Выявляем соответствие между скопированными ребенком картинками и типами рисунков, представленных в таблицах.
Фигура А — Тип 4. Для 7 лет встречается в 6% случаев, нижняя 25-процентная группа 7-летних; для детей старше 7 лет такие ответы вообще не характерны.
Фигура 1 — Тип 2. (Паттерн составляют горизонтальные черточки и точки разного размера, число которых значительно меньше, чем представлено на образце) — встречается у 4-летних детей, не характерно для более старшего возраста.
Фигура 2 — Тип 4. Для 7 лет встречается в 50% случае в.
Фигура 3 — сходный тип отсутствует. Воспроизведение практически не соотносится с образцом, что характерно для детей 3—4 лет.
Фигура 4 — Тип 3. Для 7 лет встречается в 28% случаев, нижняя группа.
Фигура 5 — Тип 3. Для 7 лет такое воспроизведение не характерно, еще встречается у 6-летних и типично для 4-летних детей.
Фигура 6 — Тип 3. Для 7 лет такое воспроизведение не характерно, еще встречается у 6-летних детей и младше.
Фигура 7 — Тип 2. (Фигуры слишком далеко друг от друга, расположены друг под другом, не было попытки прорисовать углы у нижней фигуры) — такие результаты встречаются обычно до 6-летнего возраста.
|
|
Результаты балльной оценки выполнения теста Бендер («ОТ» — общие тенденции)
Фигура | А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | "ОТ" | Сумма |
Оценка | 7 | 6 | 5 | 10 | 7 | 6 | 4 | 10 | 10 | 9 | 74 |
Отмечается значимое отставание от возрастных норм. Выполнение на уровне ребенка 5-летнего возраста. Нетипичная последовательность расположения копируемых фигур. Снижение качества копирования по мере выполнения задания. Неправильное воспроизведение размеров фигур (в большинстве случаев значимое увеличение). Встречаются почти все возможные типы ошибок и искажений: неверное воспроизведение взаимного расположения и количества элементов фигур, а также их размеров, формы и ориентации.
Пример 3. Катя Ф., 7 лет
Учится во втором классе. Учителя характеризуют ее как старательную, но очень застенчивую девочку, испытывающую трудности в общении с одноклассниками. В школу пришла, уже умея читать, но отмечаются проблемы в овладении письмом и особенно с ответами у доски. Читать предпочитает про себя, после прочтения текста успешно отвечает на вопросы о содержании прочитанного. При просьбе читать вслух начинает смущаться, запинаться и хуже запоминает прочитанное.
В результате тестирования выявились высокая тревожность и критичность к результатам собственных действий, заниженные самооценка и уровень притязаний. Интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы. Быстро устает при выполнении однообразной деятельности. Низкая стрессоустойчивость, легкая астенизация.
|
|
Задание поняла легко, спросила разрешения посмотреть все карточки до начала копирования. Предупредила, что рисует не очень хорошо, особенно карандашом, поскольку предпочитает краски. В процессе выполнения несколько раз оглядывалась на экспериментатора и спрашивала, не слишком ли плохо у нее получается, ставят ли за это оценку и что будет, если она не справится с заданием. Неоднократно исправляла рисунок, стирая ошибочные варианты. Необычным в выполнении ею задания было неоднократное изменение ориентации листа, на котором она рисовала. Первую фигуру она расположила в центре листа, лежащего горизонтально; затем три последующих нарисовала в левом верхнем углу; затем перевернула лист в вертикальную позицию (на 90 градусов против часовой стрелки), прикрыла рукой уже нарисованные фигуры и скопировала еще три картинки; затем опять повернула лист в горизонтальное положение, так что первые картинки перевернулись «вверх ногами» и дорисовала две оставшиеся. На просьбу экспериментатора объяснить такое поведение, сказала, что ей не очень нравилось, как она справилась с предыдущими фигурами, и, переворачивая лист, она как бы начинала все сначала.