Е.К. Вархатовой,
Н.В. Дятко,
Е.В. Сазоновой
Оценка результатов ребёнка
По ходу диагностики педагог заполняет вторую часть Анкеты для ребенка, причем в средней части таблицы выделено место для письменных комментариев педагога (Протокол тестирования), а справа выделено место для проставления соответствующих оценок. Важно при этом, что в Анкете специально выделены графы с обозначениями соответствующих баллов и в эти графы педагог может ставить только "+" и ни в коем случае не может ставить саму оценку, так как многие дети знают, что в школе за плохой ответ ставят двойку и, увидев цифру "2", очень расстраиваются. Если педагог ставит любую не максимальную оценку, то он обязательно должен пояснить в средней части анкеты, почему он это сделал.
Все результаты ребенка оцениваются баллами. Критерии оценки приведены ниже в описании каждого субтеста. По окончании всей диагностики баллы суммируются. Дети, набравшие более 18 баллов, зачисляются в школу сразу же. При результате 17 баллов и меньше требуется специальная консультация психолога или логопеда.
|
|
Субтест 1. «Нелепицы» (Приложение № 1,2)
Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий массу явных "нелепостей", то есть вещей, которые в реальной жизни невозможны и смешны (см. Стимульный материал, карточки №№№ 1а, 1б, 1в). "Нелепицы" предлагаются в качестве первого задания, поскольку в ходе обсуждения картинки ребенок, как правило, раскрепощается и успокаивается. В качестве материала мы брали сюжеты из пособия С.Д. 3абрамной "Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях" (М., Просвещение, 1985 г.) и других пособий. В наших условиях приходилось использовать одновременно 5-6 вариантов рисунков, три из них мы включили в настоящий комплект.
Основным результатом данного субтеста является способность ребенка эмоционально откликаться на "нелепость" рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения. Это отвечает возможностям здорового ребенка данного возраста.
Картинка предлагается ребенку со словами: "Посмотри, какая у меня картинка". Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: "Ты рассмотрел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?" При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку.
Критерии оценки
Ребенок получает 2 балла, если он реагирует на картинку живо, непосредственно, без вмешательства взрослого. Она смешит его, вызывает улыбку. Он с легкостью указывает на все "нелепости".
|
|
Ребенок получает 1 балл, если его реакция менее спонтанная, но он самостоятельно или с небольшой помощью - 1 или 2 вопроса - находит нелепые места.
Ребенок получает О баллов, если эмоционально никак не реагирует на картинку и только с помощью педагога находит несоответствия в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает.
Субтест 2. Пространственно-арифметический диктант(Пр.№ 3,4)
Это задание позволяет диагностировать как сформированность навыков счета, так и некоторые психологические характеристики: умение ребенка ориентироваться в пространстве (право - лево, верх - низ), умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти. Варианты стимульноrо материала, необходимого для проведения этого субтеста, приведены на карточках NQNQ 2а, 2б, 2в.
Инструкция
Таблица предъявляется ребенку со словами: "Посмотри, здесь нарисована девочка". Далее ребенку задаются следующие вопросы:
Если ты передвинешь девочку вправо на одну клеточку, то где она окажется? Что она там найдет? Сколько?
Дальше из этой клеточки передвин., девочку вверх тоже на одну клеточку. Где она окажется? Сколько у нее теперь стало мор
Теперь передвинь девочку на одну клеточку влево. Где она теперь будет? Сколько теперь у нее морковок?
Перемести девочку еще на одну клеточку влево. Где она окажется теперь? Здесь зайчик попросил у нее 2 морковки. Сколько у нее их осталось?
Передвинь ее еще на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколько у нее теперь морковок? Что-нибудь изменилось?
Перемести девочку вниз. Кого она встретила? Она отдает ему 2 морковки. Сколько У нее их осталось?
Если на первых вопросах педагог видит, что ребенок никак не реагирует на них и не может ответить, и при этом есть подозрения, что он просто не понял инструкцию или слишком зажат, то он может разрешить ребенку пальцем двигаться по таблице вслед за инструкцией. Сам педагог ничего не показывает.
Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 2 балла, если он правильно выполнил 5-6 действий из 6 возможных.
Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 1 балл, если он правильно выполнил 3--4 действия из 6 возможных.
Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в О баллов, если он правильно выполнил 1-2 действия из 6 возможных.
в протоколе тестирования необходимо отмечать правильность выполнения ребенком как арифметического действия, так и пространственной ориентировки. Для этого в клеточке, соответствующей каждому "шагу", надо отмечать знаком "+" или "-" в левой верхней части клеточки - правильность счета, в нижней правой части - правильность направления. Подробное ведение протокола необходимо для дальнейшего консулыирования, которое может быть необходимо при недостаточно высоких набранных баллах.
Субтест 3. Последовательные картинки (Пр.№ 5, 6)
Аналогичный субтест применяется в тестах Бине-Симона и Векслера, он позволяет выявить уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить СВЯЗНЫI1 последовательный рассказ). Мы предлагаем детям наборы из 6 картинок (см. Стимульный материал, карточки NQNQ За и Зб), поскольку наш опыт показал, что детям этого возраста составить рассказ по 7-8 картинкам слишком сложно, а менее, чем по шести, - очень просто.
Общую карточку со стимульным материалом необходимо разрезать на части и, перемешав их, положить перед ребенком со словами: "У меня есть картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ)".
|
|
Если ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ, то он получает 2 балла.
Если ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с помощью взрослого) или если его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности, то он получает 1 балл.
Если ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок, то в этом случае он получает О баллов.