Субтест 3. Последовательные картинки (Пр.№ 5, 6)

Е.К. Вархатовой,

Н.В. Дятко,

 Е.В. Сазоновой

Оценка результатов ребёнка

По ходу диагностики педагог заполняет вторую часть Анкеты для ре­бенка, причем в средней части таблицы выделено место для письменных комментариев педагога (Протокол тестирования), а справа выделено ме­сто для проставления соответствующих оценок. Важно при этом, что в Ан­кете специально выделены графы с обозначениями соответствующих баллов и в эти графы педагог может ставить только "+" и ни в коем слу­чае не может ставить саму оценку, так как многие дети знают, что в шко­ле за плохой ответ ставят двойку и, увидев цифру "2", очень расстраива­ются. Если педагог ставит любую не максимальную оценку, то он обяза­тельно должен пояснить в средней части анкеты, почему он это сделал.

Все результаты ребенка оцениваются баллами. Критерии оценки при­ведены ниже в описании каждого субтеста. По окончании всей диагности­ки баллы суммируются. Дети, набравшие более 18 баллов, зачисляются в школу сразу же. При результате 17 баллов и меньше требуется специ­альная консультация психолога или логопеда.

Субтест 1. «Нелепицы» (Приложение № 1,2)

Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий мас­су явных "нелепостей", то есть вещей, которые в реальной жизни невоз­можны и смешны (см. Стимульный материал, карточки №№№ 1а, 1б, 1в). "Нелепицы" предлагаются в качестве первого задания, поскольку в ходе обсуждения картинки ребенок, как правило, раскрепощается и успокаива­ется. В качестве материала мы брали сюжеты из пособия С.Д. 3абрамной "Наглядный материал для психолого-педагогического обследования де­тей в медико-педагогических комиссиях" (М., Просвещение, 1985 г.) и других пособий. В наших условиях приходилось использовать одновре­менно 5-6 вариантов рисунков, три из них мы включили в настоящий ком­плект.

Основным результатом данного субтеста является способность ре­бенка эмоционально откликаться на "нелепость" рисунка и умение объя­снить смысловые ошибки изображения. Это отвечает возможностям здо­рового ребенка данного возраста.

Картинка предлагается ребенку со словами: "Посмотри, какая у меня картинка". Если ребенок рассматривает ее молча (или во­обще никак не реагирует), педагог может спросить: "Ты рассмо­трел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?" При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на получен­ную им оценку.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если он реагирует на картинку живо, непосредственно, без вмешательства взрослого. Она смешит его, вызывает улыбку. Он с легкостью указывает на все "неле­пости".

Ребенок получает 1 балл, если его реакция менее спонтанная, но он самостоятельно или с небольшой помощью - 1 или 2 во­проса - находит нелепые места.

Ребенок получает О баллов, если эмоционально никак не реа­гирует на картинку и только с помощью педагога находит несо­ответствия в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает.

Субтест 2. Пространственно-арифметический диктант(Пр.№ 3,4)

  Это задание позволяет диагностировать как сформированность навы­ков счета, так и некоторые психологические характеристики: умение ре­бенка ориентироваться в пространстве (право - лево, верх - низ), уме­ние действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти. Варианты стимульноrо материала, необходимого для прове­дения этого субтеста, приведены на карточках NQNQ 2а, 2б, 2в.

Инструкция

Таблица предъявляется ребенку со словами: "Посмотри, здесь нарисована девочка". Далее ребенку задаются следующие во­просы:

Если ты передвинешь девочку вправо на одну клеточку, то где она окажется? Что она там найдет? Сколько?

Дальше из этой клеточки передвин., девочку вверх тоже на од­ну клеточку. Где она окажется? Сколько у нее теперь стало мор­

 

Теперь передвинь девочку на одну клеточку влево. Где она те­перь будет? Сколько теперь у нее морковок?

Перемести девочку еще на одну клеточку влево. Где она ока­жется теперь? Здесь зайчик попросил у нее 2 морковки. Сколь­ко у нее их осталось?

Передвинь ее еще на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколько у нее теперь морковок? Что-нибудь изменилось?

Перемести девочку вниз. Кого она встретила? Она отдает ему 2 морковки. Сколько У нее их осталось?

Если на первых вопросах педагог видит, что ребенок никак не реаги­рует на них и не может ответить, и при этом есть подозрения, что он про­сто не понял инструкцию или слишком зажат, то он может разрешить ре­бенку пальцем двигаться по таблице вслед за инструкцией. Сам педагог ничего не показывает.

Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 2 балла, если он правильно выполнил 5-6 действий из 6 возможных.

Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 1 балл, ес­ли он правильно выполнил 3--4 действия из 6 возможных.

Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в О баллов, если он правильно выполнил 1-2 действия из 6 возможных.

в протоколе тестирования необходимо отмечать правильность выпол­нения ребенком как арифметического действия, так и пространственной ориентировки. Для этого в клеточке, соответствующей каждому "шагу", надо отмечать знаком "+" или "-" в левой верхней части клеточки - пра­вильность счета, в нижней правой части - правильность направления. Подробное ведение протокола необходимо для дальнейшего консулыирования, которое может быть необходимо при недостаточно высоких на­бранных баллах.

Субтест 3. Последовательные картинки (Пр.№ 5, 6)

  Аналогичный субтест применяется в тестах Бине-Симона и Векслера, он позволяет выявить уровень сформированности у ребенка причин­но-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить СВЯЗНЫI1 последовательный рассказ). Мы предлагаем детям наборы из 6 картинок (см. Стимульный материал, карточки NQNQ За и Зб), поскольку наш опыт показал, что детям этого возраста составить рассказ по 7-8 картинкам слишком сложно, а менее, чем по шести, - очень просто.

Общую карточку со стимульным материалом необходимо раз­резать на части и, перемешав их, положить перед ребенком со словами: "У меня есть картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расска­жи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ)".

Если ребенок самостоятельно правильно и логично определя­ет последовательность картинок и составляет связный рассказ, то он получает 2 балла.

Если ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с помощью взрослого) или если его рассказ отры­вочен и вызывает у ребенка трудности, то он получает 1 балл.

Если ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных дета­лей картинок, то в этом случае он получает О баллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: