Былины – народные эпические песни о подвигах богатырей, исторических событиях и битвах, сохранившиеся в основном на севере России. Сюжет былины – описание какого-то конфликта (чаще всего социального). В народе называются стАринами.
Герои имеют прототипы среди реально существовавших исторических личностей. Важно не ЧТО происходит, а КАК. Сцены боя максимально драматичны, подробны. Ключевой прием – гипербола. Используется исторический материал (конкретные имена, места и т.д.), чтобы «доказать» достоверность событий. Время абстрактно, нет конкретных временных рамок. Ключевые пространства – поле, шатер.
Сказка = включение слушателя в действие
Былина = панорама, которую сказитель наблюдает вместе со слушателем «сверху»
История собирания
1 сборник былин – «Сборник Кирши Данилова», 18 век
Кто такой Кирша Данилов, существовал ли он вообще и откуда взял былины – вопрос.
1870е – сборник Рыбникова
Сослан в Олонецкую губернию (Карелия), собирает былины среди старообрядцев; интересуется, как сказителям удается столько запомнить
|
|
1880е – сборник Гильфердинга
Впечатлен Рыбниковым, едет туда же, сказители те же, а тексты различаются; дело не в памяти
Собирают былины также Анчуков (он же собирал сказки), Григорьев (сборник с нотированием), Марков (открывает династии сказителей), Озаровская (сама исполнительница), Астахова
Былины сохранились в основном на севере, но сюжеты про Киевскую Русь. Записываются былины также в Сибири, на Урале и частично из казацких песен на Дону и Волге (сохранили отголоски).
Для собирателя важна личность сказителя, полный текст. После войны – в основном женщины. Умирающий жанр.
Классификация
Объединяются в циклы по разным критериям (территория, действующие лица, время действия). Существуют Новгородский и Киевский циклы (см. билет 18)
По времени действия:
· Первые князья, период становления государства
Близки к мифам (напр, о сотворении мира); герои – хулиганы, гуляют и буйствуют (не обязательно положительные персонажи); мотив чудесного рождения героя; противник – полумифологический персонаж; прием гротеска; Волх Всеславович, Святогор, Дунай Иванович
· Киевский период 10-12 веков
Героические былины, воспевающие создание государства, государственность и справедливую княжескую власть; Алеша, Илья и Добрыня отсюда
· Период татаро-монгольского нашествия
Герои из предыдущих циклов; место действия – заставы; антагонисты – татарские богатыри и цари (напр, Илья Муромец и КАлин-царь)
· 16-17 века
Ратным подвигам уделяется меньше внимания; герои – хвастуны и пижоны; споры, состязания, битье об заклад; пример - Садко
|
|
Основные сюжеты русских былин. Новгородский и киевский циклы
Киевский цикл | Новгородский цикл |
Воинская тематика, события общерусского значения | Общественный и семейный быт |
Темы обусловлены татаро-монгольским игом | Новгород практически не испытывал нашествия ига |
Славные ратные подвиги (богатыри) 3 богатыря, Владимир Красно Солнышко и т.д. | Богатство и роскошь (купечество) Садко, Василий Буслаев |
Количество былинных сюжетов около 100.
Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай); борьба с чудовищами (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин, Илья и Идолище, Илья и Соловей-разбойник); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром, Илья и Калин, Добрыня и Василий Каземирович), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев), споры и хвастовство (Василий Буслаев, Садко).
Поэтика былинного эпоса. Понятие эпической формулы
Тонический былинный стих.
Вопрос о феноменальной памяти сказителей. Механизм обучения.
Эпическая формула (определенные фразы, используемые в одних и тех же условиях для выражения одних и тех же мыслей, соответствующие ритмическому рисунку былины). Эпизоды строятся из формул. Мотив – определенный набор эпизодов. (Перри-Лорд)
Линейное хронологическое повествование от события к событию, понятие времени абстрактно. Былина = макет.
Фольклорная необрядовая лирика. Особенности поэтики: постоянный эпитет, метафора, параллелизм. Формульность песенной лирики
Строится на лирических формулах – своего рода «свернутых» сюжетах, означающих некий общенародный культурный опыт
Каждая формула подразумевает какой-то мини-сюжет/событие/факт. Тексты нужно расшифровывать, чтобы понять, о чем они
«Мир внутри мира» – об одних событиях рассказывается через другие, а лирическая формула связывает мир реальный и мир песни
В отличие от обрядовой лирики, необрядовая говорит не о совершении обряда, а о внутреннем состоянии лирического героя
Своеобразная поэтика – лирическая формула построена на метафорах, параллелизме, гиперболизации и т.д.
Лирические формулы объединяются в определенные мотивы (напр. мотив ожидания, скорби и т.д.)
Лирика насыщена яркими устойчивыми образами (одно слово может само по себе являться лирической формулой)
Постоянный эпитет характеризует не героя, а его сущность (напр. если девушка, то обязательно молода и никак иначе)