Былины. Определение жанра. История собирания. Принципы классификации

 

Былины – народные эпические песни о подвигах богатырей, исторических событиях и битвах, сохранившиеся в основном на севере России. Сюжет былины – описание какого-то конфликта (чаще всего социального). В народе называются стАринами.

Герои имеют прототипы среди реально существовавших исторических личностей. Важно не ЧТО происходит, а КАК. Сцены боя максимально драматичны, подробны. Ключевой прием – гипербола. Используется исторический материал (конкретные имена, места и т.д.), чтобы «доказать» достоверность событий. Время абстрактно, нет конкретных временных рамок. Ключевые пространства – поле, шатер.

 

Сказка = включение слушателя в действие

Былина = панорама, которую сказитель наблюдает вместе со слушателем «сверху»

История собирания

1 сборник былин – «Сборник Кирши Данилова», 18 век

Кто такой Кирша Данилов, существовал ли он вообще и откуда взял былины – вопрос.

1870е – сборник Рыбникова

Сослан в Олонецкую губернию (Карелия), собирает былины среди старообрядцев; интересуется, как сказителям удается столько запомнить

1880е – сборник Гильфердинга

Впечатлен Рыбниковым, едет туда же, сказители те же, а тексты различаются; дело не в памяти

Собирают былины также Анчуков (он же собирал сказки), Григорьев (сборник с нотированием), Марков (открывает династии сказителей), Озаровская (сама исполнительница), Астахова

Былины сохранились в основном на севере, но сюжеты про Киевскую Русь. Записываются былины также в Сибири, на Урале и частично из казацких песен на Дону и Волге (сохранили отголоски).

Для собирателя важна личность сказителя, полный текст. После войны – в основном женщины. Умирающий жанр.

Классификация

Объединяются в циклы по разным критериям (территория, действующие лица, время действия). Существуют Новгородский и Киевский циклы (см. билет 18)

По времени действия:

· Первые князья, период становления государства

Близки к мифам (напр, о сотворении мира); герои – хулиганы, гуляют и буйствуют (не обязательно положительные персонажи); мотив чудесного рождения героя; противник – полумифологический персонаж; прием гротеска; Волх Всеславович, Святогор, Дунай Иванович

· Киевский период 10-12 веков

Героические былины, воспевающие создание государства, государственность и справедливую княжескую власть; Алеша, Илья и Добрыня отсюда

· Период татаро-монгольского нашествия

Герои из предыдущих циклов; место действия – заставы; антагонисты – татарские богатыри и цари (напр, Илья Муромец и КАлин-царь)

· 16-17 века

Ратным подвигам уделяется меньше внимания; герои – хвастуны и пижоны; споры, состязания, битье об заклад; пример - Садко

 


Основные сюжеты русских былин. Новгородский и киевский циклы

 

Киевский цикл Новгородский цикл
Воинская тематика, события общерусского значения Общественный и семейный быт
Темы обусловлены татаро-монгольским игом Новгород практически не испытывал нашествия ига
Славные ратные подвиги (богатыри) 3 богатыря, Владимир Красно Солнышко и т.д. Богатство и роскошь (купечество)   Садко, Василий Буслаев

 

Количество былинных сюжетов около 100.

Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай); борьба с чудовищами (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин, Илья и Идолище, Илья и Соловей-разбойник); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром, Илья и Калин, Добрыня и Василий Каземирович), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев), споры и хвастовство (Василий Буслаев, Садко).


Поэтика былинного эпоса. Понятие эпической формулы

 

Тонический былинный стих.

Вопрос о феноменальной памяти сказителей. Механизм обучения.

Эпическая формула (определенные фразы, используемые в одних и тех же условиях для выражения одних и тех же мыслей, соответствующие ритмическому рисунку былины). Эпизоды строятся из формул. Мотив – определенный набор эпизодов. (Перри-Лорд)

Линейное хронологическое повествование от события к событию, понятие времени абстрактно. Былина = макет.

Фольклорная необрядовая лирика. Особенности поэтики: постоянный эпитет, метафора, параллелизм. Формульность песенной лирики

 

Строится на лирических формулах – своего рода «свернутых» сюжетах, означающих некий общенародный культурный опыт

Каждая формула подразумевает какой-то мини-сюжет/событие/факт. Тексты нужно расшифровывать, чтобы понять, о чем они

«Мир внутри мира» – об одних событиях рассказывается через другие, а лирическая формула связывает мир реальный и мир песни

В отличие от обрядовой лирики, необрядовая говорит не о совершении обряда, а о внутреннем состоянии лирического героя

Своеобразная поэтика – лирическая формула построена на метафорах, параллелизме, гиперболизации и т.д.

Лирические формулы объединяются в определенные мотивы (напр. мотив ожидания, скорби и т.д.)

Лирика насыщена яркими устойчивыми образами (одно слово может само по себе являться лирической формулой)

Постоянный эпитет характеризует не героя, а его сущность (напр. если девушка, то обязательно молода и никак иначе)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: