Постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2011
№ 467-П «Об уполномоченном органе» Министерство экологии Челябинской области (далее именуется – Министерство) определено уполномоченным органом на осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на территории Челябинской области.
Деятельность по осуществлению регионального государственного экологического надзора в Министерстве реализуют четыре отдела регионального государственного экологического надзора в составе:
отдел регионального государственного экологического надзора (территориально расположен в городе Челябинске), которому подведомственны: Челябинский, Копейский, Южноуральский, Озерский, Снежинский, Троицкий городские округа и Сосновский, Каслинский, Увельский, Еткульский, Еманжелинский, Кунашакский, Троицкий, Октябрьский муниципальные районы;
Златоустовский территориальный отдел регионального государственного экологического надзора, которому подведомственны: Златоустовский, Верхнеуфалейский, Трехгорный городские округа, Ашинский, Катав-Ивановский, Усть-Катавский, Саткинский, Кусинский, Нязепетровский, Пластовский муниципальные районы;
Магнитогорский территориальный отдел регионального государственного экологического надзора, которому подведомственны: Магнитогорский, Локомотивный городские округа и Агаповский, Кизильский, Нагайбакский, Верхнеуральский, Чесменский, Варненский, Карталинский, Брединский муниципальные районы;
Миасский территориальный отдел регионального государственного экологического надзора, которому подведомственны: Миасский, Чебаркульский, Карабашский, Кыштымский, городские округа и Чебаркульский, Уйский, Аргаяшский муниципальные районы.
На особо охраняемых природных территориях регионального значения государственный надзор за соблюдением гражданами требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в порядке, установленном административным регламентом Министерства, осуществляется областным государственным учреждением «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» (далее – ОГУ ООПТ).
Региональный государственный экологический надзор в Челябинской области включает в себя:
государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
государственный надзор в области обращения с отходами;
государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Региональному государственному экологическому надзору подлежат все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Челябинской области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
В рамках осуществления государственного надзора, Министерством в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», реализуются:
- проверки (плановые/ внеплановые, документарные/выездные);
- мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) Министерством осуществляется производство по делам об административных правонарушениях.
Экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами хозяйственной и иной деятельности требований законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения, в том числе, нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
В рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в 2019 г. Министерством выполнены следующие мероприятия:
1. Объекты по видам регионального государственного экологического надзора (в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов) распределены по категориям риска и размещены на официальном сайте Министерства. Приказом Министерства от 03.09.2019 № 682 утвержден Перечень объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору на территории Челябинской области, которым присвоены категории риска. В перечне 1709 объектов.
Приказ и Перечень объектов размещен на официальном сайте Министерства в разделе «Контрольно-надзорная деятельность».
2. План проведения проверок на 2019 г. сформирован на основании риск-ориентированного подхода, размещен на сайте Министерства. Количество субъектов предпринимательства, включенных в план проведения проверок, поэтапно снижается: в 2017 г. – 78, в 2018 г. – 59, в 2019 г. – 40 плановых проверок.
3. Внедрен механизм самообучения подконтрольных субъектов по определению перечней предъявляемых к ним обязательных требований:
- приказом Министерства от 21.05.2018 № 620 утверждены проверочные листы, содержащие обязательные требования (список контрольных вопросов). Проверочные листы применяются при осуществлении регионального государственного экологического надзора. Всего с применением чек-листов в 2019 г. проведено 40 плановых проверок;
- приказом Министерства от 17.10.2018 № 1246 утвержден перечень обязательных требований: перечень нормативных правовых актов по всем видам надзора;
- в целях проведения методической работы на сайте Министерства в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» в свободном и открытом доступе размещены тексты нормативных правовых актов, и проверочные листы;
- в целях профилактики нарушений требований природоохранного законодательства для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерством разработаны руководства по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, охраны и использования водных объектов, обращения с отходами, законодательства об особо охраняемых природных территориях. Руководства утверждены приказом Министерства от 01.07.2019 г. № 554 и размещены на официальном сайте в разделе: Контрольно-надзорная деятельность/региональный государственный экологический надзор/перечень обязательных требований.
4. Проведены публичные обсуждения с целью профилактики, предотвращения нарушений требований природоохранного законодательства и разъяснения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, по утвержденному плану-графику (20.03.2019 г. и 25.11.2019 г.).
В публичных обсуждениях приняли участие представители подконтрольных субъектов, прокуратуры, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области, других надзорных органов, муниципальных образований и общественных организаций.
В рамках мероприятия были представлены результаты работы ведомства, озвучены основные показатели надзорной деятельности, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разъяснены требования природоохранного законодательства и даны ответы на заданные вопросы.
5. Организована работа по созданию в Челябинской области системы общественного контроля Министерством. Создана постоянно действующая комиссия по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, принимаются заявления от граждан, изъявивших желание оказывать Министерству содействие в природоохранной деятельности в качестве общественного инспектора на добровольной и безвозмездной основе.
Для повышения эффективности общественного контроля ведется работа по организации взаимодействия с общественными инспекторами по охране окружающей среды согласно порядку, определенному приказом Минприроды России от 12.07.2017 г. № 403 «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды» и статьей 68 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
6. Министерством утверждена и реализована Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства, разработанная на 2019 год. Утверждена Программа на 2020 - 2022 годы.
Программа профилактики размещена на официальном сайте в разделе: Контрольно-надзорная деятельность/ региональный государственный экологический надзор/профилактика нарушений обязательных требований.
7. Министерством проводится методическая работа с юридическими и физическими лицами, в отношении которых проводятся проверки, направленная на предотвращение нарушений с их стороны.
В рамках проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выдано 371 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
8. Обобщение практики осуществления регионального государственного экологического надзора с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований размещено на официальном сайте Министерства в разделе: Контрольно-надзорная деятельность/ региональный государственный экологический надзор/профилактика нарушений обязательных требований.
9. Актуализирован размещенный на сайте Министерства Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора.
Основные результаты надзорной деятельности в 2019 г. представлены в таблице 77.
Таблица 77
Результаты надзорной деятельности в 2019 г.
Показатель | Ед. изм. | 2019 г. |
1. Количество объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих государственному региональному экологическому надзору | ед. | 178 317 |
2. Численность инспекторов, осуществляющих государственный региональный экологический надзор | ед. | 29 |
3. Количество проверенных объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих государственному региональному экологическому надзору | ед. | 189 |
4. Контрольно-надзорные мероприятия (сумма 4.1. - 4.4) | ед. | 797 |
в том числе: | ||
4.1. плановые проверки (из них по 3 – акт о невозможности проведения проверок) | ед. | 40 |
4.2. внеплановые проверки (из них по 7 – акт о невозможности проведения проверок) | ед. | 210 |
4.3. рейдовые мероприятия | ед. | 421 |
4.4. участия в проверках прокуратуры с составлением заключений, информаций | ед. | 126 |
5. Количество проведенных административных расследований, проведенных помимо контрольно-надзорных мероприятий. | ед. | 196 |
6. Количество предписаний, выданных по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, всего (сумма 6.1. - 6.4) | ед. | 195 |
в том числе: | ||
6.1. в области охраны атмосферного воздуха | ед. | 72 |
6.2. в области водопользования | ед. | 38 |
6.3. в области обращения с отходами | ед. | 54 |
6.4. прочее | ед. | 31 |
7. Количество выявленных нарушений законодательства при проведении государственного регионального экологического надзора, всего (сумма 7.1. - 7.4) | ед. | 837 |
в том числе: | ||
7.1. в области охраны атмосферного воздуха | ед. | 232 |
7.2. в области водопользования | ед. | 136 |
7.3. в области обращения с отходами | ед. | 386 |
7.4. прочее | ед. | 83 |
8. Количество лиц, привлеченных к административной ответственности, всего (сумма 8.1. - 8.2) | ед. | 567 |
в том числе: | ||
8.1. количество штрафов, всего (сумма 8.1.1. – 8.1.4) | ед. | 433 |
в том числе: | ||
8.1.1. в области охраны атмосферного воздуха (по ст. 8.1, 8.21 КоАП РФ) | ед. | 73 |
8.1.2. в области водопользования (по ст. 7.6, 7.20, 8.1, 8.12.1, 8.13, 8.14, 8.42 КоАП РФ) | ед. | 120 |
8.1.3. в области обращения с отходами (по ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ) | ед. | 119 |
8.1.4. прочее | ед. | 121 |
8.2. Количество выданных предупреждений | ед. | 134 |
9. Количество выданных предостережений, всего (сумма 9.1. - 9.4) | ед. | 371 |
в том числе: | ||
9.1. в области охраны атмосферного воздуха | ед. | 14 |
9.2. в области водопользования | ед. | 37 |
9.3. в области обращения с отходами | ед. | 116 |
9.4. прочее | ед. | 204 |
10. Сумма наложенных штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды, выявленных в рамках государственного регионального экологического надзора, всего (сумма 10.1. - 10.4) | тыс. руб. | 10201 |
в том числе: | ||
10.1. в области охраны атмосферного воздуха (по ст. 8.1, 8.21 КоАП РФ) | тыс. руб. | 888 |
10.2. в области водопользования (по ст. 7.6, 7.20, 8.1, 8.12.1, 8.13, 8.14, 8.42 КоАП РФ) | тыс. руб. | 2285 |
10.3. в области обращения с отходами (по ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ) | тыс. руб. | 3282 |
10.4. прочее | тыс. руб. | 3746 |
11. Сумма взысканных штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды, выявленных в рамках государственного регионального экологического надзора | тыс. руб. | 7081 |
Информация о неоплаченных штрафах направляется Министерством судебным приставам для принудительного взыскания, а также возбуждаются дела по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Сведения о типовых и массовых нарушениях обязательных требований