Субтест 4. Геометрические фигуры (Пр.№ 9)

Этот субтест был включен в набор по просьбе учителей начальных классов. Он не только позволяет увидеть, насколько ребенок знаком с геометрическими фигурами, но и дает возможность продиагностировать /ровень его образного мышления, умения действовать по образцу и ана­лизировать пространство. Для этого субтеста используются фигурки, вы­резанные из карточки 4а, в качестве образца используется карточка 4б.

На стол перед ребенком цветной стороной вверх выкладывают­ся геометрические фигурки и образец. Ребенку предлагается рассмотреть образец и рядом на столе составить точно такую же фигуру из отдельных частей.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если он правильно собрал всю фи­гурку.

Ребенок получает 1 балл, если он правильно собрал "тулови­ще, голову и ноги" геометрического человека.

Ребенок получает О баллов, если фигура у него совсем не по­лучилась.

Субтест 5. Аналогии

  Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволя­ет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.

Инструкция

  "Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг дру­гу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходя­щее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.

- ОКУНЬ - РЫБА, а РОМАШКА -? (цветок).

- МОРКОВЬ - ОГОРОД, а ГРИБЫ -? (лес).

- ЧАСЫ - ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК -? (температура).

- ГЛАЗ - ЗРЕНИЕ, а УШИ -    ? (слух).

- ДОБРО - ЗЛО, а ДЕНЬ -? (ночь).

- УТЮГ - ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН -? (звонить).

Другие варианты:

- ГОЛУБЬ - ПТИЦА, а ВАСИЛЕК -? (цветок).

- ОГУРЦЫ - ГРЯДКА, а ШИШКИ -? (лес).

- САМОЛЕТ - ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА-...? (водитель, шо-

фер).

- РАДИО - СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ -...? (зрение, смот­реть).

- ДЕНЬ - НОЧЬ, а БЕЛОЕ -...? (черное).

- ЗАЯЦ - ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА -...? (рыба).

- ГРИБЫ - ЛЕС, а ПШЕНИЦА -...? (поле).

- ШКОЛА - УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА -    ? (врач).

- ФОНАРЬ - СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ -? (рисовать).

- КНИГА - ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА -...? (слушать, играть,

сочинять).

 Здесь курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и верно по смыслу, но не тем сло­вом, которое ожидается. Например, в паре "Градусник - температура" некоторые дети говорят не "температура", а "болезнь", и такой ответ яв­ляется правильным по смыслу, хотя и не является точной копией того, что подразумевается. Такие ответы мы засчитываем как верные и особо от­мечаем в протоколе.

 

Критерии оценки

Ответ ребенка оценивается в 2 балла, если он нашел правиль­ное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.

Ответ ребенка оценивается в 1 балл, если он нашел правиль­ное слово в З-4 случаях из 6 возможных.

Ответ ребенка оценивается в О баллов, если он нашел пра­вильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных.

Субтест 6. Логопедический

  Цель этого теста - в самом общем виде оценить особенности звуко­про изношен ия и фонематического слуха (звуко-буквенного анализа) у ре­бенка. Субтест состоит из двух частей.

Инструкция

Часть 1. "Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты должен раз­делить их на части, хлопая в ладоши".

Здесь надо продемонстрировать ребенку как это делается: учитель произносит по слогам слово, например КРОКОДИЛ, со­провождая каждый слог хлопком в ладоши, а затем просит ре­бенка сделать то же самое с предложенными ему словами:

-САМОВАР

-ПОДУШКА

Эти слова можно заменить на другие трёхсложные.

Часть 2. Назови первый и последний звуки в словах:

- БЕРЕТ

- ВОЛНА

- АТАМАН

- УТКА

Слова можно менять, имея в виду, что они подобраны таким образом, что в первом слове оба звука согласные, во втором: первый – согласный, последний - гласный, в третьем: первый - гласный, последний - согласный, в четвертом - оба звука гласные.

Наверное, логопедическое задание можно подобрать и другое, но на­ша практика показывает, что спрогнозировать логопедические трудности по качеству выполнения именно этого субтеста можно достаточно надеж­но, особенно, если у ребенка наблюдаются трудности и при выполнении других вербальных субтестов (Аналогии, Чтение, Составление слов).

 

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если он правильно произносит все звуки, правильно делит слова на части, правильно называет звуки (или ошибается, но исправляет ошибку самостоятельно).

Ребенок получает 1 балл, если он 2-3 звука произносит с иска­жениями или ошибается при выполнении первой или второй ча­сти задания.

Ребенок получает О баллов, если он многие звуки произносит неправильно или с заданиями справляется с трудом, сам ошиб­ки не исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого.

 

Субтест 7. Запрещенные слова

По результатам этого субтеста можно судить о сформированности произвольности у ребенка, а также о развитии его речи и общей осведо­мленности.

Инструкция

Педагог говорит ребенку: "Я предлагаю тебе поиграть в игру "ДА и НЕТ не говорите и ЦВЕТА не называйте". Я буду задавать тебе вопросы, а ты - отвечать. Правило игры такое: надо пра­вильно ответить на вопрос, но при этом нельзя произносить слова "ДА" и "НЕТ" и нельзя называть никакие ЦВЕТА.

1.Кошки живут в воде?

2.Летом небо какое?

3.Вода мокрая?

4.Взрослые любят играть?

5.Снег чёрный? И т.д.

 

Педагоги имеют право менять вопросы, оставляя неизменным их ко­личество - двенадцать.

Критерии оценки

Если ребенок принимает и соблюдает правила игры, отвечает быстро и правильно на 9-12 вопросов, то он получает 2 балла.

Если ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с тру­дом находит правильные ответы на 4-8 вопросов, то он полу­чает 1 балл.

Если ребенок нарушает правила, давая (в основном без разду­мий) в большинстве случаев запрещенные ответы, или соблю­дает правила, но при этом его ответы неправильные по смыс­лу, отвечая правильно всего на 1-3 вопроса, то он получает О баллов.

NB! В анкете-протоколе необходимо каждый ответ отметить знаком

"+" или "-".

 

Субтест 8. Ключи

  

Это задание мы ввели для того, чтобы дать возможность сильным,  развитым детям проявить свои способности. Поскольку этот субтест дос­таточно сложен, с ним справляются далеко не все дети. Субтест направ­лен на диагностику сформированности у ребенка умения выявлять зако­номерности и использовать их. К тому же по результатам выполнения это­го субтеста педагог может сделать заключение о развитии тонкой мотирики У ребенка и о возможном левшестве.

 В качестве стимульного материала используется карточка № 5. Изоб­раженные на ней предметы (ключи) изменяются по четырем признакам: форме головки ключа (треугольная, квадратная, круглая), форме бородки (прямоугольная, с двумя зубцами и с тремя зубцами), по количеству по­лосок на бородке (одна, две и три) и по количеству треугольников на бо­родке (один, два и три).

Инструкция

Педагог предъявляет ребенку карточку с нарисованными на ней ключами и говорит при этом: "Посмотри, какие здесь нари­сованы ключики. Видишь, они разные, но при этом все-таки по­вторяются. Подумай и попробуй отгадать, какой ключик не до­рисован, какого ключика здесь не хватает. Тебе нужно будет до­рисовать его вот здесь (дать ребенку Анкету-протокол с недо­рисованным шаблоном - см. Анкету для ребенка, "Место для рисунков ребенка").

 

 

Критерии оценки

Если на тестовом рисунке ребенок правильно обозначил 3 или 4 изменяющихся признака, то его результат оценивается в 2 балла.

Если на тестовом рисунке ребенок правильно обозначил 1 или 2 изменяющихся признака, то его результат оценивается в 1 балл.

Если на тестовом рисунке ребенок не обозначил правильно ни одного из изменяющихся в ключах признаков, то его результат оценивается в 0 баллов.




double arrow
Сейчас читают про: