Региональный государственный экологический надзор

 

Постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2011
№ 467-П «Об уполномоченном органе» Министерство экологии Челябинской области (далее именуется – Министерство) определено уполномоченным органом на осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на территории Челябинской области.

Деятельность по осуществлению регионального государственного экологического надзора в Министерстве реализуют четыре отдела регионального государственного экологического надзора в составе:

отдел регионального государственного экологического надзора (территориально расположен в городе Челябинске), которому подведомственны: Челябинский, Копейский, Южноуральский, Озерский, Снежинский, Троицкий городские округа и Сосновский, Каслинский, Увельский, Еткульский, Еманжелинский, Кунашакский, Троицкий, Октябрьский муниципальные районы;

Златоустовский территориальный отдел регионального государственного экологического надзора, которому подведомственны: Златоустовский, Верхнеуфалейский, Трехгорный городские округа, Ашинский, Катав-Ивановский, Усть-Катавский, Саткинский, Кусинский, Нязепетровский, Пластовский муниципальные районы;

Магнитогорский территориальный отдел регионального государственного экологического надзора, которому подведомственны: Магнитогорский, Локомотивный городские округа и Агаповский, Кизильский, Нагайбакский, Верхнеуральский, Чесменский, Варненский, Карталинский, Брединский муниципальные районы;

Миасский территориальный отдел регионального государственного экологического надзора, которому подведомственны: Миасский, Чебаркульский, Карабашский, Кыштымский, городские округа и Чебаркульский, Уйский, Аргаяшский муниципальные районы.

На особо охраняемых природных территориях регионального значения государственный надзор за соблюдением гражданами требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в порядке, установленном административным регламентом Министерства, осуществляется областным государственным учреждением «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» (далее – ОГУ ООПТ).

Региональный государственный экологический надзор в Челябинской области включает в себя:

государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

государственный надзор в области обращения с отходами;

государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Региональному государственному экологическому надзору подлежат все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Челябинской области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

В рамках осуществления государственного надзора, Министерством в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», реализуются:

- проверки (плановые/ внеплановые, документарные/выездные);

- мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) Министерством осуществляется производство по делам об административных правонарушениях.

    Экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами хозяйственной и иной деятельности требований законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения, в том числе, нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

В рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в 2019 г. Министерством выполнены следующие мероприятия:

1. Объекты по видам регионального государственного экологического надзора (в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов) распределены по категориям риска и размещены на официальном сайте Министерства. Приказом Министерства         от 03.09.2019 № 682 утвержден Перечень объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору на территории Челябинской области, которым присвоены категории риска. В перечне 1709 объектов.

Приказ и Перечень объектов размещен на официальном сайте Министерства в разделе «Контрольно-надзорная деятельность».

2. План проведения проверок на 2019 г. сформирован на основании риск-ориентированного подхода, размещен на сайте Министерства. Количество субъектов предпринимательства, включенных в план проведения проверок, поэтапно снижается: в 2017 г. – 78, в 2018 г. – 59, в 2019 г. – 40 плановых проверок.

3. Внедрен механизм самообучения подконтрольных субъектов по определению перечней предъявляемых к ним обязательных требований:

- приказом Министерства от 21.05.2018 № 620 утверждены проверочные листы, содержащие обязательные требования (список контрольных вопросов). Проверочные листы применяются при осуществлении регионального государственного экологического надзора. Всего с применением чек-листов в 2019 г. проведено 40 плановых проверок;

- приказом Министерства от 17.10.2018 № 1246 утвержден перечень обязательных требований: перечень нормативных правовых актов по всем видам надзора;

- в целях проведения методической работы на сайте Министерства в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» в свободном и открытом доступе размещены тексты нормативных правовых актов, и проверочные листы;

- в целях профилактики нарушений требований природоохранного законодательства для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерством разработаны руководства по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, охраны и использования водных объектов, обращения с отходами, законодательства об особо охраняемых природных территориях. Руководства утверждены приказом Министерства от 01.07.2019 г. № 554 и размещены на официальном сайте в разделе: Контрольно-надзорная деятельность/региональный государственный экологический надзор/перечень обязательных требований.

4. Проведены публичные обсуждения с целью профилактики, предотвращения нарушений требований природоохранного законодательства и разъяснения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, по утвержденному плану-графику (20.03.2019 г. и 25.11.2019 г.).

В публичных обсуждениях приняли участие представители подконтрольных субъектов, прокуратуры, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области, других надзорных органов, муниципальных образований и общественных организаций.

В рамках мероприятия были представлены результаты работы ведомства, озвучены основные показатели надзорной деятельности, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разъяснены требования природоохранного законодательства и даны ответы на заданные вопросы.

5. Организована работа по созданию в Челябинской области системы общественного контроля Министерством. Создана постоянно действующая комиссия по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, принимаются заявления от граждан, изъявивших желание оказывать Министерству содействие в природоохранной деятельности в качестве общественного инспектора на добровольной и безвозмездной основе.

Для повышения эффективности общественного контроля ведется работа по организации взаимодействия с общественными инспекторами по охране окружающей среды согласно порядку, определенному приказом Минприроды России от 12.07.2017 г. № 403 «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды» и статьей 68 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

6. Министерством утверждена и реализована Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства, разработанная на 2019 год. Утверждена Программа на 2020 - 2022 годы.

Программа профилактики размещена на официальном сайте в разделе: Контрольно-надзорная деятельность/ региональный государственный экологический надзор/профилактика нарушений обязательных требований.

7. Министерством проводится методическая работа с юридическими и физическими лицами, в отношении которых проводятся проверки, направленная на предотвращение нарушений с их стороны.

В рамках проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выдано 371 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

8. Обобщение практики осуществления регионального государственного экологического надзора с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований размещено на официальном сайте Министерства в разделе: Контрольно-надзорная деятельность/ региональный государственный экологический надзор/профилактика нарушений обязательных требований.

9. Актуализирован размещенный на сайте Министерства Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора.

Основные результаты надзорной деятельности в 2019 г. представлены в таблице 77.

 

Таблица 77

Результаты надзорной деятельности в 2019 г.

Показатель Ед. изм. 2019 г.
1. Количество объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих государственному региональному экологическому надзору ед. 178 317
2. Численность инспекторов, осуществляющих государственный региональный экологический надзор ед. 29
3. Количество проверенных объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих государственному региональному экологическому надзору ед. 189
4. Контрольно-надзорные мероприятия (сумма 4.1. - 4.4)   ед. 797
в том числе:    
4.1. плановые проверки (из них по 3 – акт о невозможности проведения проверок) ед. 40
4.2. внеплановые проверки (из них по 7 – акт о невозможности проведения проверок) ед. 210  
4.3. рейдовые мероприятия ед. 421
4.4. участия в проверках прокуратуры с составлением заключений, информаций ед. 126
5. Количество проведенных административных расследований, проведенных помимо контрольно-надзорных мероприятий. ед. 196
6. Количество предписаний, выданных по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, всего (сумма 6.1. - 6.4) ед. 195
в том числе:    
6.1. в области охраны атмосферного воздуха ед. 72
6.2. в области водопользования ед. 38
6.3. в области обращения с отходами ед. 54
6.4. прочее ед. 31
  7. Количество выявленных нарушений законодательства при проведении государственного регионального экологического надзора, всего (сумма 7.1. - 7.4) ед. 837
в том числе:    
7.1. в области охраны атмосферного воздуха ед. 232
7.2. в области водопользования ед. 136
7.3. в области обращения с отходами ед. 386
7.4. прочее ед. 83
 8. Количество лиц, привлеченных к административной ответственности, всего (сумма 8.1. - 8.2) ед. 567
в том числе:    
8.1. количество штрафов, всего (сумма 8.1.1. – 8.1.4) ед. 433
в том числе:    
8.1.1. в области охраны атмосферного воздуха (по ст. 8.1, 8.21 КоАП РФ) ед. 73
8.1.2. в области водопользования (по ст. 7.6, 7.20, 8.1, 8.12.1, 8.13, 8.14, 8.42 КоАП РФ) ед. 120
8.1.3. в области обращения с отходами (по ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ) ед. 119
8.1.4. прочее ед. 121
8.2. Количество выданных предупреждений ед. 134
9. Количество выданных предостережений, всего (сумма 9.1. - 9.4) ед. 371
в том числе:    
9.1. в области охраны атмосферного воздуха ед. 14
9.2. в области водопользования ед. 37
9.3. в области обращения с отходами ед. 116
9.4. прочее ед. 204
10. Сумма наложенных штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды, выявленных в рамках государственного регионального экологического надзора, всего (сумма 10.1. - 10.4) тыс. руб. 10201
в том числе:    
10.1. в области охраны атмосферного воздуха (по ст. 8.1, 8.21 КоАП РФ) тыс. руб. 888
10.2. в области водопользования (по ст. 7.6, 7.20, 8.1, 8.12.1, 8.13, 8.14, 8.42 КоАП РФ) тыс. руб. 2285
10.3. в области обращения с отходами (по ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ) тыс. руб. 3282
10.4. прочее тыс. руб. 3746
11. Сумма взысканных штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды, выявленных в рамках государственного регионального экологического надзора тыс. руб. 7081

 

Информация о неоплаченных штрафах направляется Министерством судебным приставам для принудительного взыскания, а также возбуждаются дела          по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Сведения о типовых и массовых нарушениях обязательных требований



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: