Дарвинизм на своей родине

 

Дарвинизм оказал разрушительное влияние не только на Россию, но и на другие страны. Прежде всего, на саму Англию, где родилась эта теория. Место её рождения не случайно. Ведь Англия была классической страной капитализма. У неё были прекрасные возможности для бурного развития капитализма: удобное географическое положение по отношению к континентальной Европе, большое количество состоятельных и авантюрных эмигрантов с континента, колонии и зависимые территории, контроль над работорговлей и т. п. Одним из сдерживающих моментов были «предрассудки» христианской морали. Поэтому на борьбу с этими «предрассудками» строители капитализма бросили мощные интеллектуальные силы. В XVII и первой половине XVIII веков это были философы, продвигавшие в жизнь идеи материализма, рационализма, прагматизма, либерализма и прочих сомнительных «измов».

Имена этих английских «любителей мудрости» нам хорошо известны: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм, Фрэнсис Бэкон. Во второй половине XVIII – начале XIX веков в бой вступил второй эшелон лжепророков. Это были отцы-основатели английской политической экономии. Их имена: Вильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо. Наконец, третьим эшелоном, приступившим с середины XIX века к борьбе с Христианством за победу идеалов капитализма, стала английская социология. Первыми её представителями были Герберт Спенсер и Джон Стюарт Милль. А затем на арену вышли такие «тяжеловесы», как Карл Маркс[123] и известный нам Чарльз Дарвин. «Не удивительно, что дарвинизм родился в Англии, в стране колонизаторов, в стране рабовладельцев. Аристократам и промышленникам Великобритании очень мешали церковные догмы о человеке как о Сыне Божьем. Теория эволюции была принята ими “на ура”, она ведь не только объясняла, но и узаконивала их высокое положение, их право на рабовладение – “в этом мире нет места слабому – выживает сильнейший, ничего личного, это естественный отбор, это эволюция!”»[124] В общем, дарвинизм внёс свою лепту в создание на островах Туманного Альбиона «духа капитализма». Того самого «духа», о котором в начале ХХ века немецкий социолог Макс Вебер писал в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: