Закликание весны. Веснянки. Егорьевский цикл весенней обрядности

 

Празднуется в марте, 1, 9 или 25 (совпадает с церковными праздниками). Пекут птичек из теста и развешивают на деревьях/заборах/кидают в воздух – имитация прилета птиц. «Закликают» весну песнями – веснянками (коротенькие песенки-речитативы, поют дети или девушки, иногда взобравшись на крышу).

 

Егорьев день – 23 апреля. Выгон скота. Скотину выгоняют вербой, которая стоит в доме с Вербного воскресенья (последнее воскресенье перед Пасхой) – таким образом передают ей магическую силу, обеспечивают благополучие и плодовитость. Окуривали скот, бросали ему жаворонков, вербу и т.д. Наряжались и пели песни. С заговорами ходили по домам, желали скотине здоровья или наоборот, если не угощают (как на святках).

 

Пасхальные обряды (христосование, обмен яйцами и т.д.). Первые 3 дня Пасхи молодежь поет волочебные песни (о том, как Богородица и святые заботятся о хозяйстве, требование угощений).

Структура волочебной песни:

1) указание времени обхода и характеристика волочебников;

2) прибытие к дому, описание двора и дома. Обращение к хозяину, описание его одежды и обстановки дома;

3) изображение того, что величаемый хозяин видит у себя на дворе или на поле. Святые заботятся о том, чтобы у хозяина был успех;

4) просительная строфа


 


Похороны кукушки. Обряды Семика и Троицы. Русальная неделя

 

Семик – 7 или 8 четверг после Пасхи. Троица – 50й день после Пасхи. Неделя, на которую приходится Троица – Троицкая. Русальная неделя – Троицкая или неделя после нее. В пн после Троицы начинается Петров пост.

24 июня – Иван Купала.

29 июня – Петров день.

Обряды с березкой, завивание, внесение в дом.

Кумление.

Похоронные обряды – похороны кукушки.

Русальные празднества (русалки – заложные покойницы, выходят на сушу и творят всякое).


 


Функции календарных обрядов. Ритуальные темы русского календаря

 

Общие черты:

· Поминовение усопших и похоронные обряды

· Трапеза

· Культ растений

· Эротические игрища

· Ряженье

 

Функции:

· Обеспечивают плодородие (Пропп)

· Обмен силой с природой (Пропп)

· Устанавливают необходимую связь между живыми и мертвыми

· Регулирующая функция (святки и нарушение границ с последующим их восстановлением, масленица и молодожены и т.д.)


 

Обряды и фольклор «жизненного цикла». Понятие переходного обряда. Родильный обряд

 

Прелиминарная-лиминарная-постлиминарная стадии

Обряды жизненного цикла: родильный, свадьба, похороны и прочие обряды инициации.

Ход обряда – см в тетрадь.


 


Русская свадьба: чины, ход обряда, свадебные фольклорные жанры. Причитания и их функция в составе переходных обрядов

 

Ход обряда – см в тетрадь.

Свадебные чины:

· Жених

· Невеста

· Родители обоих

· Крестные родители обоих

· Сваты и свахи

· Тысяцкой («распорядитель», со стороны жениха)

· Дружка (представитель жениха)

· Подружки невесты (девки)

· Бояра (холостые друзья жениха)

· Брат невесты

Свадебная лирика:

· Причеты (невеста прощается с родным домом)

и до свадьбы, и на 1, и на 2 день

· Приговоры (дружка)

· Величальные песни

· Корильные песни

· Собственно свадебные песни (поются за столом, ярко выраженная символика)


 


Сказочные жанры. История собирания и изучения. Классификации

 

Сказка – устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечения, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением.

Сказочные жанры (по Проппу):

· Волшебная

· Бытовая

· О животных

· Кумулятивная (формульная)

· Докучная

· Новеллистическая (фигурируют реальные исторические события/географические места)

 

История собирания

Конец 18 века  

Первые сборники сказок (в основном переводные, 50-60 шт)

Середина 17 – начало 18 века

Интерес к лубочным картинкам, лубки со сказочными сюжетами

Середина 19 века

РГО собирает сказки для своих нужд

Собиратели:

· В. Даль

· А. Н. Афанасьев

Сборник «Народные русские сказки», детский сборник, сборник «Заветные сказки»

Ориентируется на собрания РГО, Даля и сборники братьев Гримм (своего рода «ответ»)

Сказки собирает вне контекста, литературно обрабатывает

Конец 19 – начало 20 века

В Финляндии развивается своя школа фольклористики (основной метод – географический); Финляндия получает независимость, чтобы подчеркнуть национальное самосознание издается «Калевала»; цель – найти проформу (первоисточник) сказки

Собиратели:

· Юлиус Крон (погиб)

· Карл Крон (сын Ю.К., продолжает дело отца)

· Анти Аарне

1910е – каталог сказочных сюжетов; его дополняет Стив Томпсон

В России подхватывают идею Аарне-Томпсона.

· Николай Петрович Андреев

Адаптирует каталог А-Т для русских сказок (на основе Афанасьева?); указатель неудобный

1970е – составляется сборник «Восточнославянская сказка» (СУС – сравнительный указатель сюжетов)

К этому времени начинают записываться былины, повляется интерес к исполнителю и контексту, появляется фонограф. Издаются сборники сказок конкретных сказочников.

 

В сборниках нет четкой классификации сюжетов. Сказки делятся на сказки о животных, собственно сказки (волшебные, легендарные, новеллистические…), анекдоты. Их пытаются классифицировать по действующим лицам, событиям (напр. Афанасье в).

 

Волков предлагает классификацию по сюжетам, выделяет 15 сюжетов, но критерии их выделения не обоснованы, разные принципы деления.

 

Веселовский пытался классифицировать сказки по мотивам. Проблемы: что такое мотив, чем отличается от сюжета, неделим ли и как это понять.

?Бердье? делит по постоянным и переменным элементам сказок. Проблемы те же.

 

Пропп (МВС) и Никифоров (статья) практически одновременно пишут работы по морфологии сказки. По их мнению, сказка – схема. Важен не персонаж, а его действие.


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: