Система экологического образования

Экологическое образование обучающихся включает в себя реализации образовательных программ «Экология» и «Окружающий мир», организацию и проведение занятий в рамках внеурочной деятельности, а также участие в различных образовательных проектах и мероприятиях (конкурсах, акциях, экологических субботниках и т.д.).

На платформе Областного Центра для образовательных организаций Челябинской области состоялся Всероссийский экологический диктант. К проекту присоединились 1984 школьника из 34 муниципальных образований.

В диктанте приняли участие 1984 обучающихся 163 образовательных организаций из 34 муниципальных образований. Географию дополнили юные экологи из Самарской, Саратовской, Свердловской областей и республики Татарстан.

Задания диктанта включали в себя 20 открытых и закрытых вопросов, направленных на популяризацию экологических знаний среди обучающихся образовательных организаций Российской Федерации с целью воспитания экологически ориентированного поколения граждан Российской Федерации.

После подведения итогов список победителей и призеров будет направлен в адрес организаторов Всероссийского экологического диктанта для награждения.

Организаторы диктанта − ФГБОУДО «Федеральный детский эколого-биологический центр», АНО «Равноправие» при поддержке Комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Региональный координатор диктанта – ГБУДО «Областной Центр дополнительного образования детей».

Продолжил работу Всероссийский интернет-проект «Красная книга руками детей!» включенный в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов, ежегодно утверждаемый Минобрнауки России. Основная идея Проекта «Красная книга руками детей!»: создание электронного и печатного вариантов Красной книги на основе творческих работ детей и подростков, с целью привлечения внимания подрастающего поколения к проблемам экологии и защиты окружающей среды (Контактная информация blago-konkurs@mail.ru, тел.: 8 (906) 096-85-16).

Школьники Челябинска обсудили экологическое развитие региона вместе с председателем комитета Госдумы по экологии. На уроке в школе №94 Владимир Бурматов, председатель комитета Государственной думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране экологической среды, рассказал о перспективах развития Челябинской области, а также ответил на вопросы юных экологов.

В мероприятии также приняли участие члены школьного лесничества, педагоги, социальные партнеры, среди которых Сергей Лавров, начальник Главного управления лесами Челябинской области, Светлана Портье, председатель Комитета по делам образования города Челябинска, Валентина Ермакова, методист ГБУДО «Областной Центр дополнительного образования детей», а также специалисты Шершнёвского и Чебаркульского лесничеств. 

Школа №94 получила грант конкурса «Инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании» с проектом, который направлен на организацию сетевого взаимодействия и координацию деятельности организаций разных уровней образования посредством создания школьного лесничества.

21 февраля 2019 г. состоялся городской конкурс «Тропинка» среди обучающихся 3-4 классов на базе Центра детского экологического г. Челябинска. В конкурсе приняли участие 9 команд-победителей районных этапов из 22 образовательных организаций города Челябинска. Городской конкурс «Тропинка» проводится в целях воспитания экологической культуры младших школьников.

В целях информирования населения на официальном сайте Министерства общественной безопасности Челябинской области в разделе «Радиационная безопасность» размещалась информация о радиационной обстановке, результатах радиационно-гигиенической паспортизации Челябинской области, решения Совета.

В течение года обеспечивалась работа Специализированного научно-технического совета (далее именуется - Совет) по проблемам радиационной безопасности населения Челябинской области.

Правовые меры в области охраны окружающей среды и анализ их эффективности (новое в законодательстве) [25]

Нормы экологического законодательства позволяют регулировать природоохранную деятельность, защитить природные комплексы, природные ландшафты и особо охраняемые природные территорий от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, позволяют предотвратить самовольную застройку на территории ООПТ.

Вносимые изменения в нормативные акты обеспечивают улучшение защиты и охраны атмосферного воздуха, почв, вод, диких животных, особо охраняемых природных территорий от различных вредных техногенных и антропогенных воздействий, которые приводят к ухудшению окружающей среды.

Вносимые изменения, например, в части проведения мероприятий по охране водных объектов от загрязнения, засорения, истощения и других вредных воздействий позволяют привести к улучшению физических, химических и биологических показателей качества вод, увеличению их способности к естественному очищению, восстановлению гидрологического и гидрогеологического режимов, что, соответственно, приведет к улучшению условий водоснабжения, к увеличению рыбных и других ресурсов животного и растительного мира, улучшению условий существования диких животных, увеличению плодородия земель и другим благоприятным явлениям.

Объявление особо охраняемых природных территорий и резервирование территорий обеспечивает сохранение и защиту территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Изменения в области экологического контроля - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

Правовые меры в области охраны окружающей среды обеспечивают решение основных задач: обеспечение благоприятной окружающей среды; регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования и воспроизводства; предотвращение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности; улучшение качества окружающей среды; обеспечение рационального использования природных ресурсов.

Поэтому необходимо и далее поддерживать, и развивать существующую нормативную базу по охране окружающей среды, которая следит за нарушениями норм экологического законодательства в ведении промышленного производства и иной хозяйственной деятельности.

Нововведения в экологическом законодательстве за 2019 год[26]:

1. Постановление Правительства РФ от 27.06.2019 N 819 "Об утверждении перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию". В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 и пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет: утвердить прилагаемый перечень случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию.

Такими случаями являются:

- временное содержание в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе (за исключением содержания в жилых помещениях) пострадавших и (или) травмированных животных, находящихся в состоянии, не позволяющем возвратить их в среду обитания, до момента их передачи в приюты для животных, питомники для животных, организации, осуществляющие реабилитацию и реинтродукцию диких животных;

- содержание животных в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе на время их лечения и искусственного выкармливания детенышей и молодняка сотрудниками зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов, а также сотрудниками приютов и питомников для животных, организаций, осуществляющих реабилитацию и реинтродукцию диких животных, при наличии соответствующих решений руководителей указанных организаций;

- содержание и использование животных в организациях, основной целью деятельности которых является разведение животных в целях сохранения генетического фонда объектов животного мира - в питомниках для животных, организациях, осуществляющих реабилитацию и реинтродукцию диких животных, научных организациях.

Во всех случаях информация о принятии животных на содержание должна быть в 3-дневный срок со дня принятия направлена в территориальные органы Росприроднадзора.

2. Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 N 795 "Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию". В указанный перечень включены, в числе прочего: рептилии (в частности, некоторые виды змей, ящериц, крокодилов, черепах); бесхвостные земноводные; паукообразные (в том числе скорпионы и пауки типа каракурта и черной вдовы); млекопитающие (китообразные, сирены, а также хищные, такие как тюлени, моржи, львы, тигры, леопарды, пумы и т.д.), хоботные, непарно- и парнокопытные, приматы; птицы (страусы, пеликаны, фламинго, пингвины, журавли, совы и т.д.); хрящевые и костные рыбы (скаты, акулы, скорпены, мурены, электрические угри и пр.); коралловые полипы – зоантарии.

3. Письмо Минприроды России от 06.06.2019 N 06-19-44/12844 "Об исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду". Сообщается, в частности: о случаях, в которых необходимо производить расчет допустимых выбросов и сбросов для объектов III категории; об обязанностях лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории, в сфере охраны окружающей среды; о порядке разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов; о коэффициентах, подлежащих применению при расчете платы за НВОС в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2019 года и с 1 января 2020 года; о порядке расчета платы за НВОС для веществ, для которых должны быть установлены нормативы допустимых выбросов и сбросов.

4. Приказ Минприроды России от 06.06.2019 N 355 "Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства продуктов питания". Минприроды России определило соответствующие наилучшим доступным технологиям: показатели выбросов в атмосферный воздух, в частности, взвешенных веществ, аммиака, метана, ацетона, свинца и его соединений, сероводорода при производстве консервов мясных и мясосодержащих, колбасной и деликатесной продукции, полуфабрикатов, переработке и консервировании фруктов и овощей, производстве жестяной тары для консервирования фруктов и овощей, жиров специального назначения, маргаринов и спредов, сахара; показатели сбросов в водные объекты, в числе прочего, взвешенных веществ, железа, фенола, фосфатов, нефтепродуктов.

5. Поправки Правительства РФ к проекту Федерального закона N 716663-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", внесенному Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 26 июня 2019 года. Информационная система будет содержать, в частности: сведения об источниках образования ТКО; сведения о местах накопления ТКО, в том числе сведения об осуществлении раздельного накопления ТКО; сведения об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО; сведения о балансах количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО; сведения о схемах потоков ТКО; сведения о договорах, заключаемых в сфере обращения с ТКО; сведения о тарифах в сфере обращения с ТКО; сведения о нормативах накопления ТКО; сведения об измерениях количества ТКО; данные других измерительных (контрольных) систем.

Оператором информационной системы будет являться Минприроды России. Порядок ее создания, модернизации и эксплуатации, в том числе порядок и способы размещения информации, порядок доступа к такой информации и обмена информацией с использованием данной системы, будет устанавливаться Правительством РФ.

6. Проект Приказа Росприроднадзора "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору". Согласно проекту госуслуга предоставляется территориальными органами Росприроднадзора, а также региональными органами исполнительной власти, которым переданы соответствующие полномочия. Результат ее предоставления - выдача заявителю свидетельства о постановке объекта на государственный учет. Для постановки объекта на учет заявитель направляет в уполномоченный орган по месту нахождения объекта заявку, включающую в себя в числе прочего: сведения о фактическом месте нахождения объекта; сведения о виде деятельности, об объеме производимой продукции, о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте;  сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов; сведения о программе производственного экологического контроля и о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Документы могут быть направлены в электронном виде через личный кабинет по адресу https://lk.fsrpn.ru или через Модуль природопользователя, размещенный на сайте Росприроднадзора, а также представлены посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении.

Согласно проекту, постановка объекта на учет и снятие его с учета, актуализация сведений об объекте, включенном в реестр, выдача дубликата свидетельства, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления госуслуги, осуществляется в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления в уполномоченный орган заявки.

Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок и направление уведомления заявителю о внесенных изменениях в сведения об объекте, содержащиеся в реестре, осуществляются в срок, не превышающий 5 дней.

7. Проект Федерального закона "Об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии". Проект определяет экологически чистую продукцию как сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, произведенные в массовом количестве по современным агро- и промышленным технологиям с применением ограниченной группы безопасных для человека и окружающей среды удобрений и других агрохимикатов, средств защиты растений, кормов, кормовых и пищевых добавок. Среди требований, предъявляемых к такой продукции: проведение мониторинга почв сельскохозяйственных угодий, предназначенных для ее производства, в отношении содержания потенциально опасных для человека веществ и организмов; применение безопасных для человека и окружающей среды агрохимикатов; обоснованное применение агрохимикатов на основе расчета, составленного специалистом, имеющим высшее профессиональное образование по специальности "Агрономия", в том числе с использованием специального программного обеспечения; соблюдение производителем принятого технологического регламента процесса обращения с отходами, образующимися при производстве такой продукции, который должен быть ориентирован на переработку таких отходов как приоритетный способ обращения с ними; недопустимость содержания в конечной продукции потенциально опасных для человека химических и биологических веществ.

Правила производства экологически чистой продукции будут устанавливаться национальными и межгосударственными стандартами.

Проект предусматривает добровольное подтверждение соответствия продукции и производства указанным стандартам аккредитованными органами по сертификации с выдачей сертификатов соответствия и занесением производителя в Единый государственный реестр производителей экологически чистой продукции. После подтверждения соответствия производства производители получают право размещать на продукции соответствующую маркировку.

Проектом также корректируется термин "органическая продукция", используемый в законе об органической продукции. Предполагается, что так будет называться продукция, полученная в результате производства, сертифицированного на соответствие действующим национальным, межгосударственным и международным стандартам в сфере производства органической продукции.

Проект предусматривает вступление закона в силу с 1 января 2021 года.

8. Письмо Минприроды России от 28.06.2019 N 12-50/07162-ОГ "Об учете выбросов загрязняющих веществ".

Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при осуществлении производственного экологического контроля проводят в том числе инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утв. Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, при проведении инвентаризации выбросов определяются показатели выбросов, в том числе устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень ЗВ и их концентрации), а также документируются результаты инвентаризации выбросов.

Перечень выбрасываемых загрязняющих веществ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе анализа данных о технологических процессах, в результате которых образуются выбросы, включая документацию хозяйствующих субъектов, регламентирующую порядок проведения технологических операций и процессов на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, проектную (конструкторскую) документацию оборудования, материальный баланс применяемых технологических процессов, информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям и методики расчета выбросов. Для видов деятельности, относящихся к областям наилучших доступных технологий, в число характерных для данного технологического процесса загрязняющих веществ в том числе включаются маркерные вещества.

    9. Распоряжение Правительства РФ от 17.07.2019 N 1555-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 19.11.2014 N 2320-р». К ним относятся: наименование и место нахождения юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, подавших лесную декларацию; номер и дата договора аренды или иного документа, в соответствии с которыми подается лесная декларация; объем подлежащей заготовке древесины в соответствии с лесной декларацией; местоположение лесных участков.

10. Приказ Минприроды России от 17.12.2018 N 666 "Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности".

Программа разрабатывается в случае невозможности соблюдения технологических нормативов, а также нормативов допустимых выбросов или сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) на период поэтапного достижения указанных нормативов юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность на объектах I категории, а также, в отдельных случаях, на объектах II категории.

Программа разрабатывается на объект по результатам сопоставления технологических показателей, характеризующих каждую из применяемых на объекте технологий, с показателями наилучших доступных технологий, а также сопоставления нормативов допустимых выбросов, сбросов веществ I, II классов опасности, рассчитанных для каждого источника с фактическими величинами выбросов, сбросов.

Программа должна содержать, в том числе: 1) категорию и код объекта; 2) перечень мероприятий, направленных на снижение выбросов и сбросов, с указанием для каждого мероприятия: производства (цех, участок), технологического процесса, устройства, оборудования или их совокупности (установки), а также номеров источников выбросов, сведений о местонахождении источников (выпусков) сточных вод, в отношении которых планируется реализация мероприятия; перечней загрязняющих веществ, по которым не достигаются нормативы, с указанием фактических и требуемых значений; сроков начала и завершения каждого из этапов мероприятия; 3) показатели и график поэтапного снижения выбросов, сбросов; 4) сведения об эффективности мероприятий с указанием количественных характеристик снижения выбросов, сбросов; 5) объем и источники финансирования программы в целом и по отдельным мероприятиям; 6) перечень должностных лиц, ответственных за реализацию мероприятий; 7) сроки представления ежегодного отчета о выполнении программы в территориальный орган Росприроднадзора по месту учета объекта.

Программа разрабатывается на срок до 7 лет, а для градообразующих и ряда иных организаций - до 14 лет.

Утверждены также требования к обосновывающим материалам программы.

Проект программы до ее утверждения природопользователем и включения в состав заявки на получение комплексного экологического разрешения подлежит рассмотрению и одобрению межведомственной комиссией.

 11. Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 N 891 "Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду".

Правила инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду подлежат применению при проведении организациями, осуществляющими водоотведение, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, отдельные объекты таких систем со сбросом сточных вод в водные объекты, инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду объектами организаций.

Инвентаризация проводится с целью определения загрязняющих веществ, в отношении которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, рассчитываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации.

Правилами, помимо прочего, устанавливаются: порядок отбора проб для проведения инвентаризации; особенности определения перечня загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах организации превышает предельно допустимые концентрации, в отношении организаций, фактически не осуществляющих сброс сточных вод либо не осуществляющих сброс менее 12 месяцев подряд; особенности проведения оценки результатов анализа сточных вод в случае одновременного использования водного объекта или его части для различных нужд; порядок формирования перечня загрязняющих веществ, сбрасываемых организацией, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации; требования к содержанию отчета об инвентаризации сбросов; сроки действия результатов инвентаризации; основания проведения досрочной повторной инвентаризации сбросов; перечень загрязняющих веществ, в отношении которых проводится инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; периодичность отбора проб сточных вод, необходимых для проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

12. Федеральный закон от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".

Эксперимент проводится в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.

В рамках эксперимента на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха будет осуществляться квотирование выбросов. В перечень квотируемых объектов будут включаться влияющие на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха на территории эксперимента объекты. Определение перечня таких объектов возложено на Росприроднадзор при участии Роспотребнадзора и уполномоченного органа субъекта РФ.

Для каждой территории, на которой будет проводиться эксперимент, Правительством РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) будет утверждаться комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Комплексный план будет включать значения целевых показателей, которые должны быть достигнуты в процессе его реализации, перечень мероприятий, направленных на снижение выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с показателями снижения этих выбросов, перечень других мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха.

Планом будет определяться срок выполнения этих мероприятий, объемы и источники их финансирования, ответственные за выполнение мероприятий плана федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Кроме того, планируется создание федеральной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в указанных 12 городах. Предоставление общедоступной информации, содержащейся в данной системе, будет осуществляться на безвозмездной основе.

Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2019 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

В рамках подготовки к проведению эксперимента в городах, участвующих в эксперименте, проводятся: до 1 мая 2020 года - сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха; до 1 августа 2020 года - расчет и оценка рисков для здоровья человека; до 1 ноября 2020 года - утверждение перечней квотируемых объектов, для которых устанавливаются квоты выбросов, утверждаются перечни компенсационных мероприятий и устанавливаются квоты выбросов; до 1 марта 2021 года вносятся изменения в комплексные планы проведения мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

13. Федеральный закон от 26.07.2019 N 234-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Право на возмещение таких убытков малочисленным народам, их объединениям, а также лицам, относящимся к ним, предусмотрено Законом о гарантиях прав коренных малочисленных народов.

14. Федеральный закон от 26.07.2019 N 243-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 53 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в связи с совершенствованием порядка возмещения вреда, причиненного водным биологическим ресурсам". Установление такс для исчисления размера такого вреда отнесено к компетенции Правительства РФ.

    15. Федеральный закон от 26.07.2019 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Определены понятия федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, российского экологического оператора и оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Предусмотрено создание государственной информационной системы (далее - ГИС) учета ТКО, а также ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.

Устанавливается, что федеральная схема обращения с ТКО включает в себя информацию, содержащуюся в территориальных схемах обращения с отходами и относящуюся к обращению с ТКО, и иную информацию, определенную Правительством РФ. Федеральная схема обращения с ТКО разрабатывается российским экологическим оператором и утверждается Правительством РФ в установленном им порядке.

Электронная модель федеральной схемы обращения с ТКО является частью ГИС учета ТКО. Оператором ГИС учета ТКО определено Минприроды России.

    Кроме того, законом предусмотрена федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности, утверждаемая Правительством РФ. Схема разрабатывается и корректируется с учетом сведений, содержащихся в территориальных схемах обращения с отходами и ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.

ИП и организации, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, а также федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

Полномочия по созданию ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности закреплены за Госкорпорацией "Росатом".

    Федеральный закон вступает в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования.

Заключенные до дня вступления настоящего закона в силу договоры, предметом которых являются сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I и II классов опасности, могут действовать до истечения одного календарного года со дня утверждения федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности.

16. Приказ Минсельхоза России от 12.07.2019 N 403 "Об утверждении перечня продукции растениеводства и животноводства и ее переработки".

Предоставление льготных кредитов сельхозпроизводителям по ставке от 1 до 5 процентов предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 512.

Льготный кредит предоставляется уполномоченным банком после 1 июня 2019 года на реализацию одного инвестиционного проекта на срок от 2 до 15 лет (инвестиционный) либо на срок до 1 года включительно (краткосрочный) на цели развития подотраслей растениеводства и животноводства, переработки продукции растениеводства и животноводства в соответствии с перечнем, утверждаемым Минсельхозом России.

Данный перечень утвержден настоящим приказом.

17. Федеральный закон от 02.08.2019 N 288-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве" в части совершенствования управления в области племенного животноводства".

В частности, отменены нормы закона о племенном животноводстве, регламентировавшие получение разрешений на проведение искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и на проведение трансплантации эмбрионов, которые выдавались соответствующим органом государственной племенной службы.

Кроме того, разграничены полномочия федеральных и региональных органов власти в рамках государственной племенной службы. К полномочиям региональных органов отнесены: обеспечение надлежащей экспертизы племенной продукции (материала) и выдача племенных свидетельств; ведение государственной книги племенных животных; организация разработки и реализации государственных программ субъектов РФ развития племенного животноводства; обобщение данных о бонитировке и информирование заинтересованных лиц о ее результатах в целях стимулирования эффективного использования высокоценных племенных животных.

Племенные животные и стада, зарегистрированные в государственной книге племенных животных и государственном племенном регистре до дня вступления в силу данного закона, повторной государственной регистрации не подлежат.

18. Федеральный закон от 02.08.2019 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов установлен ряд условий, включаемых в охотхозяйственное соглашение.

В связи с тем, что формулировки, определяющие содержание охотхозяйственного соглашения, допускали их неоднозначное толкование, принятым законом исключено положение, включаемое в соглашение, о годовом размере арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, и годовом размере сборов за пользование объектами животного мира (споры возникали в отношении уплаты дополнительного годового сбора за пользование объектами животного мира).

Аналогичные уточнения (в том числе в части исключения упоминания годового сбора за пользование объектами животного мира) внесены также в положения, касающиеся содержания извещения о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения.

19. Федеральный закон от 02.08.2019 N 291-ФЗ "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Установлено, что к таким мероприятиям относятся профилактические, диагностические, лечебные, ограничительные и иные мероприятия, установление и отмена на территории РФ карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней охотничьих ресурсов.

В целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 30.03.2018 N 14-П из Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключено положение о том, что проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юрлицами и ИП, заключившими охотхозяйственные соглашения.

20. Приказ Ростехнадзора от 14.05.2019 N 184 "Об утверждении Методики определения размера платы за оказание необходимой и обязательной услуги по проведению экспертизы проекта нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и (или) проекта нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты на предмет их разработки в соответствии с пунктом 26 Правил разработки и установления нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 731 "О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ", и предельного размера платы за оказание указанной услуги".

Устанавливается, что размер платы за проведение экспертизы определяется в отношении проекта нормативов выбросов и (или) проекта нормативов сбросов и складывается из прямых и накладных расходов, а также налогов и сборов, начисляемых и уплачиваемых в соответствии с действующим законодательством РФ.

Методика предназначена для использования организациями, проводящими экспертизу (экспертными организациями), и разработана с целью определения экспертной организацией экономически обоснованной величины затрат, необходимых для проведения экспертизы.

Размер платы за проведение экспертизы определяется на дату составления сметы расходов экспертизы.

Определяются предельные размеры платы за проведение экспертизы в зависимости от количества источников выбросов или сбросов и наличия (отсутствия) неорганизованных источников.

21. Приказ Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334 "Об утверждении Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Зачет производится по тем видам НВОС (кодам бюджетной классификации), а также по кодам ОКТМО, по которым лицом, обязанным вносить плату, исчислялась и вносилась плата.

Зачет или возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы платы за НВОС производится территориальным органом Росприроднадзора на основании заявления плательщика по видам НВОС и кодам ОКТМО, указанным в заявлении.

К заявлению о зачете или возврате платы прилагается акт сверки расчетов сумм платы за НВОС, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату. Заявление о возврате платы, поданное без приложения акта, возвращается заявителю без рассмотрения в течение 7 рабочих дней со дня поступления.

Заявление подается плательщиком посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью. При отсутствии технической возможности подачи заявления через "Интернет" оно может быть представлено в территориальный орган Росприроднадзора лично или направлено по почте.

В приложении к Приказу приводятся формы необходимых для возврата (зачета) излишне уплаченных сумм платы за НВОС документов: заявления о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС в счет будущего отчетного периода; заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС; акта сверки расчетов сумм платы за НВОС; решения о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС в счет будущего отчетного периода; решения об отказе в зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС в счет будущего отчетного периода; решения об отказе в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС.

22. Письмо Росприроднадзора от 22.07.2019 N АА-10-02-32/19273 "О рассмотрении обращения".

Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Юридические лица, у которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия у них объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются отходы или на смежном участке.

В случае планирования осуществления деятельности по утилизации отходов с применением новой техники, технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также в случае поступления в природную среду в результате указанной деятельности новых веществ, наличие заключения государственной экологической экспертизы является обязательным.

Кроме того, Росприроднадзор напоминает, что информация о планируемом строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе ТКО, включается в утверждаемую уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ территориальную схему обращения с ТКО.

23. Проект Приказа Минприроды России "Об утверждении Порядка ведения раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и единой системы классификации таких затрат".

Речь идет о таких видах деятельности, как: обработка ТКО; обезвреживание ТКО; захоронение ТКО; транспортирование ТКО услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

Раздельный учет будет осуществляться в отношении фактических объемов затрат на каждый вид регулируемой деятельности. В случае если установлены дифференцированные тарифы применительно к одному виду деятельности, учет затрат ведется раздельно с учетом области применения дифференцированного тарифа.

Данные раздельного учета затрат должны обеспечивать раскрытие информации по следующим статьям: производственные расходы; ремонтные расходы; административные расходы; расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходы на арендную плату и лизинговые платежи; расходы по уплате налогов и сборов; расходы на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с ТКО; расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду.

24. Письмо Росприроднадзора от 29.07.2019 N АА-10-02-32/19871 "О предоставлении отчетности".

Сообщается, что действующей редакцией Постановления Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417 "Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств" при заполнении декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за отчетный год, в таблицу включаются только те группы товаров, упаковки товаров, в отношении которых у производителя (импортера) возникает обязанность по декларированию количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год.

В 2019 году импортеры товаров и производители товаров, отчитываясь за 2018 год, указывают в отчетности, расчете экологического сбора количество выпущенных в обращение на территории РФ товаров в 2017 году, применяя нормативы утилизации отходов от использования товаров 2018 года, установленные распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2971-р.

При подаче в 2019 году деклараций за отчетный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ в 2018 году.

25. Приказ Минприроды России от 11.07.2019 N 457 "Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий убоя животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях". Приказом определены показатели: выбросов в атмосферный воздух серы диоксида, хлористого водорода, азота оксида, азота диоксида, углерода оксида, летучих органических соединений (кроме метана), взвешенных веществ, диоксинов, кадмия и его соединений, ртути и ее соединений (кроме диэтилртути), мышьяка и его соединений (кроме водорода мышьяковистого), свинца и его соединений (кроме тетраэтилсвинца), хрома, кобальта и его соединений, меди, оксида меди, сульфата меди, хлорида меди, марганца и его соединений, никеля, оксида никеля, никель растворимых солей, ванадия пяти оксида, аммиака; сбросов в водные объекты от скотобоен и объектов по переработке вторичных продуктов ХРК, БПК 3, взвешенных веществ.

26. Письмо Минэкономразвития России от 10.09.2019 N Д23и-30808 "О рассмотрении обращения от 19 августа 2019 г. N 01-26/3152".

Сообщается, что все внесенные в государственный земельный кадастр (ГЗК) и в формы государственного реестра земель кадастрового района сведения о земельных участках (в том числе о правах на такие земельные участки и ограничениях таких прав) и соответственно документы, на основании которых такие сведения были внесены в ГЗК, с 1 марта 2008 стали сведениями государственного кадастра недвижимости, а с 1 января 2017 года - сведениями ЕГРН (как в электронном виде, так и на бумажных носителях).

Также сообщается о порядке снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до 1 марта 2008 года.

27. Постановление Правительства РФ от 18.09.2019 N 1211 "О внесении изменений в пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1509".

В частности, установлено, что ставка платы за забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей (за исключением морей) для целей производства тепловой и электрической энергии указанными субъектами электроэнергетики с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года: для озера Байкал и рек его бассейна составит 636 рублей; для водных объектов (за исключением озера Байкал и рек его бассейна), находящихся в федеральной собственности, рассчитывается путем применения раздела I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876, с коэффициентом 2,01.

Также определен порядок оплаты указанными субъектами для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, с 1 января 2021 года по 31 декабря 2025 года и начиная с 2026 года.

К ставкам платы предусмотрено применение повышающего коэффициента в размере 1,1.

Постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.

28. Проект Приказа Минприроды России "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий".

Проектом устанавливаются требования к организации деятельности в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на которых расположены источники выбросов, в муниципальных, городских округах. Информация о НМУ предоставляется территориальными органами и подведомственными организациями Росгидромета.

Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются хозяйствующими субъектами на объектах I, II и III категории по уровню воздействия на окружающую среду, имеющими источники выбросов (далее - объекты ОНВ).

Требования включают планирование, в том числе разработку и утверждение мероприятий при НМУ, организацию работ по реализации мероприятий при НМУ на объекте ОНВ, включая контроль за реализацией таких мероприятий, оценку эффективности мероприятий при НМУ и отчетность о реализации мероприятий.

Устанавливается рекомендуемый перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ для конкретных видов деятельности.

29. Приказ Минприроды России от 27.08.2019 N 580 "Об утверждении Методических указаний по организации и проведению профилактических контролируемых противопожарных выжиганий хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов в лесах, расположенных на землях лесного фонда".

Утвержденные Методические указания обязательны для исполнения органами власти регионов, арендаторами участков и землепользователями, обладателями сервитута (публичного сервитута).

Профилактическое выжигание проводят лица, прошедшие спецподготовку, специалисты лесопожарных формирований. Обеспечивается доступность и открытость информации о профилактических выжиганиях.

Предусмотрены в том числе порядок выбора участков для проведения профилактических выжиганий, порядок проведения подготовительных мероприятий и оценки эффективности проведенных профилактических выжиганий.

30. Письмо Минприроды России от 19.08.2019 N 25-47/19633 "По вопросам нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами".

Минприроды России напоминает, что Правилами разработки, общественного обсуждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 N 1130, установлено, что территориальная схема обращения с отходами включает, в том числе, раздел о местах нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, и о зонах деятельности региональных операторов по обращению с ТКО.

Кроме того, территориальная схема должна содержать раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов".

Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, предусмотрено, что региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Таким образом, в случае если территориальная схема субъекта РФ содержит сведения об объектах обработки и утилизации ТКО и схема потоков отходов, соответственно, предусматривает направление ТКО на обработку и утилизацию, региональный оператор по обращению с ТКО обязан осуществлять такую обработку и (или) утилизацию самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО, а за нарушение схемы потоков ТКО от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой, лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО.

31. Постановление Правительства РФ от 12.10.2019 N 1318 "О применении в 2021 - 2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".

Ставки платы за единицу объема заготавливаемых лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади федерального лесного участка установлены постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310.

В период 2021 - 2023 годов ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные и неосновные породы) применяются: в 2021 году с коэффициентом 2,72; в 2022 году - с коэффициентом 2,83; в 2023 году - с коэффициентом 2,94.

Ставки платы за единицу объема в отношении иных лесных ресурсов (в частности, недревесных и пищевых ресурсов, живицы, лекарственных растений), а также за единицу площади арендуемого лесного участка, применяются: в 2021 году с коэффициентом 2,35; в 2022 году - с коэффициентом 2,44; в 2023 году - с коэффициентом 2,54.

32. Проект Приказа Минприроды России и Роспотребнадзора "Об утверждении Комплексной методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека".

Согласно проекту, в связи с тем, что недра, почвы, водные объекты, атмосферный воздух, растительный, животный мир являются частью окружающей среды, размер вреда, причиненного окружающей среде, может определяться путем суммирования размера вреда, причиненного компонентам окружающей среды, рассчитанного в соответствии с действующими покомпонентными методиками.

Предлагаемая проектом комплексная методика устанавливает правила исчисления размера вреда в двух случаях: при причинении вреда сразу нескольким компонентам природной среды; при причинении вреда одновременно здоровью человека и одному или нескольким компонентам природной среды.

Методика будет учитывать причинение вреда в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной и (или) иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, осуществляющими деятельность на объектах I, II, III категорий.

33. Постановление Правительства РФ от 17.10.2019 N 1341 "О внесении изменений в Правила реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации и Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".

С 1 июня 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", устанавливающие возможность проведения торгов по продаже государственного или муниципального имущества исключительно в электронной форме. В этой связи: устанавливается, что договор купли-продажи между продавцом и победителем торгов по продаже государственного или муниципального имущества заключается в форме электронного документа; определяется порядок проведения конкурсов по продаже объектов культурного наследия в электронной форме; предусматривается возможность привлечения органами государственной власти и органами местного самоуправления к торгам по продаже государственного или муниципального имущества независимых продавцов.

34. Постановление Правительства РФ от 18.10.2019 N 1346 "Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности".

Оператором системы является федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности, а обладателем информации, содержащейся в системе, - Российская Федерация. Положением, в частности, регулируются: функции оператора информационной системы; правила защиты информации, содержащейся в системе; состав включаемой в систему информации; требования к поставщикам информации; порядок и условия включения информации в систему.

35. Письмо Минприроды России от 18.09.2019 N 12-47/22545 "О необходимости проведения корректировки данных инвентаризации выбросов".

Сообщается, что Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" с 1 ноября 2019 года вносятся изменения в статью 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в части необходимости проведения инвентаризации с учетом выбросов от передвижных источников.

В соответствии с пунктом 42 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, корректировки данных инвентаризации выбросов объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, проводится, в том числе, при изменении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, связанных с инвентаризацией объектов.

По мнению Минприроды России, вышеуказанные изменения законодательства требуют проведения корректировки данных инвентаризации выбросов.

36. Письмо Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО". Разъясняется, в частности, следующее: отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором по обращению с ТКО в рамках установленного единого тарифа на услуги по обращению с ТКО; отходы, образованные при капитальном ремонте жилых помещений, не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора; действия по уборке мест погрузки ТКО - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и пр.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, являются обязанностью регионального оператора; обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки; прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления, на них лежит обязанность по ликвидации несанкционированных свалок.

37. Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2019 N 2513-р «Об утверждении перечня районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов». Согласно Закону о любительском рыболовстве, вступающему в силу с 1 января 2020 года, в определенных Правительством РФ районах вылова в указанных рыбохозяйственных бассейнах договоры о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства и договоры пользования рыболовным участком для организации любительского рыболовства, срок действия которых не истек, сохраняют свое действие и регулируются статьей 33.3 Закона о рыболовстве. По истечении срока действия договоров право на вылов на указанных рыболовных участках предоставляется также в порядке, предусмотренном указанной статьей.

Распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 года.

38. Постановление Правительства РФ от 26.10.2019 N 1379 "Об утверждении Правил отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов".

Категорирование водных объектов осуществляется в целях установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов. Отнесение водных ресурсов к категориям осуществляется Росводресрсами.

Постановлением устанавливаются, в числе прочего: основания и порядок изменения категории; порядок внесения сведений о категориях водных объектов в государственный водный реестр; требования к заявлению юридического лица о проведении категорирования водного объекта; основания отказа в рассмотрении заявления о категорировании объекта.

39. Письмо Росприроднадзора от 23.08.2019 N РН-03-02-32/22724 "О рассмотрении обращения". Сообщается, что под общим объемом сточных вод, отводимых с объектов I категории, следует понимать общий объем сточных вод от каждого объекта I категории юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.

Росприроднадзор напоминает также, что в соответствии с Правилами создания и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 N 262, стационарные источники сбросов загрязняющих веществ включаются в программу создания системы автоматического контроля при соблюдении 3 условий: сбросы сточных вод стационарным источником образуются при эксплуатации технических устройств; сбросы сточных вод стационарным источником в общий объем сточных вод, отводимых с объектов I категории, составляет более 15 процентов; наличие средств и методов измерений концентраций загрязняющих веществ в условиях эксплуатации стационарного источника.

40. Распоряжение Правительства РФ от 21.11.2019 N 2764-р «Об установлении количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и допустимого объема производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации на 2020 год».

Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, предусматривается поэтапное сокращение озоноразрушающих веществ (далее - ОРВ) вплоть до полного отказа от них в 2030 году.

Минприроды России ежегодно рассчитывает допустимый объем производства ОРВ в РФ и количество конкретных ОРВ в допустимом объеме их потребления. Эти показатели определяются на основании информации и предложений, поступивших от Минпромторга России, от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производящих или планирующих производить ОРВ на территории РФ и импортирующих (планирующих импортировать) ОРВ в РФ.

Настоящим Распоряжением устанавливаются объемы производства и потребления по каждому озоноразрушающему веществу с учетом общего допустимого объема потребления на 2020 год.

41. Проект Приказа Минсельхоза России "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам".

Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, исчисляется территориальными органами и организациями, подведомственными Росрыболовству, при выявлении нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, а также стихийных бедствиях, аномальных природных явлениях, аварийных ситуациях.

Размер вреда исчисляется как в натуральном выражении (килограммы, тонны), так и в стоимостном выражении (рубли) и является суммарной величиной стоимости утраченных водных биоресурсов и затрат на восстановление их нарушенного состояния.

В проекте приказа приводятся в числе прочего формулы, в соответствии с которыми исчисляется размер причиненного вреда.

42. Федеральный закон от 02.12.2019 N 396-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования правового регулирования отношений в области геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых".

Закрепляется отдельный вид пользования недрами - для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых. Для данного вида пользования устанавливаются два режима пользования недрами в зависимости от категории участков недр - на основе конкурса или по решению комиссии Роснедр.

Предусматривается необходимость подготовки, согласования и утверждения специализированного вида проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

Установлено, что при предоставлении права пользования недрами путем выделения участка недр для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, из участка недр, предоставленного тому же пользователю для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а также при проведении конкурса на право пользования участком недр для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых разовый платеж за пользование недрами не взимается.

43. Письмо Минприроды России от 22.11.2019 N 28-50/14983-ОГ "О рассмотрении обращения".

Сообщается, в частности, что в настоящее время перегрузка отходов является частью процесса транспортирования отходов. Целью перегрузки является сокращение расходов на транспортировку отходов, которое, в свою очередь, сможет в дальнейшем положительно повлиять на расчет регулируемых тарифов в области обращения с ТКО. Таким образом, включение в единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО расходов, связанных с перегрузкой отходов, возможно.

Также правомерным является включение в состав тарифов расходов на оснащение мусоровозов аппаратурой ГЛОНАСС.

Кроме того, Минприроды России сообщает, что субъекты РФ обладают компетенцией и полномочиями для определения корректных нормативов накопления, с учетом особенностей развития городских и сельских территорий.

44. Постановление Правительства РФ от 09.12.2019 N 1624 "О внесении изменений в Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Постановление принято в целях реализации положений Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ, уточняющих зачет затрат на реализацию мероприятий по обеспечению полезного использования попутного нефтяного газа.

Устанавливается, что расходы на реализацию мероприятий по обеспечению полезного использования попутного нефтяного газа учитываются лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, при расчете показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 N 1148 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа".

45. Постановление Пра


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow