Специфика фольклора: коллективное и индивидуальное начала, устойчивость и вариативность, понятие традиционности, способ бытования

Фольклор в системе культуры. Предмет изучения фольклористики. Фольклористика и смежные дисциплины (этнография, культурная антропология, этнология)

Фольклор – особая форма устной речи, организованная в соответствии с определенными принципами, задаваемыми традицией (ориентированная на канон, контролируемая обществом с точки зрения допустимых новаций)

Г – Вильям Томс вводит термин «фольклор»

Черты фольклора:

· Перформативность (слово+действие), т.е. почти все фольклорные произведения есть ритуалы

· Синкретизм

· Не имеет четкого деления на жанры

· Фольклорное произведение всегда подразумевает акт его исполнения (не важно, есть зрители или нет), причем актуального в данный момент времени, т.е. ситуативного

· Важна ответная реакция (естественный отбор, остаются и закрепляются в традиции только те произведения, которые имеют успех)

 

Предмет изучения фольклористики – как сами фольклорные тексты, так и «технологии» их образования, хранения и воспроизведения/передачи, а также их исторический и культурный контекст.

Предмет, который мы называем фольклором, обычно определяется по двум исследовательским ракурсам. С одной стороны, под «фольклором» понимаются сами тексты культуры (вербальные, акциональные, изобразительные), содержание которых — при всей их национальной, социальной и исторической специфичности — характеризуется набором структурных и тематических констант. Но, с другой, фольклор не в меньшей (если не в большей) степени определяется наличием особых «технологий» («непосредственно-контактных», «устных», «коллективных»), служащих для продуцирования, хранения и передачи данных текстов. Несколько упрощая положение дел, можно сказать, что в XX (тем более — в XIX) веке исследователи скорее занимались «предметным» аспектом, тогда как в последние десятилетия минувшего столетия было обращено внимание и на аспект «технологический». (Неклюдов)

Этнография – наука, изучающая состав, происхождение, расселение, культурно-исторические взаимоотношения народов мира, а также их материальную и духовную культуру, особенности быта (совокупность всех особенностей быта, нравов, культуры какого-л. народа, народности, местности). В отличие от фольклористики, ее интересует в основном материальная сторона культуры.

Антропология, этнология – исследование человеком культуры, к которой он не принадлежит (Адоньева?); совокупность дис­ци­п­лин, изу­чаю­щих че­ло­ве­ка, его физическую и пси­хическую ор­га­ни­за­цию, со­ци­аль­ную дея­тель­ность и культу­ру. Термины в основном используются на западе и во многом соотносятся с нашей этнографией.

Этнолингвистика – изучение языка в связи с культурой; ком­плекс­ная дис­ци­п­ли­на, ис­сле­дую­щая с по­мо­щью лин­гвис­тических ме­то­дов «план со­дер­жа­ния» куль­ту­ры, народной пси­хо­ло­гии и ми­фо­ло­гии не­за­ви­си­мо от спо­со­бов их фор­маль­но­го пред­став­ле­ния (сло­во, пред­мет, об­ряд и т. п.)


 


Понятие фольклорного жанра. Жанровый состав русского фольклора

Фольклорный жанр – совокупность произведений, объединенных общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя. Не всегда все эти аспекты окажутся необходимыми для определения жанров; так, учет музыкальных форм необходим только для изучения тех видов народной поэзии, которые поются. Учет бытового назначения окажется важным при изучении обрядовой поэзии, но может не иметь существенного значения для других видов фольклора и т. д. (Пропп)

 


 




Специфика фольклора: коллективное и индивидуальное начала, устойчивость и вариативность, понятие традиционности, способ бытования

 

Фольклорное произведение = langue

Конкретный факт исполнения фольклорного произведения = parole

Эволюцию langue предопределяет вариативность parole и наоборот рамки langue регулируют существование parole (закрепляются только наиболее удачные формы и вариации)

Произведение проходит предварительную коллективную цензуру (соответствие ситуации, традиции, принятие коллективом) и существует только если принято определенной группой зрителей/слушателей

Кто-то считает, что исполнитель=автор (его собственная уникальная вариация, перформативный акт), кто-то с этим не согласен и считает произведение абстракцией (langue)

Исполнение любого фольклорного произведения подразумевает обязательный тесный контакт исполнителя и аудитории

Тексты не заучиваются, а воспроизводятся по определенному канону и схеме (за исключением текстов заговора/ритуальных песен и т.д. в силу их сакральности)

В принципе, варьирование - исконная черта фольклора, и поиск единого прототипа первоначального текста, как правило, является научной утопией

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: