Этот субтест был включен в набор по просьбе учителей начальных классов. Он не только позволяет увидеть, насколько ребенок знаком с геометрическими фигурами, но и дает возможность продиагностировать /ровень его образного мышления, умения действовать по образцу и анализировать пространство. Для этого субтеста используются фигурки, вырезанные из карточки 4а, в качестве образца используется карточка 4б.
На стол перед ребенком цветной стороной вверх выкладываются геометрические фигурки и образец. Ребенку предлагается рассмотреть образец и рядом на столе составить точно такую же фигуру из отдельных частей.
Критерии оценки
Ребенок получает 2 балла, если он правильно собрал всю фигурку.
Ребенок получает 1 балл, если он правильно собрал "туловище, голову и ноги" геометрического человека.
Ребенок получает О баллов, если фигура у него совсем не получилась.
Субтест 5. Аналогии
Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.
Инструкция
"Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.
- ОКУНЬ - РЫБА, а РОМАШКА -? (цветок).
- МОРКОВЬ - ОГОРОД, а ГРИБЫ -? (лес).
- ЧАСЫ - ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК -? (температура).
- ГЛАЗ - ЗРЕНИЕ, а УШИ - ? (слух).
- ДОБРО - ЗЛО, а ДЕНЬ -? (ночь).
- УТЮГ - ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН -? (звонить).
Другие варианты:
- ГОЛУБЬ - ПТИЦА, а ВАСИЛЕК -? (цветок).
- ОГУРЦЫ - ГРЯДКА, а ШИШКИ -? (лес).
- САМОЛЕТ - ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА-...? (водитель, шо-
фер).
- РАДИО - СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ -...? (зрение, смотреть).
- ДЕНЬ - НОЧЬ, а БЕЛОЕ -...? (черное).
- ЗАЯЦ - ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА -...? (рыба).
- ГРИБЫ - ЛЕС, а ПШЕНИЦА -...? (поле).
- ШКОЛА - УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА - ? (врач).
- ФОНАРЬ - СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ -? (рисовать).
- КНИГА - ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА -...? (слушать, играть,
сочинять).
Здесь курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и верно по смыслу, но не тем словом, которое ожидается. Например, в паре "Градусник - температура" некоторые дети говорят не "температура", а "болезнь", и такой ответ является правильным по смыслу, хотя и не является точной копией того, что подразумевается. Такие ответы мы засчитываем как верные и особо отмечаем в протоколе.
Критерии оценки
Ответ ребенка оценивается в 2 балла, если он нашел правильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.
Ответ ребенка оценивается в 1 балл, если он нашел правильное слово в З-4 случаях из 6 возможных.
Ответ ребенка оценивается в О баллов, если он нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных.
Субтест 6. Логопедический
Цель этого теста - в самом общем виде оценить особенности звукопро изношен ия и фонематического слуха (звуко-буквенного анализа) у ребенка. Субтест состоит из двух частей.
Инструкция
Часть 1. "Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты должен разделить их на части, хлопая в ладоши".
Здесь надо продемонстрировать ребенку как это делается: учитель произносит по слогам слово, например КРОКОДИЛ, сопровождая каждый слог хлопком в ладоши, а затем просит ребенка сделать то же самое с предложенными ему словами:
-САМОВАР
-ПОДУШКА
Эти слова можно заменить на другие трёхсложные.
Часть 2. Назови первый и последний звуки в словах:
- БЕРЕТ
- ВОЛНА
- АТАМАН
- УТКА
Слова можно менять, имея в виду, что они подобраны таким образом, что в первом слове оба звука согласные, во втором: первый – согласный, последний - гласный, в третьем: первый - гласный, последний - согласный, в четвертом - оба звука гласные.
Наверное, логопедическое задание можно подобрать и другое, но наша практика показывает, что спрогнозировать логопедические трудности по качеству выполнения именно этого субтеста можно достаточно надежно, особенно, если у ребенка наблюдаются трудности и при выполнении других вербальных субтестов (Аналогии, Чтение, Составление слов).
Критерии оценки
Ребенок получает 2 балла, если он правильно произносит все звуки, правильно делит слова на части, правильно называет звуки (или ошибается, но исправляет ошибку самостоятельно).
Ребенок получает 1 балл, если он 2-3 звука произносит с искажениями или ошибается при выполнении первой или второй части задания.
Ребенок получает О баллов, если он многие звуки произносит неправильно или с заданиями справляется с трудом, сам ошибки не исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого.
Субтест 7. Запрещенные слова
По результатам этого субтеста можно судить о сформированности произвольности у ребенка, а также о развитии его речи и общей осведомленности.
Инструкция
Педагог говорит ребенку: "Я предлагаю тебе поиграть в игру "ДА и НЕТ не говорите и ЦВЕТА не называйте". Я буду задавать тебе вопросы, а ты - отвечать. Правило игры такое: надо правильно ответить на вопрос, но при этом нельзя произносить слова "ДА" и "НЕТ" и нельзя называть никакие ЦВЕТА.
1.Кошки живут в воде?
2.Летом небо какое?
3.Вода мокрая?
4.Взрослые любят играть?
5.Снег чёрный? И т.д.
Педагоги имеют право менять вопросы, оставляя неизменным их количество - двенадцать.
Критерии оценки
Если ребенок принимает и соблюдает правила игры, отвечает быстро и правильно на 9-12 вопросов, то он получает 2 балла.
Если ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с трудом находит правильные ответы на 4-8 вопросов, то он получает 1 балл.
Если ребенок нарушает правила, давая (в основном без раздумий) в большинстве случаев запрещенные ответы, или соблюдает правила, но при этом его ответы неправильные по смыслу, отвечая правильно всего на 1-3 вопроса, то он получает О баллов.
NB! В анкете-протоколе необходимо каждый ответ отметить знаком
"+" или "-".
Субтест 8. Ключи
Это задание мы ввели для того, чтобы дать возможность сильным, развитым детям проявить свои способности. Поскольку этот субтест достаточно сложен, с ним справляются далеко не все дети. Субтест направлен на диагностику сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и использовать их. К тому же по результатам выполнения этого субтеста педагог может сделать заключение о развитии тонкой мотирики У ребенка и о возможном левшестве.
В качестве стимульного материала используется карточка № 5. Изображенные на ней предметы (ключи) изменяются по четырем признакам: форме головки ключа (треугольная, квадратная, круглая), форме бородки (прямоугольная, с двумя зубцами и с тремя зубцами), по количеству полосок на бородке (одна, две и три) и по количеству треугольников на бородке (один, два и три).
Инструкция
Педагог предъявляет ребенку карточку с нарисованными на ней ключами и говорит при этом: "Посмотри, какие здесь нарисованы ключики. Видишь, они разные, но при этом все-таки повторяются. Подумай и попробуй отгадать, какой ключик не дорисован, какого ключика здесь не хватает. Тебе нужно будет дорисовать его вот здесь (дать ребенку Анкету-протокол с недорисованным шаблоном - см. Анкету для ребенка, "Место для рисунков ребенка").

Критерии оценки
Если на тестовом рисунке ребенок правильно обозначил 3 или 4 изменяющихся признака, то его результат оценивается в 2 балла.
Если на тестовом рисунке ребенок правильно обозначил 1 или 2 изменяющихся признака, то его результат оценивается в 1 балл.
Если на тестовом рисунке ребенок не обозначил правильно ни одного из изменяющихся в ключах признаков, то его результат оценивается в 0 баллов.






