Результаты оценки выполнения теста по таблицам возрастных норм

Выявляем соответствие между скопированными ребенком картинками и типами рисунков, представленными в таблицах.

Фигура А — Тип 6. Для 8 лет встречается в 68% случаев.

Фигура 1 — Тип 6. Для 8 лет встречается в 18% случаев, такое воспроизведение характерно для детей 10 лет и старше.

Фигура 2 — Тип 6. Для 8 лет встречается в 10% случаев, такое воспроизведение характерно для детей старшего возраста.

Фигура 3 — Тип 6. Для 8 лет встречается в 26% случаев, такое воспроизведение характерно для наиболее развитых 8-летних детей и детей старшего возраста.

Фигура 4 — Тип 5. Для 8 лет встречается в 25% случаев, средняя группа.

Фигура 5 — Тип 6. Для 8-летних такое воспроизведение вообще не характерно, у 9-летних встречается только в 14% случаев, типично для детей 10 лет и старше.

Результаты балльной оценки выполнения теста Бендер («ОТ» —общие тенденции)

Фигура А 1 2 3 4 5 6 7 8 "ОТ" Сумма
Оценка 0 2 1 2 0 0 2 2 0 0 9

 

Можно отметить значимое превышение возрастных норм. В числе недостатков:

Фигура 1 — паттерн несколько отклоняется от горизонтальной линии — 2 балла;

недостаточно четко воспроизведен наклон колонок Фигуры 2, но каждая колонка все же наклонена в правильном направлении (девочка перевернула карточку вверх ногами, поэтому наклон колонок слева вниз не принимается за ошибку); не одинаковы расстояния между элементами — 1 балл;

Фигура 3 — воспроизведены только два угла, последняя серия точек образует дугу — 2 балла;

синусоиды Фигуры 6 пересекаются под прямым углом — 2 балла;

не вполне правильно воспроизведено пересечение элементов Фигуры 72 балла.

Пример 2. Сережа Л., 7 лет

Учится в первом классе. Учителя отмечают живость и общительность ребенка, но жалуются на его недостаточную усидчивость, агрессивные реакции в ситуациях, когда у него что-либо не получается, а также неспособность доводить до конца начатую работу («что бы ни начал — все бросит на половине...»). Испытывает трудности в овладении навыками чтения и письма. Плохо рисует.

Задание воспринял легко, поинтересовался целями тестирования. Не стремился просмотреть все карточки до начала копирования, но, открывая каждую следующую, вертел ее, стараясь выбрать расположение поудобнее. Необычной также была последовательность расположения на листе копируемых фигур — снизу вверх в столбец. Начиная с фигуры 3, стал проявлять нетерпение, оглядываться по сторонам, менее тщательно срисовывать фигурки. На четвертой фигуре заявил, что задание неинтересное, но не прекратил выполнения, а лишь ускорил темп движений. Проигнорировал требование экспериментатора быть более старательным.

В процессе тестирования (включавшего, помимо теста Бендер, и другие методики) обнаружились следующие особенности ребенка: трудности с длительной концентрацией внимания; сниженная память, как произвольная, так и непроизвольная (тест «10 слов» обнаружил плато на 7 элементах после 5 повторов и категорического отказа продолжать заучивание; просьба вспомнить, сколько фигур он рисовал при выполнении теста Бендер, через 20 минут после его окончания вызвала затруднения, смог схематично воспроизвести только фигуры А и 1); испытывает трудности в вербализации пространственных представлений, не справляется с задачей описать взаимное расположение нескольких предметов, путает «право — лево»; высокая двигательная активность, переходящая в расторможенность при переутомлении (вскакивает со стула, резким движением руки сбрасывает книги со стола...); интеллектуальное развитие на нижней границе возрастной нормы. В целом можно говорить о неблагоприятном прогнозе в отношении учебной деятельности.

По словам матери, в возрасте четырех с половиной лет перенес сотрясение мозга с кратковременной потерей сознания. По поводу травмы к врачам не обращались. С тех пор периодически страдает головными болями. Рекомендовано обратиться к невропатологу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: