была дополнена у Фрейда психической эволюцией.

Как известно, одним из ключевых положений философии Ницше является его учение о сверхчеловеке. Сверхчеловек – результат психической эволюции, основанной на действии «жизненной силы». Фридрих Ницше считал, что сверхчеловек – трудно поддающееся воображению существо будущего. Оно будет настолько же превосходить интеллектуально современного человека, насколько сейчас наш вид биологически превосходит низших червей[98]. Впрочем, философия Ницше исходит из предположения цикличности развития материального мира, существующего в бесконечности времени. Таким образом, и психическая эволюция человека, и феномен сверхчеловека – лишь фрагменты в «дурной бесконечности» истории материального мира. Как известно, Фридрих Ницше оказал сильное влияние на идеологию национал-социализма в Германии в первой половине ХХ века. Метафизика и бесконечная цикличность развития материального мира в философии Ницше мало интересовали идеологическую верхушку III Рейха. Зато идея сверхчеловека легла в основу евгеники – прикладной науки, которая и призвана была создать этого самого сверхчеловека[99]. Сверхчеловеку Ницше нацистские специалисты по евгенике противопоставили недочеловека (нем. Untermensch – Унтерменш). В книге Ницше «Весёлая наука» (1882) мы встречаем использование слов «сверхчеловек» и «недочеловек»[100]. Однако у Ницше эти понятия не связывались с какой-либо конкретной расой или каким-либо этносом. Идеологи III Рейха развили учение Ницше. Они считали, что «материалом» для конструирования сверхчеловека может быть только арийская раса. В списки «нечистых» этносов, кроме евреев, цыган, венгров, монголов, угро-финских групп народов, негров, включались также русские.

 

Дарвинизм и марксизм

 

А вот основоположники коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс увидели в теории Дарвина «научное обоснование» их «диалектического материализма», неизбежности перехода общества от капитализма к коммунизму, а заодно и классовой борьбы пролетариата против буржуазии. Карл Маркс даже подарил Дарвину первое немецкое издание своей книги «Капитал» и подписал на титульном листе «Чарльзу Дарвину от пылкого поклонника». Основоположник марксизма хотел официально посвятить «Капитал» Чарльзу Дарвину, но последний благоразумно отклонил предложение Маркса. Основными своими идеями Маркс обязан Дарвину. Он писал: «Книга Дарвина очень важна; она служит основой моей идеи естественного отбора в классовой борьбе на протяжении истории …она (книга Дарвина. – В.К.) не только нанесла смертельный удар “телеологии” в естествознании, но и эмпирически объяснила её рациональный смысл»[101].

Вскоре после того как Дарвин опубликовал «Происхождение видов…», Карл Маркс писал Фридриху Энгельсу: «…в этой книге заложены естественноисторические основы наших взглядов. …Из всех выдающихся учёных XIX века, оставивших нам столь богатое наследие, мы особенно благодарны Чарльзу Дарвину, открывшему нам путь к эволюционному, диалектическому пониманию природы»[102]. Маркс впервые прочёл «Происхождение видов…» всего через год после публикации, и книга настолько пришлась ему по душе, что два года спустя он перечитал её ещё раз. Он посещал лекции Томаса Гексли, посвящённые идеям Дарвина, и «месяцами не говорил ни о чём, кроме Дарвина и огромного значения его научных открытий»[103]. Близкий друг Маркса свидетельствует, что Маркс был «одним из первых, кто осознал значение исследований Дарвина. Ещё до публикации «Происхождения видов» в 1859 году [sic] – по странному совпадению, в этом же году была издана работа Маркса «К критике политической экономии», – Маркс отмечал эпохальную важность трудов Дарвина. Ибо Дарвин… готовил революцию, очень похожую на ту, на которую работал Маркс… Маркс следил за новинками печати и замечал каждый шаг вперёд, особенно в области естественных наук…»[104]

Работа Энгельса «Диалектика природы» (все мы изучали её в советское время на уроках диамата) была написана под влиянием идей «Происхождения видов…». В ней есть целая глава, которая называется «Роль труда в процессе формирования человека от обезьяны» и в которой Энгельс продолжил развитие теории Дарвина. На похоронах Маркса Энгельс сказал: «Как Дарвин открыл закон эволюции органической природы, так Маркс открыл закон эволюции истории человечества…»[105]

Ленин и другие российские марксисты с восторгом приняли дарвиновскую теорию эволюции. Плеханов, считавшийся одним из отцов российского коммунизма, рассматривал марксизм как «дарвинизм применительно к социальной науке»[106].

Что касается Ленина, то он «по определению» должен был быть приверженцем теории Дарвина. Ведь Ленин был последовательным марксистом. А Маркс, как мы только что отметили, с восторгом принял «Происхождение видов…». Неизвестно, читал ли сам Ленин «Происхождение видов…», но мы знаем, что статья Писарева «Прогресс в мире животных и растений», популяризовавшая идеи Дарвина, досконально изучалась Лениным, и он высоко о ней отзывался.

Ленин в работе «Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов» приравнял учение Дарвина в области естествознания по своему значению к учению Маркса о человеческом обществе. Он особо подчеркнул, что Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений как на «богом созданные»[107]. Некоторые исследователи обращают внимание на то, что Ленин часто употреблял формулу «Лучше меньше, да лучше», усматривая в этом парафраз идеи естественного отбора.

Примечательно, что на столе у вождя мирового пролетариата стояла подаренная ему американским предпринимателем Армандом Хаммером бронзовая статуэтка, изображавшая обезьяну, сидящую на книге Дарвина «Происхождение видов…» и рассматривающую человеческий череп.

Не скрывал своих симпатий к Дарвину и Лев Троцкий. «Лев Троцкий, пропагандист и вождь коммунистических сил, захвативших власть в России после революции 1917 года, возглавил общество безбожников в результате своего безоговорочного, некритического принятия дарвинизма и всецелой веры в марксизм. Он писал, что после прочтения «Происхождения видов…» Дарвина, а также автобиографии автора им полностью овладела идея детерминированной эволюции»[108]. Восприятие теории Дарвина Львом Давидовичем было своеобразным: идея эволюционного развития в мозгу Троцкого трансформировалась в идею «перманентной революции».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: