Волшебная сказка: сюжеты, персонажи, морфология. Сказка как речевой жанр

Волшебная сказка = схема

«Это тот жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда или желания иметь что-либо и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дает ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. В дальнейшем сказка дает поединок с противником, возвращение и погоню. Часто эта композиция дает осложнение. Герой уже возвращается домой, братья сбрасывают его в пропасть. В дальнейшем он вновь прибывает, подвергается испытанию через трудные задачи и воцаряется и женится или в своем царстве или в царстве тестя. Это краткое схематическое изложение композиционного стержня, лежащего в основе очень многих и разнообразных сюжетов…» (Пропп)

Все волшебные сказки однотипны.

По Проппу волшебная сказка имеет ограниченный набор персонажей (7 шт):

· Отправитель

· Антагонист (вредитель)

· Даритель

· Волшебный помощник

· Герой

· Ложный герой

· Царевна

Персонаж – не герой, а способ действовать.

В волшебной сказке нет изначально положительных или отрицательных персонажей. Каждый персонаж привносит в сюжет те или иные функции.

Морфологически любая волшебная сказка состоит из функций – поступков действующих лиц, значимых с точки зрения сюжета.

Постулаты Проппа:

· Функции составляют сюжет

· Число функций ограниченно (31 штука)

· Функции строго последовательны (некоторые даже существуют исключительно в паре, напр. БОЙ-ПОБЕДА или ТРУДНАЯ ЗАДАЧА-РЕШЕНИЕ)

Сказка – всегда перформативный акт. Сказочник – демиург сказочного мира, включает слушателей в пространство сказки с помощью разных приемов (использование имени, апеллирование к знакомым слушателю образам, сказочные формулы и т.д.). В сказках отражены реальные ритуалы, обряды. С помощью них сказочники передают слушателю опыт, рассказывают, что его ждет, готовят к тому или иному событию, учат соблюдать границы и договариваться с потусторонними силами.

Для героя сказки лес – сакральное пространство. Он входит в него (пересекает границу), чтобы измениться, его задача – вернуться назад (но уже другим).

2 персонажа, которые могут пересекать границу безнаказанно и без изменений – баба-яга и медведь.


Бытовая сказка: сказки о шутах и дураках, злых женах, мороке. Природа сказочного трюка. «Сатирические» и новеллистические сказки

 

Действующие лица – простые люди. Сказка отражает черты крестьянского быта, гиперболизируя их.

Сатирические:

Герой – солдат или мужик, его антагонист – барин, поп и т.д. Герой всегда побеждает, при этом не прибегая ни к каким сверхъестественным предметам/методам. Механизм действия – сказочный трюк. Тяготеет к анекдоту, отличается простотой и краткостью. Интриги весьма несложны, близки к жизни.

· О ловких и удачливых отгадчиках

· О ловких ворах

· О хозяине и работнике

· О попах

· О глупцах

· О злых женах (гиперболизируются и высмеиваются отрицательные черты быта)

· О шутах и дураках

 

Новеллистические:

Тематика – личная жизнь. Герои новеллистических сказок – разлученные влюбленные, оклеветанная девушка, гонимая жена, жестоко наказанная братом сестра и т.д. Сюжет составляют любовные приключения, путешествия и т.д.

Некоторые исследователи говорят, что новеллистические сказки – те, в которых фигурируют реальные исторические личности/события.

· О мудрых девушках

· Об испытании жен

· О разбойниках

· О предрешенности судьбы

Структура сказочного трюка

Трикстер – персонаж, противостоящий антагонисту. Его цель – личная выгода. Не имеет этических принципов, хочет выжить. Трикстер не существует без антагониста (бинарные роли), в процессе повествования они могут меняться ролями (схема «трюк-контртрюк»).

Обман – главное действие; происходит на речевом уровне (трикстер смотрит на ситуацию с точки зрения антагониста и легко манипулирует им, моделируя дальнейшее поведение).

Важные моменты: (по Новик)

· Игра трикстера строится с учетом точки зрения антагониста, его интересов, целей и способов действовать

· Все действия трикстера (в отличие от простых обманов, хитроумных вопросов, мошенничеств, краж, превращений и переодеваний и т. д., которые в большом количестве встречаются и в волшебных, и в новеллистических сказках) носят характер тактических ходов: он либо преувеличивает в глазах антагониста свои возможности, либо преуменьшает свою потенциальную опасность

· Ядро трюка составляет провокация: все маскировки и симуляции независимо от их тактики призваны побудить антагониста на действия, выгодные самому трикстеру, и позволяют ему использовать антагониста для достижения собственной цели


 


Кумулятивные сказки и сказки о животных

 

Кумулятивные (формульные)

Основной их композиционный прием состоит в многократном, нарастающем повторении одних и тех же действий, пока созданная цепь не обрывается или же не расплетается в обратном, убывающем, порядке.

Кумулятивные - нагромождение событий (за скалочку уточку, увеличивается благосостояние героя)

Формульные - нагромождение слов (колобок, с каждым разом песня увеличивается)

Рассказываются артистично, иногда поются

О животных

Выделены по принципу действующих лиц (животные). Образы животных лишены реалистических черт, они лишь условные носители действий. Действующие лица в основном дикие животные, домашние реже.

Единых композиционных особенностей нет, сюжеты разнообразны; иногда сюжеты самостоятельны и четко выделимы, иногда совмещены

Построены в основном на действии сказочного трюка (см. билет 15)

Первые сказки, которые рассказываются детям (учат врать и распознавать ложь)

Нет сказочных формул, как в волшебных сказках, нет высказываний самого сказочника – основу составляет речь персонажей (поэтому акцент на ней, рассказываются наиболее театрализовано, выразительно)





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: