Содержание рабочей программы по предметному курсу «Литература» 10 класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Тип урока Примечание

Литература I половины XIX века (1 час)

1

Введение. Общая характеристика русской литературы XIX века

 

1

Общая характеристика и своеобразие русской литературы XIX века с точки зрения истории и литературы. Становление реализма в русской и мировой литературе

Знание общей характеристики и своеобразия русской литературы XIX века.

Умение соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой

Организация совместной учебной деятельности

 

Урок изучения нового материала  

А. С. Пушкин (11 часов)

2

А. С. Пушкин: личность, судьба, творчество

1

Первые шаги в творчестве. Идеал свободы в жизни и поэзии. На вершине славы

Знание основных фактов жизни

и творчества писателя.

Умение определять род и жанр произведения.

Проблемные задания, беседа

Урок-лекция  
3

Лирика А.С. Пушкина.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта.

«К Чаадаеву», «Деревня»,

«Вольность»

1

Гражданская и духовная свобода личности. Верность поэта идее свободы. Анализ стихотворений «Деревня» и «Вольность».

Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.

Умение интерпретировать художественное произведение

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Комбинированный урок  
4

Лирика любви в творчестве А.С. Пушкина. «Храни меня мой талисман», «Я вас любил…», «К ***», «На холмах Грузии…»

1

Особенности любовной лирики А.С. Пушкина. Любовь как дар человеку свыше. Анализ стихотворений «Я вас любил…», «К ***»

Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Комбинированный урок  
5

Философские мотивы лирики А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. Тема дороги.

1

«Свободы сеятель пустынный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непорочны…». Аллегорический смысл, словесные образы, анализ лирического стихотворения

Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Комбинированный урок  
6

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

1

Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Анализ стихотворений «Арион», «Поэту», «Пророк». Художественные откры-тия А. С. Пушкина.

Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Комбинированный урок  
7

А.С. Пушкин драматург.

Проблема народа и власти в трагедии «Борис Годунов».

1

Диалектика пушкинских взглядов на историю России. Тема совести и нравственных мучений в трагедии. Композиция трагедии. Язык и особенности стиха трагедии

Знание понятий трагедия, драма.

Умение раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения

Проблемные задания, беседа

Урок изучения нового материала  
8

Петербургская повесть

«Медный всадник»

1

Человек и история в поэме. Тема «маленького человека». Образ Евгения и проблема индивидуального бунта

Знание содержания повести «Медный всадник».

Умение раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения

Проблемные задания, беседа

Урок изучения нового материала  
9

Тайна гения. Подведем итоги

1

Пушкин как создатель русского литературного языка, родоначальник всех жанров русской литературы XIX и XX веков

Знание ведущих тем и мотивов лирики А.С. Пушкина.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Работа

в группах

по вопросам

на стр. 60

Урок обобщения и систематизации изученного  
10

Р.р. Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

1

Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия А. С. Пушкина на творчество поэтов последующих поколений

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Сочинение

Урок развития речи  
11

Р.р. Написание

сочинения по творчеству А. С. Пушкина

1

Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия А. С. Пушкина на творчество поэтов последующих поколений

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Сочинение

Урок развития речи  

М. Ю. Лермонтов (9 часов)

12

М. Ю. Лермонтов:

личность, судьба, эпоха. Художественный мир поэта

1

Расширение представлений учащихся о жизни и творчестве поэта, его художественном мировоззрении, многообразии лирической тематики

Знание основных фактов жизни и творчества поэта.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Проблемные задания, беседа

Урок-лекция  
13

Лирика М.Ю. Лермонтова. Тема судьбы поэта и поэзии в обществе. Мотив одиночества

1

Эволюция темы судьбы поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный…), «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кижал»), «Пророк»

Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Комбинированный урок  
14

Любовная лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова

1

Тема любви в лирике Лермонтова. Своеобразие любовного чувства в творчестве поэта. Анализ стихотворений «Расстались мы, но твой портрет…», «Я не унижусь пред тобою…»

Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Комбинированный урок  
15

Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Философский смысл поэмы

1

Определение понятия романтический герой. Проблемы добра и зла, свободы личности, поисков гармонии. Существование в поэме контрастных миров

Знание теоретико-литературных понятий романтизм и романтический герой.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Анализ эпизодов поэмы

Урок изучения нового материала  
16

Философская лирика

М. Ю. Лермонтова

1

Философское осмысление трагического бытия человека в окружающем мире. Поиски гармонии души с внешним миром. Своеобразие художественного мира Лермонтова

Знание теоретико-литературных понятий романтизм и романти-ческий герой.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Комбинированный урок  
17

 Образ России в лирике Лермонтова.

«Родина», «Дума», «Прощай, немытая Россия...»

1

Основные мотивы лирики: пафос вольности и протест против гнёта, любовь к Родине, её народу, природе.

Знание содержания изученных произведений.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Комбинированный урок  
18

Загадочный творец.

Подведем итоги

1

М.Ю. Лермонтов – поэт мятежного духа. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Пессимизм сильной личности

Знание содержания изученных произведений.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Работа

в группах

по вопросам

на стр. 83

 Урок обобщения и систематизации изученного  
19

Р.р. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

 

1

Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия М.Ю. Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Сочинение

Урок развития речи  
20

Р.р. Написание сочинения по творчеству М. Ю. Лермонтова.

1

Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия М.Ю. Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений мира читателей

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Сочинение

Урок развития речи  

Н. В. Гоголь (5 часов)

21

Н. В. Гоголь: очерк жизни и творчества. Художественный мир писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», комедия «Ревизор»

 

1

Личность писателя, его творческий путь и художественный мир. Связь творчества с фольклором, своеобразие языка. Фантастика и реальность в произведениях.

Знание основных фактов жизни и творчества писателя.

Умение анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

Ответ на проблемный вопрос

Урок изучения нового материала  
22

Поэма «Мёртвые души». Образ дороги в поэме. Чичиков – «новый антихрист» буржуазного мира

1

Своеобразие композиции поэмы. Подчинённая роль сюжета. Большое количество внесюжетных элементов. Мир вещей в поэме. Христианская позиция писателя.

Знание основных теоретико-литературных понятий.

Умение анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; выявлять авторскую позицию

Анализ эпизода

Повторительно-обобщающий урок  
23

«Петербургские повести» и тема «маленького человека». «Шинель».

«Невский проспект»

1

Литература середины XIX века как «эпоха Гоголя». Принципы создания характера «маленького человека». Пафос произведения

Знание основных закономерностей историко-литературного процесса.

Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

Проблемные задания, беседа

Урок изучения нового материала  
24

«Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творчестве Гоголя

 

1

Высокие гуманистические идеалы Гоголя. Роль творчества Гоголя в литературном процессе XIX-XX веков

Знание основных теоретико-литературных понятий.

Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

Проблемные задания, беседа

Урок изучения нового материала  
25

Р.р. Особенности языка произведений Н.В.Гоголя.

1

Своеобразие языка произведений Гоголя.

Художественные средства выразительности

Знание своеобразия языка произведений Гоголя.

Умение анализировать художественное произведение

Работа над статьей на стр. 96 - 98

Урок развития речи  

Русская литература второй половины XIX века (1 час)

26

Русская литература второй половины XIX века.

1

Историческая обстановка в середине века, её влияние на развитие литературы. Споры западников и славянофилов

Знание общей характеристики и своеобразия русской литературы XIX века.

Умение давать аргументированную оценку произведению

Проблемные задания, беседа

Урок изучения нового материала  

А. Н. Островский (8 часов)

27

А. Н. Островский.

Очерк жизни и творчества

1

Жизненный и творческий путь А. Н. Островского. Эволюция русского театра. Новаторский характер драматургии Островского

Знание основных фактов жизни и творчества писателя.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литератур

Словарно-терминологи-ческая работа

Урок изучения нового материала  
28

Драма «Гроза».

История создания. Место действия. Своеобразие конфликта

1

История создания пьесы. Художественное и жанровое своеобразие драмы. Социальный конфликт в пьесе

Знание понятий драма, трагедия, конфликт.

Умение анализировать эпизод и его место в тексте, излагать мысли на заданную тему

Проблемные задания, беседа

Урок изучения нового материала  
29

Обитатели города Калинова. Система образов, приёмы характеристики героев пьесы

1

Знакомство с героями драмы. Понятие система образов произведения. Приемы характеристики образов пьесы

Знание понятий антитеза, параллелизм, система образов.

Умение анализировать эпизод и его место в тексте, излагать мысли на заданную тему

Самостоятельная работа

Урок-беседа  
30

Композиция драмы «Гроза»

 

1

Особенности сюжетного построения драмы. Анализ эпизодов. Словарно-терминологическая работа.

Знание понятий сюжет, композиция, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка

Проблемные задания, беседа

Комбинированный урок  
31

Протест Катерины против «тёмного царства».

Трагедия героини

1

Характеристика Катерины.

Причины конфликта героини с «тёмным царством»

Знание содержания драмы.

Умение выявлять авторскую позицию в произведении; анализировать эпизод и его место в тексте

Характеристика образа Катерины

Повторительно-обобщающий урок  
32

Оценка драмы «Гроза» русской критикой. А.Н. Островский и русский национальный театр

1

Знакомство с противоречивыми взглядами критиков на пьесу. Значение творчества А.Н. Островского

Знание противоречий в оценке драмы русской критикой.

Умение использовать критическую литературу для формулирования своего мнения о прочитанном

Проблемные задания, беседа

Урок обобщения и систематизации изученного  
33

Р.р. Сочинение по творчеству А. Н. Островского

1

Систематизация знаний о значении и влиянии творчества А.Н. Островского на развитие русского театра

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров

Сочинение

Урок развития речи  
34

Р.р. Написание сочинения по творчеству А. Н. Островского

1

Систематизация знаний о значении поэтического наследия М.Ю. Лермонтова

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Сочинение

Урок развития речи  

И. А. Гончаров (6 часов)

35

И. А. Гончаров: основные этапы жизненного и творческого пути

1

Основные этапы жизненного и творческого пути.

Художественный мир писателя

Знание основных фактов жизни и творчества писателя.

Умение излагать свои мысли на заданную тему

Беседа, проблемные задания

Урок-лекция    
36

Роман «Обломов».

Проблематика. Композиция

1

Идейное своеобразие романа.

Композиция. Авторская позиция. Знакомство с центральным образом романа.

Понятие «обломовщина»

Знание содержания романа.

Умение излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию, соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Анализ эпизода

Урок изучения нового материала  
37

Образ главного героя.

«Обломовщина». Сон Обломова: композиционная роль эпизода

1

Идейное своеобразие романа.

Авторская позиция. Рассматривание центрального образа романа. Понятие «обломовщина».

Роль эпизода в раскрытии идеи произведения

Знание содержания романа.

Умение излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию, соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Беседа, проблемные задания

Урок-беседа  
38

Обломов и Ольга Ильинская.

Обломов и Агафья Матвеевна

1

Роль женских образов в развитии сюжета. Анализ взаимоотношений героя с женскими персонажами произведения

Знание содержания романа.

Умение излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию, соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Ответ на проблемный вопрос

Комбинированный урок  
39

Роман Гончарова «Обломов» в русской критике

1

Анализ оценок романа.

Сопоставление оценки критиков со своим восприятием романа

Знание содержания романа.

Умение излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении

Цитатный план сочинения

Урок изучения нового материала  
40

Р.р. Обломов и Штольц.

Сравнительная характеристика

1

Сравнительная характеристика персонажей. Сущность характеристики героя, его мироощущение и судьба

Знание содержания романа.

Умение излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию, соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Сравнительная характеристика персонажей

Урок развития речи  

И. С. Тургенев (11 часов)

41

И. С. Тургенев: очерк жизни и творчества

1

Основные этапы жизненного и творческого пути Тургенева.

Художественный мир писателя

Знание основных фактов биографии писателя. Умение выявлять авторскую позицию произведения

Беседа

Урок-лекция  
42

Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл заглавия. Проблематика. Композиция.

1

Особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX века. Развитие романа в творчестве Тургенева

Знание содержания романа. Умение излагать свои суждения на заданную тему, выявлять позицию автора в произведении, давать доказательную оценку произведению

Проблемные задания

Урок изучения нового материала  
43

Мир «отцов» в романе. Его оценка русской критикой

1

Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Образ жизни русского дворянства. Оценка мира «отцов» русской критикой.

Знание содержания романа. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить литературу с общественной и культурной жизнью эпохи

Проблемные задания

Комбинированный урок  
44

Образ Базарова в романе.

 

1

Образ главного героя.

Художественные особенности создания образа. Причины конфликта героя с окружающим миром и причина одиночества

Знание содержания романа. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить литературу с общественной и культурной жизнью эпохи

Проблемные задания

Комбинированный урок  
45

Идеологический спор «отцов» и «детей»

1

Идеологический спор «отцов» и «детей». Значение эпизода дуэли в романе

Знание содержания романа. Умение анализировать и определять значение эпизода в произведении

Анализ эпизода

Комбинированный урок  
46

Женские образы в романе

1

Женские образы в романе.

Взаимоотношения образов Базарова и Одинцовой в романе

Знание содержания романа. Умение анализировать и определять значение эпизода в произведении

Анализ эпизода

Комбинированный урок  
47

Любовь и счастье в романе «Отцы и дети»

1

«Вечные темы» в романе.

Четыре взгляда на проблему любви в романе. Сущность внутреннего конфликта героя

Знание содержания романа. Умение излагать свои суждения на заданную тему, выявлять позицию автора в произведении

Сопоставительная характеристика героев

Урок-диспут  
48

Смерть Базарова. Эпилог романа

1

Анализ сути внутреннего конфликта героя. Обобщение по образу главного героя романа

Знание основных теоретико-литературных понятий. Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

План-характеристика

Комбинированный урок  
49

Споры вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1

Формирование представления о многостороннем подходе критиков к роману. Выработка собственной оценки произведения

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Проблемные задания

(стр. 190)

Урок обобщения и систематизации изученного  
50

Р.р. Сочинение по творчеству И. С. Тургенева

1

Систематизация знаний о значении и влиянии творчества И.С. Тургенева на развитие русской литературы

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров

Сочинение

Урок развития речи  

Ф. И. Тютчев (3 часа)

51

Ф. И. Тютчев: жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира.

Основные темы поэзии

1

Этапы жизненного и творческого пути поэта. Формирование представления о философских основах произведений поэта. Основные темы поэзии.

Знание основных фактов жизни и творчества поэта. Умение выразительно читать поэтический текст

Проблемные задания

Урок-лекция  
52

 Философия природы в лирике Ф. И. Тютчева.

1

Формирование представления о философских основах произведений Тютчева. Картины природы в лирике Тютчева

Знание содержания произведений данной тематики.

Умение анализировать и интерпретировать поэтическое произведение

Сопостави-тельный анализ произведений

Комбинированный урок  
53

Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева

1

Наблюдение за точностью в передаче оттенков чувств и душевных движений человека в лирике Тютчева

Знание содержания произведений данной тематики.

Умение анализировать и интерпретировать поэтическое произведение

Анализ стихотворений

 

Комбинированный урок  

А. А. Фет (2 часа)

54

А. А. Фет: очерк жизни и творчества. Особенности художественного мира поэта. Основные темы поэзии.

1

Тематическое своеобразие поэзии Фета. Формирование представления об особенностях поэтического стиля Фета

Знание основных фактов жизни и творчества поэта.

Умение выразительно читать поэтический текст

Проблемные задания

Урок изучения нового материала  
55

Философия природы

в лирике А. А.Фета

1

Формирование представления об особенностях поэтического стиля Фета и Тютчева.

Сопоставительный анализ лирических произведений

Знание основных теоретико-литературных понятий.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Анализ лирического произведения

Комбинированный урок  

А.К. Толстой (1 час)

56

А. К. Толстой: очерк жизни и творчества. Особенности художественного мира поэта.

1

Особенности художественного мира поэта. Тематическое своеобразие поэзии А.К. Толстого. Формирование представления об особенностях стиля поэта

Знание основных фактов жизни и творчества поэта.

Умение выразительно читать поэтический текст

Проблемные задания

Урок-лекция  

Н. А. Некрасов (8 часов)

57

Н. А. Некрасов: личность и судьба поэта. Основные темы и идеи лирики Некрасова

1

Своеобразие художественного мира поэта. Жизненная позиция Некрасова. Основные темы и идеи лирики Некрасова.

Знание основных этапов жизни и творчества поэта.

Умение соотносить произведение с литературным направлением эпохи

План лекции

Комбинированный урок  
58

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция

1

История создания поэмы.

Особенности жанра и композиции. Выражение в поэме социальной трагедии крестьянства

Знание содержания поэмы.

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Выразитель-ное чтение

Комбинированный урок  
59

Анализ глав поэмы. Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме

1

Социальная трагедия крестьянства. Сатирические принципы изображения помещиков. Язык поэмы. Фольклорные элементы

Знание содержания поэмы.

Умение излагать мысли на заданную тему, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Анализ эпизода

Комбинированный урок  
60

Женские образы в поэме

1

Женские образы в поэме.

Язык поэмы. Фольклорные элементы

Знание содержания поэмы.

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Характеристика персонажей

Комбинированный урок  
61

Образы народных заступников в поэме

1

Социальная трагедия крестьянства. Зреющий в народе стихийный протест против угнетателей.

Знание содержания поэмы.

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Характеристика образа народного заступника

Комбинированный урок  
62

Гриша Добросклонов – центральный образ поэмы. Проблема счастья и смысл жизни в поэме

1

Особенности жанра и композиции. Выражение в поэме социальной трагедии крестьянства. Проблема счастья и смысл жизни в поэме

Знание содержания поэмы.

Умение излагать мысли на заданную тему, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

План домашнего сочинения

Повторительно-обобщающий урок  
63

Р.р. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

1

Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия Н.А. Некрасова на развитие русской литературы

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров

Сочинение

Урок развития речи  
64

Р.р. Написание сочинения по творчеству Н.А. Некрасова

1

Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия Н.А. Некрасова на развитие русской литературы

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Сочинение

Урок развития речи  

Н. Г. Чернышевский «Что делать?» (1 час)

65

Н.Г. Чернышевский.

Роман «Что делать?» и революционная агитация в России

1

Политические и эстетические взгляды Чернышевского.

Понятие жанра утопии.

Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе

Знание логики развития историко-литературного процесса XIXв.

Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

Проблемные задания

Урок изучения нового материала  

Н. С. Лесков (2 часа)

66

Очерк жизни и творчества Н. С. Лескова. «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина

1

Личность и судьба писателя. Идейно-художественное своеобразие произведений Лескова. Повесть «Очарованный странник».

Знание основных этапов жизненного и творческого пути писателя.

Умение формулировать своё отношение к прочитанному

Беседа

Урок-лекция  
67

«Леди Макбет Мценского уезда»

1

Сопоставление образов и судеб героинь Лескова и Островского

Знание содержания литературного произведения.

Умение пользоваться критической литературой при анализе произведения

Сравнительная характеристика

Урок изучения нового материала  

М. Е. Салтыков – Щедрин (2 часа)

68

М. Е. Салтыков-Щедрин: жизнь, творчество, художественный мир писателя.

1

Художественный мир Салтыкова-Щедрина.

Жизненная позиция писателя

Знание основных фактов жизни и творчества писателя; своеобразие сатиры писателя.

Умение воспроизводить содержание литературного произведения

Проблемные задания

Урок изучения нового материала  
69

«История одного города»: замысел, история создания, проблематика, основные принципы и идеи.

1

«История одного города»: замысел, история создания, проблематика, основные принципы и идеи. Анализ концепции произведения

Знание замысла, истории создания, композицию и жанр произведения.

Умение воспроизводить содержание литературного произведения

Ответ на проблемный вопрос

Урок изучения нового материала  

Ф. М. Достоевский (7 часов)

  70

Ф. М. Достоевский: личность, судьба, художественный мир. История создания романа «Преступление и наказание»

1

Художественный мир Достоевского. Жизненная позиция писателя. Идейно-нравственная проблематика романа, его главный конфликт

Знание основных фактов жизни и творчества писателя; содержание романа «Преступление и наказание»

Беседа

Урок-лекция    
71

Петербург Достоевского – один из главных действующих лиц романа. Тема «униженных и оскорблённых»

1

Специфика Петербурга Достоевского. Сопоставление с Петербургом Гоголя, Пушкина, Некрасова

Знание содержания изученного произведения.

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Ответ на проблемный вопрос

Комбинированный урок  
72

Раскольников: его учение и бунт. Взаимоотношения автора и героя

1

Суть теории Раскольникова, ведущие мотивы преступления. Опасность осуществления индивидуальных идей и теорий

Знание содержания изученного произведения.

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Составление плана ответа

Комбинированный урок  
73

Литературная философия Достоевского и христианские ценности

1

Суть теории Раскольникова, ведущие мотивы преступления. Опасность осуществления индивидуальных идей и теорий

Знание содержания изученного произведения.

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Анализ теории Раскольникова

Комбинированный урок  
74

Тема совести и веры. Образы Свидригайлова и Лужина

1

Система персонажей романа. Определение значения персонажей для понимания позиции главного героя

Знание содержания прочитанного произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Сравнительная характеристика персонажей

Комбинированный урок  
75

«Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа.

1

Смысл столкновения «правды» Сонечки и «правды» Раскольникова. Идея страдания и очищения. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора

Знание содержания прочитанного произведения.

Умение формулировать своё отношение к прочитанному

Письменный ответ на вопрос

Комбинированный урок  
76

«Их воскресила любовь». Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове

1

Символический смысл романа. Воскрешение человека

в Раскольникове

Знание содержания прочитанного произведения.

Умение формулировать своё отношение к прочитанному

Вывод

о прочитанном

Комбинированный урок  
77

Р.р. Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского

1

Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Ф.М. Достоевского на развитие русской литературы

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров

Сочинение

Урок развития речи  
78

Р.р. Написание сочинения по творчеству Ф.М. Достоевского

1

Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия Ф.М. Достоевского на творчество поэтов последующих поколений мира читателей

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Сочинение

Урок развития речи  

Л. Н. Толстой (17 часов)

79

Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого. «Севастопольские рассказы». Проблема истинного и ложного патриотизма

1

Основные этапы жизненного и творческого пути писателя.

Идейно-художественное своеобразие «Севастопольских рассказов».

Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат

Знание основных фактов жизни и творчества писателя.

Умение свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы

Беседа

 

Урок-лекция  
80

Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Особенности жанра. Композиция

1

Творческая история романа-эпопеи «Война и мир». Жанровые особенности произведения и многозначность его названия. Своеобразие композиции, особенности психологизма

Умение воспроизводить содержание произведения; выразительно читать фрагменты произведения, отстаивать свою точку зрения на изображаемое

Фронтальный опрос

Комбинированный урок  
81

Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер.

1

Своеобразие композиции, особенности психологизма.

Богатый и сложный мир героев романа. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира

Знание содержания литературно- го произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Ответ на проблемный вопрос

Комбинированный урок  
82

Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. Смерть графа Безухова

1

Своеобразие композиции, особенности психологизма.

Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира

Знание содержания литературного произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Тест

Комбинированный урок  
83

Изображение войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение

1

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны

Знание содержания литературно- го произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Проблемные задания

Комбинированный урок  
84

Кутузов и Император Александр. Бегство русских

1

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны.

Знание содержания литературно- го произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Фронтальный опрос

Комбинированный урок  
85

«Мысль семейная» в романе Толстого

1

«Мысль семейная» в эпопее. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни.

Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира

Знание содержания литературного произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанном

Самостоятельная работа

Комбинированный урок  
86

Нравственные искания

А. Болконского

1

Различие путей нравственных поисков главных героев романа: П. Безухова и А. Болконского

Знание содержания литературного произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Составить план ответа

Комбинированный урок  
87

Безухов – любимый герой Толстого

1

Различие путей нравственных поисков главных героев романа: П. Безухова и А. Болконского

Знание содержания литературного произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

План-характеристика главного героя

Комбинированный урок  
88

«Что есть красота?» Наташа Ростова

1

Женские образы романа.

Наташа Ростова,

Марья Болконская.

Их роль и судьба

Знание содержания литературного произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Сравнительная характеристика персонажей

Урок-диспут  
89

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе

1

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 года как отечественная война

Знание закономерностей историко-литературного процесса.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Сообщения учащихся

Комбинированный урок  
90

Бородинское сражение. Поведение Кутузова и Наполеона в битве

1

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Взгляд Толстого на роль личности в истории.

Знание содержания литературного произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Письменный ответ на вопрос

Комбинированный урок  
91

«Мысль историческая». Кутузов и Наполеон

1

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Кутузов и император Александр. Взгляд Толстого на роль личности в истории

Знание закономерностей историко-литературного процесса.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Сравнительная характеристика

Комбинированный урок  
92

«Мысль народная» в романе. Жизненная философия Платона Каратаева. Партизанское движение

1

Жизненная философия Платона Каратаева. Партизанское движение в романе

Знание закономерностей историко-литературного процесса.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Сравнительная характеристика

Комбинированный урок  
93

Изображение мирной жизни в эпилоге романа

1

Богатый и сложный мир героев романа. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. Интерес к Толстому в современном мире.

Знание содержания литературного произведения.

Умение выявлять авторскую позицию в произведении; аргумен-тировано формулировать своё отношение к прочитанному

Составление плана сочинения

Комбинированный урок  
94

Р.р. Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

1

Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Л.Н. Толстого на развитие русской литературы

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Сочинение

Урок развития речи  

А. П. Чехов (9 часов)

95

Художественный мир

А. П. Чехова.

Рассказы А.П. Чехова начала 80-х- 90-х гг

1

Личность и судьба писателя, его художественный мир.

Изображение картин пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное. Рассказы Чехова «Дама с собачкой», «Попрыгунья» Проблема истинных и ложных ценностей. Объективность выражения авторской позиции. Чеховская ирония. Роль художественной детали, лаконизм повествования

Знание основных фактов жизни и творчества А. П. Чехова.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу

Беседа

Урок-лекция с элементами беседы

 

96

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». История создания рассказа

1

Трагизм повседневного бездушного существования и духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч». Идейно-художественное своеобразие рассказа

Знание содержания литературного произведения.

Умение излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении

Составление плана характеристики

Комбинированный урок

 

97

Драматургия Чехова. Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишнёвый сад»

1

Характеристика драматургии Чехова. Особенности сюжетно- го построения пьесы «Вишнёвый сад». Способы организации сценического действия в пьесе

Знание содержания литературного произведения.

Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу

Ответ на проблемный вопрос

Урок изучения нового материала

 

 

98

Проблематика пьесы. «Подводное течение» в пьесе «Вишнёвый сад». Особенности чеховского диалога

1

Способы организации сценического действия пьесы.

Особенности речевой характеристики персонажей.

Особенности писательской манеры Чехова

Знание содержания литературного произведения.

Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу

Характеристика персонажей

Комбинированный урок

 

99

Система образов в пьесе «Вишнёвый сад». Главный образ пьесы.

 

1

Способы организации сценического действия пьесы.

Особенности речевой характеристики персонажей.

Особенности писательской манеры Чехова

Знание содержания литературного произведения.

Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу

Тест по содержанию

Урок-диспут

 

100

Р.р. Сочинение по творчеству А. П. Чехов

 

1

Систематизация знаний о влиянии творчества Чехова на формирование духовного мира читателей

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Сочинение

Урок развития речи

 

РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ (2 ч)

101

Резервный урок

1

 

 

 

 

 

102

Резервный урок

1

 

 

 

 

 
                           

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: