Дарвинизм как знамя III Рейха

 

Ещё более драматичным было влияние дарвинизма на Германию, где идеологи III Рейха взяли на вооружение теорию «естественного отбора»[125]. Упоение идеями Дарвина и принципом выживания и победы сильнейших, или «избранных», проходит красной нитью в книге Гитлера «Моя борьба» (Mein Kampf – «Майн Кампф»). Вот лишь одна цитата из его труда, доказывающая связь идей «Майн Кампф» с теорией Дарвина: «Тот, кто хочет жить, должен бороться; тот, кто не желает бороться в этом мире, где постоянная борьба – закон жизни, не имеет права на существование». А вот ещё более откровенная фраза Гитлера о расовой иерархии и расовой борьбе, вытекающая из эволюционной теории Дарвина: «История человечества достигла бы наивысшей точки в новой тысячелетней империи беспрецедентного великолепия, основанного на новой расовой иерархии, предписанной самой природой»[126].

В Германии дарвинизм проповедовался популярной Лигой монистов, основанной атеистом Эрнстом Геккелем, о котором мы уже говорили. Он был биологом и последователем Дарвина. Но если Дарвин был убеждён, что человечество развивается в едином потоке (моногенезис), то Геккель считал, что от первоначального «прачеловека» (Urmensch) произошло несколько рас, которые конкурируют между собой (полигенезис). Под влиянием Геккеля многие немецкие учёные и интеллектуалы отказались от религии и восприняли материалистическое, расистское, шовинистическое и империалистическое мировоззрение[127]. Исследователь Кеннет Сю пишет: «Взгляды Гитлера на историю, политику, религию, христианство, природу, евгенику, науку, искусство и эволюцию… в значительной степени совпадают с взглядами Геккеля… В биологической теории Дарвина Гитлер находит самое мощное оружие против традиционных ценностей»[128].

В 1933 году на съезде Национал-социалистической рабочей партии Германии в Нюрнберге Гитлер открыто провозгласил: «…высшая арийская раса должна подчинить себе все низшие расы… этот закон, обусловленный самой природой, является единственным логически верным законом жизни на Земле»[129]. Для изучения рас и селекции людей по расово-этническому признаку Рейхом была даже учреждена специальная «наука» под названием «евгеника». Известный историк Р. Хикман так описывает влияние дарвинизма на формирование идеологии фашизма: «Гитлер был последовательным сторонником и ярым проповедником теории эволюции жизни на Земле. Если не касаться его психических отклонений и комплексов, очевидных в его книге Mein Kampf, то это чётко сформулированное признание эволюционной теории, где особо подчёркивается тезис о природной селекции, необходимости истребления слабых рас и людей для выживания наиболее приспособленных, чтобы путём отбора вывести лучшее, «чистое» общество»[130].

Вторая мировая война унесла 55 миллионов человеческих жизней. Главное обвинение выдвигается в адрес идеологии национал-социализма. Но мало кто задумывается о том, что эта идеология расцвела пышным цветом в первой половине ХХ века на интеллектуальной почве, «удобренной» идеями «естественного отбора» Чарльза Дарвина и его последователя Эрнста Геккеля.

Вот мнение американского теолога Рика Дейтона по поводу того, какую роль сыграл дарвинизм в становлении и повседневной практике гитлеровского каннибализма: «Происхождение безумной философии Адольфа Гитлера не является тайной. Гитлер попросту объединил атеистические философии Ницше и Дарвина с оккультными древнеарийскими верованиями и довёл эту смертоносную смесь атеизма и сатанизма до своего логического конца… Дарвинизм дал Гитлеру психологическое и социальное оправдание для того, чтобы обращаться с людьми как с животными, поскольку, согласно теории эволюции, люди – лишь высокоразвитые животные, продукт времени и случая… Если вы стояли на земле концлагерей Дахау и Бухенвальда в Германии или Саласпилса в Латвии, как это довелось мне, если видели фотографии истощённых человеческих тел, сложенных, подобно дровам, для сожжения или закапывания в общие могилы, – вы физически ощущали присутствие сатанинского зла, чувствуя его ледяной холод в своём сердце. Я прошу вас обратить внимание на безжалостную философию эволюционизма, скрывающуюся за этими злодеяниями. Не отказывайтесь признать истину. Именно социал-дарвинизм, применённый на практике, стал причиной этих страданий и смертей»[131].

 

Дарвинизм и евгеника

 

У многих феномен социал-дарвинизма в Германии ассоциируется с евгеникой. Евгеника (от др.-греч. εὐγενής – «хорошего рода, благородный») – учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение было призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде. Когда к власти в Германии пришли национал-социалисты во главе с Гитлером, они от теоретических рассуждений социал-дарвинистского характера перешли к прикладным исследованиям в области евгеники. III Рейх поставил перед учёными задачу провести грань между высшей (арийской) расой и низшими расами, восстановить «чистоту» арийской расы, разработать комплекс мер по «вытеснению» низших рас.

Вместе с тем евгеника появилась примерно за семь десятков лет до прихода к власти Гитлера. Свои первые шаги она делала как фундаментальная, «академическая» наука. Зародилось учение в Англии, а его основателем принято считать английского психолога Фрэнсиса Гальтона (1822–1911) – двоюродного брата Чарльза Дарвина. Основные принципы евгеники были сформулированы Гальтоном в конце 1863 года. В «Происхождении видов…» своего кузена Чарльза Фрэнсиса больше всего заинтересовала одна из первых глав «Изменчивость у одомашненных животных». Вдохновлённый прочитанным, он принялся за тщательное исследование изменчивости и наследственности у людей. Первые свои мысли Гальтон изложил в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» (Hereditary Talent and Character). Систематическое изложение идей было представлено в 1869 году в книге «Наследственный гений» (Hereditary genius). Вывод Фрэнсиса прост: человеком наследуются не только физические признаки, но также таланты и даже гениальность (равно как и дурные привычки, слабоумие, психические отклонения). Фрэнсис предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одарённость, умственные способности, здоровье). В 1883 году Гальтон ввёл в оборот термин «евгеника» в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развития» (Inquiries into Human Faculty and Its Development).

В 1907 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы». Гальтон намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии»[132].

 

Фрэнсис Гальтон

 

Таким образом, евгеника родилась не в Германии, а на островах Туманного Альбиона. Справедливости ради следует сказать, что Гальтон никогда не призывал к тому, чтобы «внедрять» идеи евгеники в жизнь силовым методом, как это делали позднее нацисты III Рейха. Гальтон апеллировал к сознательным решениям людей, для чего призывал распространять в обществе знания в области евгеники.

Примечательно, что из Англии евгеника перекочевала сначала не в Германию (как некоторые думают), а за океан, в США. Евгеническое движение там возникло на два-три десятилетия раньше, чем в III Рейхе. Именно там была разработана концепция высшей арийской расы и сформулированы рекомендации по улучшению «человеческой породы» (прежде всего, через «правильные браки»).

Наиболее рьяным приверженцам новой науки показалось мало улучшать наследственные качества человека, используя лишь генетические принципы. Именно такую евгенику именуют позитивной. Но поддержку в обществе получила евгеника, названная позже негативной. Её последователи решили, что ради сохранения человечества в целом необходимо воспрепятствовать появлению потомства у людей с умственными и физическими недостатками, у алкоголиков, наркоманов, преступников. Тут, в качестве оправдания стоит заметить, что во второй половине XIX – первых десятилетиях XX веков обществом, вполне цивилизованным и просвещённым, овладел страх вырождения. Газеты регулярно сообщали о растущем числе душевнобольных людей и прочей «порче» человеческой природы – психической, физической и нравственной. Данные подтверждались и наукой. В этом свете готовое решение по оздоровлению человечества как вида, предлагаемое негативной евгеникой, казалось более чем приемлемым.

Рекомендации негативной евгеники были не только сформулированы в США, но и апробированы на практике. В 1904 году в штате Индиана был принят и приведён в действие закон о стерилизации. В принудительном порядке стерилизовали «неполноценных» особей в лице алкоголиков, душевнобольных и преступников-рецидивистов. Собственно, по названию штата метод и получил название индианского. Надо сказать, он оказался очень популярным: так или иначе, но за 26 лет его опробовали ещё в 40 штатах[133].

Евгеники принудительно стерилизовали 60 000 американцев, тысячам запретили вступать в брак, тысячи насильственно выселили в «колонии» и уничтожили бессчётное число людей способами, которые до сих пор изучаются. Евгеника из расистской философии переросла в национальную политику посредством законов о принудительной стерилизации и сегрегации, а также брачных запретов, действовавших в 27 штатах.

 

Лаборатория в Колд-Спринг-Харбор

 

У истоков американской евгеники стоял Институт Карнеги, который создал лабораторный комплекс в Колд-Спринг-Харбор на Лонг-Айленде. Из этого Центра сторонники евгеники вели агитацию среди американских законодателей, социальных служб и ассоциаций страны. В 20-е годы учёные – евгеники Института Карнеги развивали глубокие личные и профессиональные отношения с немецко-фашистскими евгениками. В книге «Майн кампф», опубликованной в 1924 году, Гитлер ссылался на идеологию американской евгеники, демонстрируя глубокие познания в ней.

Сторонниками евгеники были такие известные фигуры англо-саксонского мира, как Теодор Рузвельт, Вудро Вильсон и Уинстон Черчилль. Её одобряли Верховные судьи США Оливер Уэнделл Холмс и Луис Брэндис, которые вынесли решение в её пользу.

Её поддерживали: изобретатель телефона Александр Грэм Белл; активистка Маргарет Сэнджер; ботаник Лютер Бербэнк; основатель Стэнфордского университета Лиланд Стэнфорд; писатель-романист Герберт Уэллс; драматург Бернард Шоу и сотни других. Вот некоторые высказывания «властителей дум» англо-саксонского мира. Герберт Уэллс выступал против «плохо обученных толп неполноценных граждан».

Теодор Рузвельт утверждал, что «общество не имеет права позволить дегенератам воспроизводить себе подобных». Лютер Бербэнк требовал «запретить уголовникам и слабовольным рожать». Бернард Шоу заявлял, что только евгеника спасёт человечество.

 

Лаборатория Колд-Спринг-Харбор.

 

Оказывали поддержку нобелевские лауреаты. Исследования поддержали благотворительные фонды Рокфеллера и Карнеги. Исследования по евгенике проводились в уже упомянутом центре Колд-Спринг-Харбор, а также в Гарвардском, Йельском, Принстонском, Стэнфордском университетах и университете имени Джонса Гопкинса. С конца 1920-х годов лидерство в сфере евгеники у Америки стало переходить к Германии. Немцы были поразительно успешны. Начиналось всё с единичных стерилизаций, а закончилось сетью концентрационных лагерей. В рамках программ евгеники убивали «ненужных людей»[134].

В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты нацистов над людьми и уничтожение «нежелательных» социальных групп. В рамках Европейского союза евгеника запрещена в соответствии с Хартией основных прав Европейского союза (Ницца, 7 декабря 2000 г.). Статья 3 Хартии предусматривает «запрещение евгенической практики, прежде всего той, которая направлена на селекцию человека». Но сегодня те исследования, которые велись в нацистской Германии в рамках «евгеники», получили вполне благочестивую вывеску «генетика человека»[135].

 

Евгеника сионизма

 

Нацистский проект евгеники провалился. Но сама идея жива. Претендентов на место «высшей расы» более чем достаточно. Безусловно, что идея «высшей расы» не является самоцелью, она лишь средство для обретения небольшой группой людей мировой власти. Мировой сионизм – германский нацизм «наоборот». Мировой сионизм – движение политическое, но базирующееся на идее исключительности еврейского народа. Мировой сионизм появился даже раньше германского нацизма. Второй учился у первого. Ни для кого не секрет, что «Майн кампф» воспринял многие идеи «избранного народа» (из Талмуда, Шулхан-Аруха) применительно к так называемой «арийской расе».

Сегодня многие еврейские интеллектуалы злорадно констатируют: христианская Европа не сумела сдать экзамен на звание человека. Европеец пытался из зверя стать человеком, но сорвался. Как заявил в 2002 году Дов Фишер, вице-президент Сионистской организации Америки: «Хотя мы и оцениваем полвека западноевропейской демократии выше, чем предшествовавшие тысячелетия европейской жестокости, но всё же, мы осознаём, кто они такие, что они сделали – и что происходит. <…> Мы помним, что пища, которую они едят, проросла на почве, которая две тысячи лет удобрялась еврейской кровью, пролитой ими на неё»[136]. Интересно, что статья, из которой взято это высказывание Фишера, в немецком переводе называется «Мы правы, а мир не прав».

Но некоторые из сионистов в своих планах идут гораздо дальше, нежели простая «селекция человека». Американо-еврейский профессор Ноэль Игнатьев открыто потребовал в 2002 году ликвидации белой расы. Он хочет «ликвидировать» белых не еврейского происхождения, представляющих, по его мнению, постоянную опасность для евреев. Цитата из Игнатьева: «Цель истребления белой расы сама по себе является настолько бесспорной, что некоторые почти не верят, что кто-то – помимо некоторых белых власть предержащих – мог бы этому воспротивиться. <…> Мы будем и дальше обрушиваться на мертвых белых мужчин, а также на живых, пока не разрушится социальный конструкт, называемый белой расой»[137]. Правда, не очень понятно, кого профессор подразумевает под словом «мы»: евреев как этнос или иудеев как религиозную общность? Судя по всему, всё-таки первое – этнос. Евреи, вероятно, – восходящая ветвь исторической эволюции.

С этой «ветвью» надо работать. Подобно тому, как с «арийской ветвью» работали лучшие евгеники нацистской Германии. Впрочем, евгенические идеи посещали головы некоторых вождей «избранного народа» ещё задолго до того, как Адольф Гитлер пришёл к власти в 1933 году.

 

Макс Нордау

 

Под влиянием идей основателя международного сионизма Теодора Герцля доктор Макс Нордау (1849–1923), сын ортодоксального еврея, загорелся идеями сионизма и занял видное место в сионистском движении. При этом он энергично пропагандировал евгенику, и его взгляды стали настолько популярными, что в США даже были основаны клубы, носящие его имя. Доктор Артур Руппин, директор Палестинского отдела Всемирной сионистской организации, писал в своей книге «Социология евреев», что «…ради сохранения чистоты нашей расы такие евреи (показывающие признаки генетических заболеваний. – В.К.) должны воздерживаться от деторождения»[138]. В настоящее время в государстве Израиль многие евгенические процедуры приняты без особых политических разногласий. Согласно Мейре Вайс из иерусалимского Еврейского университета, в Израиле сионистская евгеника перешла в селективную дородовую политику с применением новейшей генетической технологии. Так называемых «клиник репродуктивного здоровья» (генетическая забота о потомстве) в Израиле приходится на душу населения больше, чем в любой другой стране мира (вчетверо больше, чем в США). Государство оплачивает аборты, если плод физически и/или (предположительно) умственно неполноценен[139]. Это, если так можно выразиться, – «положительная евгеника»[140]. Но помимо этого там проводится политика «расовой гигиены», подобная той, которая практиковалась в III Рейхе. Известная израильская газета Maariw в 2013 году признала, что «…правительство действует очень осмотрительно, чтобы не допустить смешения крови “гоя” (иноверца) с кровью еврейской нации»[141]. В Израиле реализуется одна из самых интенсивных программ генетического скрининга, тестам подвергаются более 10 тысяч человек в год[142].

Наконец, в Израиле ведутся разработки и по линии так называемой «негативной евгеники»[143]. Речь, в частности, идёт о создании «этнического оружия». Это биологическое оружие селективного действия, способное поражать арабов, но не причинять вреда евреям[144].

Ради чего вся эта израильская евгеника? Она нужна для того, чтобы отделить тех, кто будет править («избранные»), от тех, кем будут править («гоев»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: