Дарвинизм и пролетарские революции в России и Китае

 

Без двух отмеченных выше важнейших событий Нового времени (Французская революция и появление дарвинизма) не было бы и третьего события, потрясшего мир, – революции 1917 года в России (но это уже начало Новейшего времени)[114]. Без преувеличения можно сказать, что дарвинизм, будучи антропологическим материализмом, выступил в качестве предтечи марксизма как экономического материализма. Если бы не было дарвинизма, то, наверное, марксизм не сумел бы так быстро и эффективно овладеть умами и душами миллионов во всём мире, в том числе в России.

Лев Тихомиров писал: «В этом отношении наиболее замечательна теория экономического материализма Карла Маркса и Фридриха Энгельса, явившаяся последним словом материалистической логики. Принимая исходным пунктом материалистическое понимание жизни, эта теория логически определяет, что жизнь человека и общества есть не что иное, как органический процесс, сущность которого состоит в обмене веществ с окружающей природой. Вся жизнь – умственная, физическая, психическая – составляет лишь орудие и последствие приспособления человека к природе в процессе обмена веществ. На почве этого же приспособления развиваются семья, общество и государство»[115]. И чуть ниже: «…человеческая общественная жизнь представляет простой процесс развития органического вещества, совершающийся по законам физики, химии, космических влияний и т. д. Эта грубая философия, выбрасывающая из души три четверти её содержания, даёт образчик того, в какую ничтожность низводит человека, в конце концов, горделивая идея автономности. Избавившись от Бога, он переходит в полное рабство силам природы, где нет ничего, кроме роковой необходимости»[116].

Книга «Происхождение видов…» была издана в России на русском языке в 1864 году (перевод сделан профессором ботаники Московского университета С.А. Рачинским).

 

Первое издание книги Дарвина в России

 

Распространение дарвинизма в России совпало с подъёмом общественного движения в 60-е годы. И тогда, и сегодня некоторые специалисты, занимающиеся историей дарвинизма, говорят, что «в России он нашёл свою вторую родину». Бунт против традиционных общественных, государственных и культурных устоев в России был особенно безудержным. И русские нигилисты во главе с ведущим публицистом того времени Дмитрием Писаревым объявили Дарвина гениальным мыслителем, безоговорочно приняв его теорию. В 1864 году вышла статья Писарева «Прогресс в мире животных и растений», популяризовавшая идеи Дарвина и оказавшая большое влияние на российское общество. Борьба за жизнь в природе описана Писаревым жёстко и бескомпромиссно: «Оттенки этой всемирной борьбы бесконечно разнообразны: каждому неделимому приходится постоянно и нападать, и защищаться; и только тот, кто отстоял своё тело от гастрономических покушений разнокалиберных врагов и кто сам поел достаточное количество других врагов, только тот, говорю я, может оставить после себя потомство, которому предстоит тотчас же после рождения начать ту самую истребительную борьбу»[117].

Справедливости ради следует признать, что не у всех революционеров идеи Дарвина вызывали восторг. Например, Н. Чернышевский считал, что борьба за существование и «естественный отбор» – скорее фактор дегенерации, чем эволюции. Однако в советское время критика дарвинизма со стороны некоторых народников и революционеров замалчивалась. В то же время дарвинизм в дореволюционной школе уже проникал в школы и университеты.

Среди дворянской элиты во второй половине XIX века на фоне дарвиновской теории уже пошли разговоры насчёт того, что нравственность – «пережиток», признак «необразованности», «предрассудок». Лев Николаевич Толстой эти настроения показал в романе «Анна Каренина». Его герой Левин рассуждает о любви и «борьбе за существование»: «Разумом, что ли, дошёл я до того, что надо любить ближнего и не душить его? Мне сказали это в детстве, и я радостно поверил, потому что мне сказали то, что было у меня в душе. А кто открыл это? Не разум. Разум открыл борьбу за существование и закон, требующий того, чтобы душить всех, мешающих удовлетворению моих желаний. Это вывод разума. А любить другого не мог открыть разум, потому что это неразумно».

Часть интеллигенции, представлявшей науку, стала активно пропагандировать дарвинизм. Следует упомянуть имена таких приверженцев дарвинизма, как:

К.Ф. Рулье (1829–1907), биолог и писатель;

А.Н. Бекетов (1825–1902), биолог, ректор Санкт-Петербургского университета (между прочим, дед поэта Александра Блока);

М.А. Антонович (1835–1918), философ;

А.П. Богданов (1834–1896), зоолог;

С.А. Рачинский (1836–1902), ботаник, переводчик «Происхождения видов…».

Некоторые из представителей российской науки воспринимали дарвинизм с оговорками. Например, А.Н. Бекетов полагал, что в живом мире наряду с борьбой за существование имеются отношения взаимопомощи между организмами (эту идею развернул Пётр Кропоткин ).

 

К.А.Тимирязев

 

Среди представителей науки своими продарвинистскими взглядами особенно выделялся К.А. Тимирязев [118]. Впрочем, удивляться тут нечему. Климент Аркадьевич был поклонником не только Дарвина, но и Карла Маркса. Одним из первых в России прочитал «Капитал» Маркса, был от него в восторге и активно пропагандировал экономические идеи Маркса. Активно поддерживал революционеров-марксистов, приветствовал «русские» революции, был на стороне большевиков в Октябрьском перевороте 1917 года, а затем активно с ними сотрудничал. Таким образом, знакомство с биографией Тимирязева не оставляет никаких сомнений в революционных и «демократических» воззрениях этого естествоиспытателя. Он стоял жёстко на позициях материализма и антиклерикализма. Иначе говоря, враждовал с Церковью. Отсюда понятно, почему в советское время так любили всё называть именем Тимирязева: улицы, площади, музеи, населённые пункты, учебные заведения (в первую очередь, Сельскохозяйственную академию) и даже пароходы. Пользовался особым вниманием со стороны большевиков[119].

Было бы странным, если ярый марксист Тимирязев не принял бы учения Дарвина. Он принимал дарвинизм не только как биологическое учение. Тимирязев был ярым сторонником социал-дарвинизма. Благодаря матери-англичанке К.А. Тимирязев одинаково хорошо знал язык и культуру русских и англичан.

О себе писал так: «Я – русский, хотя к моей русской крови примешана значительная доля английской». Между прочим, был членом Лондонского королевского общества и почётным профессором Кембриджа. Часто посещал родину предков, лично встречался с Дарвином. Может быть, это дополнительно подпитывало интерес Тимирязева к дарвинизму. Написал книгу «Чарльз Дарвин и его учение», которая выдержала до революции много изданий. Между прочим, Тимирязев находился в довольно напряжённых отношениях с Николаем Данилевским, который, как известно, был одним из наиболее бескомпромиссных критиков теории эволюции Дарвина.

Трудно переоценить пагубные последствия дарвинизма, который в России в конце XIX – начале ХХ веков вместе с марксизмом распространялся подобно лесному пожару. Мы об этом кое-что знаем, хотя в полной мере эта тема в нашей литературе ещё не раскрыта[120]. После победы большевиков и воцарения в нашей стране атеизма дарвинизм стал официальной и единственной точкой зрения на происхождение человека. Её забивали в сознание советского человека, как забивают гвозди в доску. Процесс «заколачивания» начинался с детского сада и заканчивался в вузе. Дарвинизм как «единственно верное учение» излагался в целом ряде дисциплин: диамате, истмате, научном коммунизме, научном атеизме, биологии. Идеи дарвинизма дополнительно пропагандировались в искусстве и литературе. Мы довольно часто говорим, что официальной идеологией в Советском Союзе был «марксизм-ленинизм». Думаю, что это не совсем точно. Правильнее было бы дать ей следующее название: «дарвинизм-марксизм-ленинизм».

Дарвинизм добрался даже до тех стран, которые не были никогда христианскими. Речь идёт, прежде всего, о Китае. Дарвинизм сыграл решающую роль и в коммунистической революции в Китае. «Мао Цзэдун считал Дарвина – в изложении немецких дарвинистов – создателем основ китайского научного социализма»[121].

Мао Цзэдун говорил, что многим обязан дарвинизму, и в особенности Эрнсту Геккелю (продолжателю учения Дарвина). Мао был уверен, что «без постоянного давления естественного отбора человечество бы деградировало». Эта идея вдохновила Мао встать, по его словам, на сторону «непрерывной революции, которая привела мою родину на грань гибели»[122].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: