Министерство образования и науки Республики Казахстан
Техническое и профессиональное образование
Регистрационный№ __
«___» ________ 20__г.
ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
С государственным языком обучения
(наименование дисциплины)
(общественно-гуманитарное и естественно-математическое направления)
На базе основного среднего образования
Семей 2020
Программа рассмотрена и рекомендована учебно-методическим объединением по общеобразовательным дисциплинам общественно-гуманитарного направления
Протокол № 2 от «03» июля 20 20 г.
Программа рассмотрена и одобрена Республиканским учебно-методическим советом технического и профессионального, послесреднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан
Протокол № 1 от «15 » июля 20 20 г.
Содержание
1. | Пояснительная записка | 4 |
2. | Тематический план учебной дисциплины | 6 |
3. | Результаты обучения и критерии оценивания | 10 |
4. | Перечень литературы и средств обучения | 28 |
Пояснительная записка
|
|
Типовая учебная программа разработана в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами образования всех уровней, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 604 от 31 октября 2018 года и типовыми учебными планами начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 500 от 8 ноября 2012 года.
Список рекомендуемой литературы составлен на основе Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 мая 2019 года № 217 «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях».
«Русский язык и литература» способствует становлению фундаментального мировоззрения обучающихся, формирует и развивает их коммуникативную компетенцию, дает возможность пользоваться информацией научно-технической, художественно-эстетической, социальной сфер, помогает ориентироваться в общемировом образовательном пространстве. Программа с помощью художественных и нехудожественных текстов значительно расширяет взгляды обучающихся на традиции и обычаи, образ жизни, историю других народов, что воспитывает уважительное отношение к другим народам с осознанием собственной самобытности и формирует представление об универсальных общечеловеческих ценностях.
|
|
Овладение русским языком поможет обучающимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, успешно регулировать ситуативно-речевое поведение как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности; использовать различные источники информации и современные информационные технологии для выражения и обоснования собственного мнения.
Цель изучения учебной дисциплины:
формирование духовных ценностей человека, готового к саморазвитию и самосовершенствованию, воспитание компетентного, критически мыслящего читателя, способного анализировать идейно-художественное содержание, учитывая социально-исторический и духовно-эстетический аспекты произведения.
Задачи учебной дисциплины «Русский язык и литература»:
1) развитие навыков слушания, говорения, чтения, письма, необходимых для общения в социально-культурной, социально-экономической, научно-технической, учебно-профессиональной сферах жизни;
2) совершенствование знаний о единицах языковой системы, правилах их сочетания, функционирования, навыках и умениях конструирования синтаксических структур в соответствии с нормами и правилами русского языка, а также знание теоретико-литературных понятий;
3) развитие умения анализировать художественный текст, определять род и жанр литературного произведения, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств, формулировать идею и проблематику произведения;
4) развитие умения выражать собственное отношение к прочитанному, выявлять авторскую позицию;
5) совершенствование навыков создания связного текста (устного и письменного) на соответствующую тему с учетом норм русского литературного языка;
6) совершенствование умений и навыков, связанных с поиском, переработкой и фиксацией информации;
7) совершенствование навыков критического мышления, направленных на формирование у обучающихся навыков на основе чтения и письма, исследовательских умений, навыков анализа, синтеза, оценки, интерпретации информации, полученной на других предметах;
8) использование различных видов чтения в соответствии с коммуникативными задачами;
9) обогащение словарного запаса обучающихся узкоспециальной лексикой и фразеологией русского языка;
10) совершенствование навыков использования информационно-коммуникационных и компьютерных технологий;
11) формирование толерантного отношения к языкам и культурам различных этносов, проживающих в Казахстане и за рубежом.
Грамматический материал изучается в контексте лексических тем на основе текстов художественных произведений.
При создании рабочих учебных программ организация технического и профессионального образования имеет право:
¾ выбирать различные технологии обучения, формы, методы организации и виды контроля учебного процесса;
¾ распределять общий объем часов учебного времени на разделы и темы (от объема часов, выделенного на изучение дисциплины);
¾ изменять последовательность разделов и тем дисциплины, основываясь на конкретных аргументах и фактов.
В зависимости от требований работодателей и местных условий, можно изменить с целью углубления и расширения перечня разделов и тем путем внедрения регионального компонента.
Систематизация разделов имеет междисциплинарную связь профессиональной образовательной программы специальности: история Казахстана, культурология, основы политологии и социологии, основы философии, биологии, географии, казахский язык и литературы.
Тематический план учебной дисциплины
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
Всего | Занятия | |||||
Теоретические | Практические | |||||
1. Введение. В мире языка и литературы
| * | * | * | |||
І раздел. Туризм. Экотуризм | * | * | * | |||
1 | Тема 1.1. А.С. Пушкин. «Монастырь на Казбеке». Тексты смешанных типов, разных жанров, стилей и подстилей (статья, пресс-релиз, репортаж, аннотация) | |||||
2 | Казахстанский компонент. Алматы - туристический центр Казахстана. Имя числительное | |||||
3 | Казахстанский компонент. Мир живой природы. Собственные имена существительные | |||||
4 | Тема 1.2. В.С. Высоцкий. «Гимн морю и горам» | |||||
5 | Казахстанский компонент. Что говорят иностранцы об Астане. ЭКСПО-2017. Безличные конструкции, простые, осложненные обособленными членами предложения, сложные синтаксические конструкции | |||||
6 | Тема 1.3. А. К. Толстой. «Растянулся на просторе» | |||||
7 | KITF-2019. Казахстанский компонент. Текст – рассуждение. Сложные прилагательные, прилагательные в краткой форме, причастия. Н и НН в разных частях речи | |||||
ІІраздел. Человек и Родина | * | * | * | |||
8 | Тема 2.1 М.Ю. Лермонтов «Родина» | |||||
9 | Казахстанский компонент. Ассамблея народов Казахстана. Сложные синтаксические конструкции. Знаки препинания в простых и осложненных предложениях | |||||
10 | Тема 2.2 Ч. Айтматов «Буранный полустанок» | |||||
11 | Тема памяти и манкуртизма. Именные части речи в различных формах. Особенности хронотопа. Аннотация. Правописание Ь и Ъ | |||||
12 | Тема 2.3 Г. Бельгер «Дедушка Сергали» | |||||
13 | Г. К. Бельгер. «Для меня казахское слово ел священно». Публицистический стиль | |||||
14 | Тема 2.4 М. Семашко «Емшан». Сравнительный анализ произведений А. Майкова и М.Семашко | |||||
15 | Тема 2.5 К. Паустовский «Бескорыстие». Однородные члены предложения | |||||
16 | Казахстанский компонент. Патриотический акт «Мәңгілік ел» | |||||
ІІІ раздел. Наука и этика | * | * | * | |||
17 | Тема3.1 М. А. Булгаков «Собачье сердце» | |||||
18 | Научные открытия ХХI века. Правописание суффиксов Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях | |||||
19 | Тема 3.2 А. Беляев «Голова профессора Доуэля». Анализ произведения «Голова профессора Доуэля». Стили речи | |||||
ІҮ раздел. Планета. Земля. Океаны
| * | * | * | |||
20 | Тема 4.1 В.В. Маяковский «Атлантический океан». Склонение числительных | |||||
21 | Литературный хронограф. Казахстанский компонент. Стратегия «Казахстан-2030». Государственная программа «Нурлы жол». Односоставные предложения | |||||
22 | Тема 4.2 А. Сент-Экзюпери. Литературный хронограф. Философская сказка-притча «Маленький принц». Художественные особенности произведения «Маленький принц» | |||||
Ү раздел. Литература и искусство | * | * | * | |||
23 | Тема 5.1 А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Анализ произведения «Моцарт и Сальери» | |||||
24 | Казахстанский компонент. Устное народное творчество. Полные и неполные предложения | |||||
25 | Тема 5.2 А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Литературный хронограф. Полные и краткие причастия | |||||
26 | Тема 5.3 В. М. Гаршин «Художники». Местоимения. Разряды местоимений | |||||
27 | Казахстанский компонент. О. Сулейменов «Махамбету» и А. Вознесенский | |||||
ҮІ раздел. Тема социального неравенства в СМИ и литературе | * | * | * | |||
28 | Тема 6.1 А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Степени сравнения прилагательных | |||||
29 | Казахстанский компонент. Закон о языках Республики Казахстан | |||||
30 | Тема 6.2 Н. А. Островский «Бесприданница». Образ Ларисы Огудаловой | |||||
31 | Тема торга и власти денег. Композиция и экранизация пьесы. НЕ с глаголами и наречиями | |||||
32 | Тема 6.3 Н. В. Гоголь «Шинель» Цитатный образ Башмачкина | |||||
Тема 6.4 И.С. Тургенев «Два богача». Основная мысль произведения | ||||||
ҮІІ раздел. Торговля и помощь. Справедливая торговля | * | * | * | |||
33 | Тема 7.1 О. Бальзак «Гобсек». Составное именное сказуемое | |||||
34 | Казахстанский компонент. Торговые связи и денежное обращение кочевников | |||||
35 | Н. А. Назарбаев. «В потоке истории» | |||||
ҮІІІ раздел. Значение труда в жизни человека и общества | * | * | * | |||
36 | Тема 8.1 А. П. Платонов «Песчаная учительница». Глагол | |||||
37 | Тема 8.2 М.Е. Салтыков - Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Жанры литературной сказки | |||||
38 | Казахстанский компонент. Древние ремесла. Собственные имена существительные | |||||
ІХ раздел. Показатель развития общества: экология, биоресурсы | * | * | * | |||
1 | Тема 1.1 Р. Сейсенбаев «День, когда рухнул мир». Правописание наречий | |||||
2 | Тема 1.2 Нравственные уроки Роллана Сейсенбаева. Действительный и страдательные причастия | |||||
3 | Тема 1.3. М. А. Дудин. Стихотворение «Берегите землю!» Правописание наречий. Защита экологии – дело каждого из нас | |||||
Х раздел. Свободное время как показатель развития общества | * | * | * | |||
4 | Тема 2.1 И. А. Гончаров «Обломов». Цитата. Конструкция с союзом как | |||||
5 | Тема 2. 2 Символика в романе «Обломов». Художественный стиль. | |||||
ХІ раздел. Человек и история | * | * | * | |||
6 | Тема 3. 1 А. С. Пушкин «Евгений Онегин» | |||||
7 | Тема 3.2 Сюжет «Евгений Онегина» как отражение исторической эпохи. Композиция романа. Сложносочиненные предложения | |||||
8 | Тема 3.3 О. Сулейменов «Одна война закончилась другой…» | |||||
9 | Тема 3.4 А. Ахматова «Реквием» | |||||
10 | Тема 3. 5 Поэма «Реквием» - памятник страшной эпохи сталинского режима. Частица | |||||
ХІІ раздел. Энергия будущего. Энергия слова | * | * | * | |||
11 | Тема 4. 1. К. Алтайский «Казахские мотивы». Второстепенные члены предложения. | |||||
12 | Тема 4.2 С.Назарова «Мой зеленоглазый аруах». Бессоюзные сложные предложения | |||||
13 | Тема 4.3 Великая сила воспитания слова. Правописание предлогов | |||||
14 | Тема 4.4 В. С. Высоцкий «Баллада о времени». Морфема. | |||||
15 | Тема 4.5 О. Сабинина «Что такое ЭКСПО». Все самое интересное о выставке ЭКСПО-2017 в Астане. Научный стиль | |||||
ХІІІ раздел. Мир и безопасность | * | * | * | |||
16 | Тема 5.1 Л. Н. Толстой «Война и мир» (обзор с чтением глав о Бородинском сражении). Правописание наречий | |||||
17 | Тема 5.2 Главные герои романаЛ. Н. Толстого«Войнаи мир» | |||||
18 | Тема 5.3 Образы Кутузова и Наполеона. Правописание частиц | |||||
19 | Тема 5.4 Стихотворения А. А. Суркова, К. М. Симонова, М. В. Исаковского, Ю. В. Друниной Поэзия, опаленная войной | |||||
20 | Тема 5.5 Казахстан в мире художественной литературы. Ж.Жабаев | |||||
21 | Тема 5.6 А. Сурков. Фронтовик, поэт, журналист | |||||
22 | Тема 5.7 К. Симонов Военная лирика | |||||
23 | Тема 5.8 М. В. Исаковский – талантливый поэт, тонкий лирик. Служебные части речи | |||||
ХІҮ раздел. Театр и кино в современном мире | * | * | * | |||
24 | Тема 6. 1 А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Жанр и композиция. Особенности конфликта. Сложносочиненные предложения | |||||
25 | Тема 6.1 Символика в пьесе «Вишневый сад» | |||||
26 | Тема 6.2 «Вишневый сад» на театральной сцене | |||||
ХҮ раздел. Высшая ценность – права человека | * | * | * | |||
27 | Тема 7.1. О.О. Сулейменов "Дикое поле". Правописание наречий | |||||
28 | Тема 7.2 Ю.О. Домбровский «Хранитель древностей» | |||||
29 | Тема 7.3 Ю. Домбровский «Алматинская повесть». Аннотация | |||||
30 | Тема 7.4 Ч. Айтматов «И дольше века длится день». Тема исторической памяти. Монолог | |||||
31 | Тема 7.5 Ч. Айтматов «Легенда о Манкурте» | |||||
ХҮІ раздел. Современное общество: миграция | * | * | * | |||
32 | Тема 8.1 В. В. Набоков «Родина» | |||||
33 | Тема 8. 2 Н. А. Тэффи «Ностальгия». Имя прилагательное | |||||
34 | Тема 8. 3 М.И. Цветаева «Родина» | |||||
35 | Тема 8.4 П. Васильев «Переселенцы». Сложное предложение | |||||
36 | Тема 8.5 Н. А. Назарбаев «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» (статья) | |||||
Всего по дисциплине | 120 | 47 | 73 |