Методика определения уровня нервно-психического развития детей раннего возраста

 

Возрастная категория детей Направления нервно-психического развития Стимульный материал Методика Поведение ребенка

Второй год жизни

1 год 3 мес.

Пассивная речь (понимание речи): задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи. 

Понимание названий окружающих предметов

1) 3 – 4 игрушки (разные виды транспорта, животных, предметы обихода, детский игр – машины, часы, мячик, собака) Специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладывают 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где …?» - ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают найти. По просьбе взрослого ребенок находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы. Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3-х предметов.
2) Предметы одежды, обуви Ситуация естественная – при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагают найти 4 предмета из одежды / обуви: шапку, ботинки, платье, рубашку. По слову взрослого ребенок находит нужные предмету, указывая на них рукой. Задание считается выполненным, если ребенок найдет не менее 3-х предметов.
Понимание действий Сюжетная игрушка, тарелка, кроватка Специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагают выполнить действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку». Выполняет действия по просьбе взрослого: подносит тарелку ко рту куклы, кладет куклу в кроватку.
Ориентировка в группе - Ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбка», «Найди, где часы», «Покажи, где твой горшочек», «Иди мыть руки» Выполняет не менее 3 – х поручений по просьбе взрослого.
Активная речь - Ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 30 минут.  Разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах» и др.)
Сенсорное развитие (величина)   Кубы-вкладыши. Размер большого куба – 10 см, малого – 7 см Специально подготовленная ситуация. Ребенок сидит за столом. Перед ним выкладывают маленький куб из большого. Ребенку предлагают положить куб обратно (вложить маленький в большой) Вкладывает маленький куб в большой. При этом он может несколько раз повторить это действие (не более 3 раз).

Игра и действия с предметами -задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого  

1) Кукла, тарелочка Специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладывают перечисленные предметы и предлагают задание – покормить куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать действие. Подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого.
2) 2 кирпичика, 2 кубика Специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагают поиграть с кубиками: сделать машину («би-би») или построить дом. Если ребенок затрудняется, можно ему показать действие.   Самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпичика и кубика машину, двигает ее, воспроизводя движение; кладет один кубик на другой (строит дом).
3) Стержень с 4 – 5 кольцами одной величины (пирамидка) Ребенку предлагают надеть кольца на стержень. Надевает кольца на стержень.
Движения  - Ситуация естественная – наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности. Выполняет следующие движения: приседает, наклоняется, поворачивается, пятится.
Навыки - Ситуация естественная – процесс кормления. Самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и пр.) из глубокой тарелки. При этом может оставить пище несъеденной, проявить неаккуратность.

1 год 6 мес.

Пассивная речь (понимание речи)

1) 2 однородных предмета, отличных друг от друга по цвету; предмет, сходный с одним из них по цвету (кошка белая, кошка черная, собака черная); контрольный предмет (кукла)  Специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладывают предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одной кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняют местами и ребенку предлагают найти их еще раз.

Находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).

2) Ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла Та же, что и в 1-ой ситуации.
Активная речь 4 предмета (кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек, из которого они вынимаются Специально подготовленная ситуация. Взрослый вынимает из мешочка предмет и спрашивает: «Кто там?», «Кто это?», «Что это?» Называет предметы правильно или облегченными словами («ляля», «зайка»…)
Сенсорное развитие (форма) 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы, скат (одного цвета и близкие по размеру) Специально подготовленная ситуация. Взрослый раскладывает перед ребенком материал вперемешку. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову взрослого, ему надо показать, как это сделать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, вновь перед ним поставить один кубик и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку (скату), затем предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их так же. По образцу и слову взрослого выполняет задание: подбирает предметы нужной формы (кубики, шарики).

Игра и действия с предметами – задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи

1) Кукла, носовой платок Специально подготовленная ситуация. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «У куклы (ляли) грязный носик. Вот платок». Прикладывает носовой платок к носу куклы.
2) Кукла с волосами, расческа   Специально подготовленная ситуация. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «Кукла (ляля) не причесанная. Вот расческа». Прикладывает расческу к голове куклы и водит ею по волосам.
Движения  4 брусочка Специально подготовленная ситуация. На пол на некотором расстоянии друг от друга кладут брусочки. Ребенку предлагают перешагнуть через них. Если он не понимает задания, можно ему показать движение, затем встать перед ним и подозвать его к себе. Перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.
Навыки Глубокая тарелка с жидкой кашей, десертная ложка Ситуация естественная (во время завтрака). Самостоятельно съедает ¾ жидкой пищи ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулаке).

1 год 9 мес.

Пассивная речь (понимание речи) Изображение знакомых картинок, которые ранее рассматривались со взрослым: мальчик поит лошадку; дети умываются; дети поливают цветы; взрослый чинит машину. Специально подготовленная ситуация. Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: «Кто это на картинке?», «Что делают?» Если ребенок затрудняется ответить, можно задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картинки: «Что мальчик делает?"» «Что лошадка делает?» и т.д. Отвечает на вопросы взрослого сразу либо с помощью дополнительных вопросов. При этом пользуется словами и предложениями, состоящими их 2-х слов.
Активная речь - Ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются во время игры, режимных процессов, занятий. Во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Сенсорное развитие (величина)   3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого – 10 см, второго – 7 см, третьего – 4 см Специально подготовленная ситуация. Взрослый на глазах у ребенка достает кубы один из другого и ставит их вперемешку, после чего предлагает ребенку их вновь собрать. Собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более 3).
Игра и действия с предметами 3 кирпичика, маленькая матрешка, машина Специально подготовленная ситуация. Взрослый предлагает ребенку построить «ворота». При этом может 1 раз показать: ставит 2 кирпичика вертикально, один сверху горизонтально. По слову взрослого либо по показу воспроизводит постройку. При этом может пробовать 2 – 3 раза. Обыгрывает постройку: проводит в ворота матрешку, прокатывает машину (сам или по показу).
Движения  Скамейка высотой 15 – 20 см, ширина доски 15 – 20 см Специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагают пройти по скамейке без помощи взрослого (взойти и сойти можно с помощью взрослого). Проходит по ограниченной поверхности (скамейке) без помощи взрослого.
Навыки - Ситуация естественная (при раздевании ребенка). Снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), шапку, колготки.

2 года

Пассивная речь (понимание речи) Специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку Специально подготовленная ситуация. Ребенок может быть в группе с другими детьми (2 – 3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит напротив них и рассказывает сначала одну часть рассказа, после чего задает детям 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие 2 вопроса. Например: «Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальто, ботинки, спустилась по лесенке, открыла дверь и вышла на улицу» (первая часть рассказа). Вопросы: «Кто пошел гулять на улицу?», «Что Машенька надела?» «На улице детки гуляли. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу: «ав-ав». Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: «Не бойся, Машенька, собачка не кусается». Собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть» (вторая часть рассказа). Вопросы: «Кто испугал Машу на улице?», «Что тетя сказала Маше?» Отвечает на вопросы взрослого.
Активная речь - Ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым). Общается со взрослым посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).
Сенсорное развитие (цвет) 3 пары варежек (красного, синего и зеленого цвета) Специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладывают варежки в следующем порядке: красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Взрослый дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется: синяя, красная, зеленая, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется. Правильно подбирает по образцу три цвета: к красной варежке – красную, у синей – синюю, к зеленой – зеленую. Ребенок должен решить одно задание.

Игра и действия с предметами

1) Кукла-голыш (30 см), губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка   Специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладывают игрушки и говорят: «Кукла грязная». Воспроизводит с куклой ряд последовательных действий: сажает ее в ванну, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем. Все предметы использует по назначению.
2) -   Наблюдение за ребенком в свободной ситуации, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных действий: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном, лечит куклу и т.п. Если ребенок в любой ситуации воспроизводит ряд последовательных действий (2 – 3), используя предметы по назначению, можно считать задание выполненным.
Движения  3 – 4 брусочка Специально подготовленная ситуация. На расстоянии 20 см кладут брусочки, ребенку предлагают перешагнуть через них. Если ребенок не понимает задания, взрослый показывает, как надо действовать. Шагает через брусочки чередующим шагом.
Навыки - Ситуация естественная (во время одевания на прогулку). Ребенку предлагают самостоятельно надеть ботинки, шапку. Самостоятельно, без помощи взрослого может надеть названные предметы.

Третий год жизни

2 года – 2 года 6 мес.

Активная речь (1 -грамматика, 2 - вопросы)

1) - Ситуация естественная. Взрослый беседует с ребенком на любую, близкую ему тему (во время деятельности или режимных процессов) В своей речи употребляет хотя бы 1 раз многословное предложение (более 3 слов)
2) -   Ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка в течение 20 – 30 мин. (во время самостоятельной деятельности или режимных процессов) Хотя бы 1 раз задает вопрос «где?» или «куда?»

Сенсорное развитие (1 – форма, 2 – цвет)

1) 2 комплекта основных геометрических форм (фигур): кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус Специально подготовленная ситуация. Один комплект фигур дают ребенку, второй находится у взрослого. Взрослый показывает ребенку одну из геометрических фигур и просит дать такую же Правильно дает взрослому соответствующую фигуру
2) Цветное лото, в котором имеются 4 карточки, окрашенные в основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), и по 4 карточки с изображением знакомых разнообразных предметов таких же цветов Специально подготовленная ситуация. Взрослый раздает ребенку карточки 4 цветов, затем показывает картинки с изображением предметов тех же цветов (цвет чередуют). Затем спрашивает ребенка, на какой фон эту картинку надо положить Правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета
Игра Атрибуты для игр в «доктора», «парикмахера», для бытовых игр Специально подготовленная ситуация. Подобраны игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены произвольно Дает развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий
Конструктивная деятельность Строительный материал разнообразной геометрической формы (10 – 14 шт.) по 2 шт. каждой Ситуация провоцирующая. Специально организованное занятие со строительным материалом. Ребенку дают набор строительного материала и предлагают что-либо построить Делает 1 – 2 простые сюжетные постройки, называет их. Постройка должна быть похожа на называемый предмет (стол, стул, кровать, дом и др.)

Навыки (1 – одевание, 2 – кормление)

1) - Ситуация естественная (во время одевания после сна или при сборе на прогулку) Самостоятельно надевает рубашку, штаны, колготки, шапку, куртку
2) - Ситуация естественная (во время кормления) Ест аккуратно, не пачкает одежду, не оставляет грязь на столе
Движения Палка или веревка, поднятая на указанную высоту Ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 – 28 см Перешагивает свободно, не задевая палку или веревку

2 года 6 мес. – 3 года

Активная речь (1 -грамматика, 2 - вопросы)

1) - Ситуация естественная. Взрослый беседует с ребенком на любую, близкую ему тему Хотя бы 1 раз в своей речи употребляет придаточное предложение
2) -   Ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20 – 30 мин. Хотя бы 1 раз задает вопрос «почему?» или «когда?»

Сенсорное развитие (1 – форма, 2 – цвет)

1) Геометрическая мозаика, карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход…), в основе которых лежат основные геометрические фигуры Специально подготовленная ситуация. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает сделать соответствующие картинки, накладывая их на образец Правильно подбирает мозаику к рисунку
2) 8 однотонно окрашенных предметов (основные цвета) по 2 одинакового цвета, но разной формы (красный кубик, красный конус) Ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шарик?» (цвета чередуют) Правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета
Игра Разнообразные сюжетные игрушки  Ситуация провоцирующая. В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, ведет запись в течение 20 – 30 мин., спрашивает его: «Кто ты?» Отображает какой-либо сюжет, выполняет роль и соответствующие ей действия, называет свою роль (доктор, шофер, мама…)
Конструктивная деятельность Строительный материал разнообразной геометрической формы (10 – 14 шт.) по 2 шт. каждой (настольный или напольный), игрушки для обыгрывания (машина, мелкие игрушки) Ситуация провоцирующая. Ребенку дают набор строительного материала и предлагают что-либо построить Делает сложную сюжетную постройку (гараж, дорогу к нему), играет с этой постройкой

Изобразительная деятельность (1 – лепка, 2 – рисование)

1) Кусок пластилина цилиндрической формы (длина 4 – 6 см, диаметр 1,5 – 2 см) Ситуация провоцирующая. Ребенку дают кусок пластилина и предлагают что-нибудь слепить Лепит из пластилина какой-либо предмет, называет его, при этом он должен иметь сходство с предметом, названным ребенком
2) Лист бумаги (половина А-4, карандаш или краски (гуашь, разведенная до густой сметаны), кисть Специально подготовленная ситуация. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать Изображает какой-либо предмет, называет его, рисунок должен иметь сходство с предметом, названным ребенком

Навыки (1 – одевание, 2 – кормление)

1) - Ситуация естественная (во время одевания) Самостоятельно одевается, возможна помощь взрослого при застегивании пуговиц, молний или завязывании шнурков
2) - Ситуация естественная (во время кормления) При загрязнении лица или рук сам пользуется салфеткой
Движения Палка или веревка, поднятая на указанную высоту Ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую от пола на 30 – 35 см Перешагивает свободно, не задевая палку или веревку

КАРТА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
Срок проведения: _______________________________

 

№ п/п

Ф. И. ребенка / возраст на момент диагностики

Речь

Сенсорика

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

Поведение

Группа развития

пассивная активная величина форма цвет одевания кормления
1                          
2                          
3                          
4                          
5                          
6                          
7                          
8                          
9                          
10                          
11                          
12                          
13                          
14                          
15                          
16                          
17                          
18                          
19                          
20                          
21                          
22                          
23                          
24                          
25                          
26                          
27                          
28                          
29                          
30                          
31                          
32                          
33                          
34                          
35                          
36                          
37                          

Условные обозначения + цветовой индикатор

N – соответствие возрастной норме (выделение зеленым цветом)

- 1 (- 2 и т.д.) – отставание на 1 (два и т.д.) эпикризный срок развития (выделение красным цветом)

+ 1 (+ 2 и т.д.) – опережение на 1 (два и т.д.) эпикризный срок развития (выделение синим цветом)  


КАРТА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
Срок проведения: _______________________________

 

№ п/п

Ф. И. ребенка / возраст на момент диагностики

Активная речь

Сенсорика

Игра

Конструи-рование

ИЗО

(с 2,6)

Движения

Навыки

Поведение

Группа развития

грамматика вопросы цвет форма одевания кормления
1                            
2                            
3                            
4                            
5                            
6                            
7                            
8                            
9                            
10                            
11                            
12                            
13                            
14                            
15                            
16                            
17                            
18                            
19                            
20                            
21                            
22                            
23                            
24                            
25                            
26                            
27                            
28                            
29                            
30                            
31                            
32                            
33                            
34                            
35                            
36                            
37                            

Условные обозначения + цветовой индикатор

N – соответствие возрастной норме (выделение зеленым цветом)

- 1 (- 2 и т.д.) – отставание на 1 (два и т.д.) эпикризный срок развития (выделение красным цветом)

+ 1 (+ 2 и т.д.) – опережение на 1 (два и т.д.) эпикризный срок развития (выделение синим цветом) 

 

                                                                                       










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: