Тематический план учебной дисциплины

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Техническое и профессиональное образование

 

 

Регистрационный№ __                                           

«___» ________ 20__г.

ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  

  РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

С государственным языком обучения

(наименование дисциплины)

(общественно-гуманитарное и естественно-математическое направления)

 

На базе основного среднего образования

 

Семей 2020

Программа рассмотрена и рекомендована учебно-методическим объединением по общеобразовательным дисциплинам общественно-гуманитарного направления

Протокол №   2 от «03»    июля   20 20 г.

 

 

Программа рассмотрена и одобрена Республиканским учебно-методическим советом технического и профессионального, послесреднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан

Протокол №   1  от «15  »     июля  20 20 г.

Содержание

 

     
     
1. Пояснительная записка 4
2. Тематический план учебной дисциплины 6
3. Результаты обучения и критерии оценивания 10
4. Перечень литературы и средств обучения 28

Пояснительная записка

Типовая учебная программа разработана в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами образования всех уровней, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 604 от 31 октября 2018 года и типовыми учебными планами начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 500 от 8 ноября 2012 года.

Список рекомендуемой литературы составлен на основе Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 мая 2019 года № 217 «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях».

    «Русский язык и литература» способствует становлению фундаментального мировоззрения обучающихся, формирует и развивает их коммуникативную компетенцию, дает возможность пользоваться информацией научно-технической, художественно-эстетической, социальной сфер, помогает ориентироваться в общемировом образовательном пространстве. Программа с помощью художественных и нехудожественных текстов значительно расширяет взгляды обучающихся на традиции и обычаи, образ жизни, историю других народов, что воспитывает уважительное отношение к другим народам с осознанием собственной самобытности и формирует представление об универсальных общечеловеческих ценностях.

Овладение русским языком поможет обучающимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, успешно регулировать ситуативно-речевое поведение как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности; использовать различные источники информации и современные информационные технологии для выражения и обоснования собственного мнения.

   Цель изучения учебной дисциплины:

формирование духовных ценностей человека, готового к саморазвитию и самосовершенствованию, воспитание компетентного, критически мыслящего читателя, способного анализировать идейно-художественное содержание, учитывая социально-исторический и духовно-эстетический аспекты произведения.

Задачи учебной дисциплины «Русский язык и литература»:

1) развитие навыков слушания, говорения, чтения, письма, необходимых для общения в социально-культурной, социально-экономической, научно-технической, учебно-профессиональной сферах жизни;

 2) совершенствование знаний о единицах языковой системы, правилах их сочетания, функционирования, навыках и умениях конструирования синтаксических структур в соответствии с нормами и правилами русского языка, а также знание теоретико-литературных понятий;

3) развитие умения анализировать художественный текст, определять род и жанр литературного произведения, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств, формулировать идею и проблематику произведения;

4) развитие умения выражать собственное отношение к прочитанному, выявлять авторскую позицию;

5) совершенствование навыков создания связного текста (устного и письменного) на соответствующую тему с учетом норм русского литературного языка;

6) совершенствование умений и навыков, связанных с поиском, переработкой и фиксацией информации;

7) совершенствование навыков критического мышления, направленных на формирование у обучающихся навыков на основе чтения и письма, исследовательских умений, навыков анализа, синтеза, оценки, интерпретации информации, полученной на других предметах;

8) использование различных видов чтения в соответствии с коммуникативными задачами;

9) обогащение словарного запаса обучающихся узкоспециальной лексикой и фразеологией русского языка;

10) совершенствование навыков использования информационно-коммуникационных и компьютерных технологий;

11) формирование толерантного отношения к языкам и культурам различных этносов, проживающих в Казахстане и за рубежом.

Грамматический материал изучается в контексте лексических тем на основе текстов художественных произведений.

    При создании рабочих учебных программ организация технического и профессионального образования имеет право:

¾ выбирать различные технологии обучения, формы, методы организации и виды контроля учебного процесса;

¾ распределять общий объем часов учебного времени на разделы и темы (от объема часов, выделенного на изучение дисциплины);

¾ изменять последовательность разделов и тем дисциплины, основываясь на конкретных аргументах и фактов.

В зависимости от требований работодателей и местных условий, можно изменить с целью углубления и расширения перечня разделов и тем путем внедрения регионального компонента.

Систематизация разделов имеет междисциплинарную связь профессиональной образовательной программы специальности: история Казахстана, культурология, основы политологии и социологии, основы философии, биологии, географии, казахский язык и литературы.

Тематический план учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Занятия

Теоретические Практические

1. Введение. В мире языка и литературы

* * *

І раздел. Туризм. Экотуризм

* * *
1 Тема 1.1. А.С. Пушкин. «Монастырь на Казбеке». Тексты смешанных типов, разных жанров, стилей и подстилей (статья, пресс-релиз, репортаж, аннотация)        
2 Казахстанский компонент. Алматы - туристический центр Казахстана. Имя числительное      
3 Казахстанский компонент. Мир живой природы. Собственные имена существительные      
4 Тема 1.2. В.С. Высоцкий. «Гимн морю и горам»      
5 Казахстанский компонент. Что говорят иностранцы об Астане. ЭКСПО-2017. Безличные конструкции, простые, осложненные обособленными членами предложения, сложные синтаксические конструкции      
6 Тема 1.3. А. К. Толстой. «Растянулся на просторе»      
7 KITF-2019. Казахстанский компонент. Текст – рассуждение. Сложные прилагательные, прилагательные в краткой форме, причастия. Н и НН в разных частях речи      

ІІраздел. Человек и Родина

* * *
8 Тема 2.1 М.Ю. Лермонтов «Родина»      
9 Казахстанский компонент. Ассамблея народов Казахстана. Сложные синтаксические конструкции. Знаки препинания в простых и осложненных предложениях      
10 Тема 2.2 Ч. Айтматов «Буранный полустанок»      
11 Тема памяти и манкуртизма. Именные части речи в различных формах. Особенности хронотопа. Аннотация. Правописание Ь и Ъ      
12 Тема 2.3 Г. Бельгер «Дедушка Сергали»      
13 Г. К. Бельгер. «Для меня казахское слово ел священно». Публицистический стиль      
14 Тема 2.4 М. Семашко «Емшан». Сравнительный анализ произведений А. Майкова и М.Семашко      
15 Тема 2.5 К. Паустовский «Бескорыстие». Однородные члены предложения      
16 Казахстанский компонент. Патриотический акт «Мәңгілік ел»      

ІІІ раздел. Наука и этика

* * *
17 Тема3.1 М. А. Булгаков «Собачье сердце»      
18 Научные открытия ХХI века. Правописание суффиксов Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях      
19 Тема 3.2 А. Беляев «Голова профессора                       Доуэля». Анализ произведения «Голова профессора Доуэля». Стили речи      

ІҮ раздел. Планета. Земля. Океаны

* * *
20 Тема 4.1 В.В. Маяковский «Атлантический океан». Склонение числительных      
21 Литературный хронограф. Казахстанский компонент. Стратегия «Казахстан-2030». Государственная программа «Нурлы жол». Односоставные предложения      
22 Тема 4.2 А. Сент-Экзюпери. Литературный хронограф. Философская сказка-притча «Маленький принц». Художественные особенности произведения «Маленький принц»      

Ү раздел. Литература и искусство

* * *
23 Тема 5.1 А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Анализ произведения «Моцарт и Сальери»      
24 Казахстанский компонент. Устное народное творчество. Полные и неполные предложения      
25 Тема 5.2 А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Литературный хронограф. Полные и краткие причастия      
26 Тема 5.3 В. М. Гаршин «Художники». Местоимения. Разряды местоимений      
27 Казахстанский компонент. О. Сулейменов «Махамбету» и А. Вознесенский      

ҮІ раздел. Тема социального неравенства в СМИ и литературе

* * *
28 Тема 6.1 А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Степени сравнения прилагательных      
29 Казахстанский компонент. Закон о языках Республики Казахстан      
30 Тема 6.2 Н. А. Островский «Бесприданница». Образ Ларисы Огудаловой      
31 Тема торга и власти денег. Композиция и экранизация пьесы. НЕ с глаголами и наречиями      
32 Тема 6.3 Н. В. Гоголь «Шинель» Цитатный образ Башмачкина      
  Тема 6.4 И.С. Тургенев «Два богача». Основная мысль произведения      

ҮІІ раздел. Торговля и помощь. Справедливая торговля

* * *
33 Тема 7.1 О. Бальзак «Гобсек». Составное именное сказуемое      
34 Казахстанский компонент. Торговые связи и денежное обращение кочевников      
35 Н. А. Назарбаев. «В потоке истории»      

ҮІІІ раздел. Значение труда в жизни человека и общества

* * *
36 Тема 8.1 А. П. Платонов «Песчаная                                                        учительница». Глагол      
37 Тема 8.2 М.Е. Салтыков - Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Жанры литературной сказки      
38 Казахстанский компонент. Древние ремесла. Собственные имена существительные      

ІХ раздел. Показатель развития общества: экология, биоресурсы

* * *
  1 Тема 1.1 Р. Сейсенбаев «День, когда рухнул мир». Правописание наречий      
2 Тема 1.2 Нравственные уроки Роллана Сейсенбаева. Действительный и страдательные причастия      
3 Тема 1.3. М. А. Дудин. Стихотворение «Берегите землю!» Правописание наречий. Защита экологии – дело каждого из нас      

Х раздел. Свободное время как показатель развития общества

* * *
4 Тема 2.1 И. А. Гончаров «Обломов». Цитата. Конструкция с союзом как      
5 Тема 2. 2 Символика в романе «Обломов». Художественный стиль.      

ХІ раздел. Человек и история

* * *
6 Тема 3. 1 А. С. Пушкин «Евгений Онегин»      
7 Тема 3.2 Сюжет «Евгений Онегина» как отражение исторической эпохи. Композиция романа. Сложносочиненные предложения      
8 Тема 3.3 О. Сулейменов «Одна война закончилась другой…»      
9 Тема 3.4 А. Ахматова «Реквием»      
10 Тема 3. 5 Поэма «Реквием» - памятник страшной эпохи сталинского режима. Частица      

ХІІ раздел. Энергия будущего. Энергия слова

* * *
11 Тема 4. 1. К. Алтайский «Казахские мотивы». Второстепенные члены предложения.      
12 Тема 4.2 С.Назарова «Мой зеленоглазый аруах». Бессоюзные сложные предложения      
13 Тема 4.3 Великая сила воспитания слова. Правописание предлогов      
14 Тема 4.4 В. С. Высоцкий «Баллада о времени». Морфема.      
15 Тема 4.5 О. Сабинина «Что такое ЭКСПО». Все самое интересное о выставке ЭКСПО-2017 в Астане. Научный стиль      

ХІІІ раздел. Мир и безопасность

* * *
16 Тема 5.1 Л. Н. Толстой «Война и мир» (обзор с чтением глав о Бородинском сражении). Правописание наречий      
17 Тема 5.2 Главные герои романаЛ. Н. Толстого«Войнаи мир»      
18 Тема 5.3 Образы Кутузова и Наполеона. Правописание частиц      
19 Тема 5.4 Стихотворения А. А. Суркова, К. М. Симонова, М. В. Исаковского, Ю. В. Друниной Поэзия, опаленная войной      
20 Тема 5.5 Казахстан в мире художественной литературы. Ж.Жабаев      
21 Тема 5.6 А. Сурков. Фронтовик, поэт, журналист      
22 Тема 5.7 К. Симонов Военная лирика      
23 Тема 5.8 М. В. Исаковский – талантливый поэт, тонкий лирик. Служебные части речи      

ХІҮ раздел. Театр и кино в современном мире

* * *
24 Тема 6. 1 А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Жанр и композиция. Особенности конфликта. Сложносочиненные предложения      
25 Тема 6.1 Символика в пьесе «Вишневый сад»      
26 Тема 6.2 «Вишневый сад» на театральной сцене      

ХҮ раздел. Высшая ценность – права человека

* * *
27 Тема 7.1. О.О. Сулейменов "Дикое поле". Правописание наречий      
28 Тема 7.2 Ю.О. Домбровский «Хранитель древностей»      
29 Тема 7.3 Ю. Домбровский «Алматинская повесть». Аннотация      
30 Тема 7.4 Ч. Айтматов «И дольше века длится день». Тема исторической памяти. Монолог      
31 Тема 7.5 Ч. Айтматов «Легенда о Манкурте»      

ХҮІ раздел. Современное общество: миграция

* * *
32 Тема 8.1 В. В. Набоков «Родина»      
33 Тема 8. 2 Н. А. Тэффи «Ностальгия». Имя прилагательное       
34 Тема 8. 3 М.И. Цветаева «Родина»      
35 Тема 8.4 П. Васильев «Переселенцы». Сложное предложение      
36 Тема 8.5 Н. А. Назарбаев «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» (статья)      
  Всего по дисциплине   120 47 73

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: