Волшебная сказка = схема
«Это тот жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда или желания иметь что-либо и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дает ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. В дальнейшем сказка дает поединок с противником, возвращение и погоню. Часто эта композиция дает осложнение. Герой уже возвращается домой, братья сбрасывают его в пропасть. В дальнейшем он вновь прибывает, подвергается испытанию через трудные задачи и воцаряется и женится или в своем царстве или в царстве тестя. Это краткое схематическое изложение композиционного стержня, лежащего в основе очень многих и разнообразных сюжетов…» (Пропп)
Все волшебные сказки однотипны.
По Проппу волшебная сказка имеет ограниченный набор персонажей (7 шт):
· Отправитель
· Антагонист (вредитель)
· Даритель
· Волшебный помощник
· Герой
· Ложный герой
· Царевна
Персонаж – не герой, а способ действовать.
|
|
В волшебной сказке нет изначально положительных или отрицательных персонажей. Каждый персонаж привносит в сюжет те или иные функции.
Морфологически любая волшебная сказка состоит из функций – поступков действующих лиц, значимых с точки зрения сюжета.
Постулаты Проппа:
· Функции составляют сюжет
· Число функций ограниченно (31 штука)
· Функции строго последовательны (некоторые даже существуют исключительно в паре, напр. БОЙ-ПОБЕДА или ТРУДНАЯ ЗАДАЧА-РЕШЕНИЕ)
Сказка – всегда перформативный акт. Сказочник – демиург сказочного мира, включает слушателей в пространство сказки с помощью разных приемов (использование имени, апеллирование к знакомым слушателю образам, сказочные формулы и т.д.). В сказках отражены реальные ритуалы, обряды. С помощью них сказочники передают слушателю опыт, рассказывают, что его ждет, готовят к тому или иному событию, учат соблюдать границы и договариваться с потусторонними силами.
Для героя сказки лес – сакральное пространство. Он входит в него (пересекает границу), чтобы измениться, его задача – вернуться назад (но уже другим).
2 персонажа, которые могут пересекать границу безнаказанно и без изменений – баба-яга и медведь.
Бытовая сказка: сказки о шутах и дураках, злых женах, мороке. Природа сказочного трюка. «Сатирические» и новеллистические сказки
Действующие лица – простые люди. Сказка отражает черты крестьянского быта, гиперболизируя их.
Сатирические:
Герой – солдат или мужик, его антагонист – барин, поп и т.д. Герой всегда побеждает, при этом не прибегая ни к каким сверхъестественным предметам/методам. Механизм действия – сказочный трюк. Тяготеет к анекдоту, отличается простотой и краткостью. Интриги весьма несложны, близки к жизни.
|
|
· О ловких и удачливых отгадчиках
· О ловких ворах
· О хозяине и работнике
· О попах
· О глупцах
· О злых женах (гиперболизируются и высмеиваются отрицательные черты быта)
· О шутах и дураках
Новеллистические:
Тематика – личная жизнь. Герои новеллистических сказок – разлученные влюбленные, оклеветанная девушка, гонимая жена, жестоко наказанная братом сестра и т.д. Сюжет составляют любовные приключения, путешествия и т.д.
Некоторые исследователи говорят, что новеллистические сказки – те, в которых фигурируют реальные исторические личности/события.
· О мудрых девушках
· Об испытании жен
· О разбойниках
· О предрешенности судьбы
Структура сказочного трюка
Трикстер – персонаж, противостоящий антагонисту. Его цель – личная выгода. Не имеет этических принципов, хочет выжить. Трикстер не существует без антагониста (бинарные роли), в процессе повествования они могут меняться ролями (схема «трюк-контртрюк»).
Обман – главное действие; происходит на речевом уровне (трикстер смотрит на ситуацию с точки зрения антагониста и легко манипулирует им, моделируя дальнейшее поведение).
Важные моменты: (по Новик)
· Игра трикстера строится с учетом точки зрения антагониста, его интересов, целей и способов действовать
· Все действия трикстера (в отличие от простых обманов, хитроумных вопросов, мошенничеств, краж, превращений и переодеваний и т. д., которые в большом количестве встречаются и в волшебных, и в новеллистических сказках) носят характер тактических ходов: он либо преувеличивает в глазах антагониста свои возможности, либо преуменьшает свою потенциальную опасность
· Ядро трюка составляет провокация: все маскировки и симуляции независимо от их тактики призваны побудить антагониста на действия, выгодные самому трикстеру, и позволяют ему использовать антагониста для достижения собственной цели
Кумулятивные сказки и сказки о животных
Кумулятивные (формульные)
Основной их композиционный прием состоит в многократном, нарастающем повторении одних и тех же действий, пока созданная цепь не обрывается или же не расплетается в обратном, убывающем, порядке.
Кумулятивные - нагромождение событий (за скалочку уточку, увеличивается благосостояние героя)
Формульные - нагромождение слов (колобок, с каждым разом песня увеличивается)
Рассказываются артистично, иногда поются
О животных
Выделены по принципу действующих лиц (животные). Образы животных лишены реалистических черт, они лишь условные носители действий. Действующие лица в основном дикие животные, домашние реже.
Единых композиционных особенностей нет, сюжеты разнообразны; иногда сюжеты самостоятельны и четко выделимы, иногда совмещены
Построены в основном на действии сказочного трюка (см. билет 15)
Первые сказки, которые рассказываются детям (учат врать и распознавать ложь)
Нет сказочных формул, как в волшебных сказках, нет высказываний самого сказочника – основу составляет речь персонажей (поэтому акцент на ней, рассказываются наиболее театрализовано, выразительно)