№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Тип урока | Примечание | ||||||||
Литература I половины XIX века (1 час) | |||||||||||||||
1 | Введение. Общая характеристика русской литературы XIX века
| 1 | Общая характеристика и своеобразие русской литературы XIX века с точки зрения истории и литературы. Становление реализма в русской и мировой литературе | Знание общей характеристики и своеобразия русской литературы XIX века. Умение соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой | Организация совместной учебной деятельности
| Урок изучения нового материала | |||||||||
А. С. Пушкин (11 часов) | |||||||||||||||
2 | А. С. Пушкин: личность, судьба, творчество | 1 | Первые шаги в творчестве. Идеал свободы в жизни и поэзии. На вершине славы | Знание основных фактов жизни и творчества писателя. Умение определять род и жанр произведения. | Проблемные задания, беседа | Урок-лекция | |||||||||
3 | Лирика А.С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта.
«К Чаадаеву», «Деревня», «Вольность» | 1 | Гражданская и духовная свобода личности. Верность поэта идее свободы. Анализ стихотворений «Деревня» и «Вольность». | Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы. Умение интерпретировать художественное произведение | Выразительное чтение, анализ стихотворений | Комбинированный урок | |||||||||
4 | Лирика любви в творчестве А.С. Пушкина. «Храни меня мой талисман», «Я вас любил…», «К ***», «На холмах Грузии…» | 1 | Особенности любовной лирики А.С. Пушкина. Любовь как дар человеку свыше. Анализ стихотворений «Я вас любил…», «К ***» | Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение | Выразительное чтение, анализ стихотворений | Комбинированный урок | |||||||||
5 | Философские мотивы лирики А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. Тема дороги. | 1 | «Свободы сеятель пустынный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непорочны…». Аллегорический смысл, словесные образы, анализ лирического стихотворения | Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение | Выразительное чтение, анализ стихотворений | Комбинированный урок | |||||||||
6 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. | 1 | Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Анализ стихотворений «Арион», «Поэту», «Пророк». Художественные откры-тия А. С. Пушкина. | Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение | Выразительное чтение, анализ стихотворений | Комбинированный урок | |||||||||
7 | А.С. Пушкин драматург. Проблема народа и власти в трагедии «Борис Годунов». | 1 | Диалектика пушкинских взглядов на историю России. Тема совести и нравственных мучений в трагедии. Композиция трагедии. Язык и особенности стиха трагедии | Знание понятий трагедия, драма. Умение раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения | Проблемные задания, беседа | Урок изучения нового материала | |||||||||
8 | Петербургская повесть «Медный всадник» | 1 | Человек и история в поэме. Тема «маленького человека». Образ Евгения и проблема индивидуального бунта | Знание содержания повести «Медный всадник». Умение раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения | Проблемные задания, беседа | Урок изучения нового материала | |||||||||
9 | Тайна гения. Подведем итоги | 1 | Пушкин как создатель русского литературного языка, родоначальник всех жанров русской литературы XIX и XX веков | Знание ведущих тем и мотивов лирики А.С. Пушкина. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение | Работа в группах по вопросам на стр. 60 | Урок обобщения и систематизации изученного | |||||||||
10 | Р.р. Сочинение по творчеству А. С. Пушкина | 1 | Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия А. С. Пушкина на творчество поэтов последующих поколений | Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Сочинение | Урок развития речи | |||||||||
11 | Р.р. Написание сочинения по творчеству А. С. Пушкина | 1 | Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия А. С. Пушкина на творчество поэтов последующих поколений | Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Сочинение | Урок развития речи | |||||||||
М. Ю. Лермонтов (9 часов) | |||||||||||||||
12 | М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Художественный мир поэта | 1 | Расширение представлений учащихся о жизни и творчестве поэта, его художественном мировоззрении, многообразии лирической тематики | Знание основных фактов жизни и творчества поэта. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Проблемные задания, беседа | Урок-лекция | |||||||||
13 | Лирика М.Ю. Лермонтова. Тема судьбы поэта и поэзии в обществе. Мотив одиночества | 1 | Эволюция темы судьбы поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный…), «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кижал»), «Пророк» | Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение | Выразительное чтение, анализ стихотворений | Комбинированный урок | |||||||||
14 | Любовная лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова | 1 | Тема любви в лирике Лермонтова. Своеобразие любовного чувства в творчестве поэта. Анализ стихотворений «Расстались мы, но твой портрет…», «Я не унижусь пред тобою…» | Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение | Выразительное чтение, анализ стихотворений | Комбинированный урок | |||||||||
15 | Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Философский смысл поэмы | 1 | Определение понятия романтический герой. Проблемы добра и зла, свободы личности, поисков гармонии. Существование в поэме контрастных миров | Знание теоретико-литературных понятий романтизм и романтический герой.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Анализ эпизодов поэмы | Урок изучения нового материала | |||||||||
16 | Философская лирика М. Ю. Лермонтова | 1 | Философское осмысление трагического бытия человека в окружающем мире. Поиски гармонии души с внешним миром. Своеобразие художественного мира Лермонтова | Знание теоретико-литературных понятий романтизм и романти-ческий герой. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение | Выразительное чтение, анализ стихотворений | Комбинированный урок | |||||||||
17 | Образ России в лирике Лермонтова. «Родина», «Дума», «Прощай, немытая Россия...» | 1 | Основные мотивы лирики: пафос вольности и протест против гнёта, любовь к Родине, её народу, природе. | Знание содержания изученных произведений. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение | Выразительное чтение, анализ стихотворений | Комбинированный урок | |||||||||
18 | Загадочный творец. Подведем итоги | 1 | М.Ю. Лермонтов – поэт мятежного духа. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Пессимизм сильной личности | Знание содержания изученных произведений. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение | Работа в группах по вопросам на стр. 83 | Урок обобщения и систематизации изученного | |||||||||
19 | Р.р. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова
| 1 | Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия М.Ю. Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений | Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Сочинение | Урок развития речи | |||||||||
20 | Р.р. Написание сочинения по творчеству М. Ю. Лермонтова. | 1 | Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия М.Ю. Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений мира читателей | Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров
| Сочинение | Урок развития речи | |||||||||
Н. В. Гоголь (5 часов) | |||||||||||||||
21 | Н. В. Гоголь: очерк жизни и творчества. Художественный мир писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», комедия «Ревизор»
| 1 | Личность писателя, его творческий путь и художественный мир. Связь творчества с фольклором, своеобразие языка. Фантастика и реальность в произведениях. | Знание основных фактов жизни и творчества писателя. Умение анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | Ответ на проблемный вопрос | Урок изучения нового материала | |||||||||
22 | Поэма «Мёртвые души». Образ дороги в поэме. Чичиков – «новый антихрист» буржуазного мира | 1 | Своеобразие композиции поэмы. Подчинённая роль сюжета. Большое количество внесюжетных элементов. Мир вещей в поэме. Христианская позиция писателя. | Знание основных теоретико-литературных понятий. Умение анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; выявлять авторскую позицию | Анализ эпизода | Повторительно-обобщающий урок | |||||||||
23 | «Петербургские повести» и тема «маленького человека». «Шинель». «Невский проспект» | 1 | Литература середины XIX века как «эпоха Гоголя». Принципы создания характера «маленького человека». Пафос произведения | Знание основных закономерностей историко-литературного процесса. Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Проблемные задания, беседа | Урок изучения нового материала | |||||||||
24 | «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творчестве Гоголя
| 1 | Высокие гуманистические идеалы Гоголя. Роль творчества Гоголя в литературном процессе XIX-XX веков | Знание основных теоретико-литературных понятий. Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Проблемные задания, беседа | Урок изучения нового материала | |||||||||
25 | Р.р. Особенности языка произведений Н.В.Гоголя. | 1 | Своеобразие языка произведений Гоголя. Художественные средства выразительности | Знание своеобразия языка произведений Гоголя. Умение анализировать художественное произведение | Работа над статьей на стр. 96 - 98 | Урок развития речи | |||||||||
Русская литература второй половины XIX века (1 час) | |||||||||||||||
26 | Русская литература второй половины XIX века. | 1 | Историческая обстановка в середине века, её влияние на развитие литературы. Споры западников и славянофилов | Знание общей характеристики и своеобразия русской литературы XIX века. Умение давать аргументированную оценку произведению | Проблемные задания, беседа | Урок изучения нового материала | |||||||||
А. Н. Островский (8 часов) | |||||||||||||||
27 | А. Н. Островский. Очерк жизни и творчества | 1 | Жизненный и творческий путь А. Н. Островского. Эволюция русского театра. Новаторский характер драматургии Островского | Знание основных фактов жизни и творчества писателя. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литератур | Словарно-терминологи-ческая работа | Урок изучения нового материала | |||||||||
28 | Драма «Гроза». История создания. Место действия. Своеобразие конфликта | 1 | История создания пьесы. Художественное и жанровое своеобразие драмы. Социальный конфликт в пьесе | Знание понятий драма, трагедия, конфликт. Умение анализировать эпизод и его место в тексте, излагать мысли на заданную тему | Проблемные задания, беседа | Урок изучения нового материала | |||||||||
29 | Обитатели города Калинова. Система образов, приёмы характеристики героев пьесы | 1 | Знакомство с героями драмы. Понятие система образов произведения. Приемы характеристики образов пьесы | Знание понятий антитеза, параллелизм, система образов. Умение анализировать эпизод и его место в тексте, излагать мысли на заданную тему | Самостоятельная работа | Урок-беседа | |||||||||
30 | Композиция драмы «Гроза»
| 1 | Особенности сюжетного построения драмы. Анализ эпизодов. Словарно-терминологическая работа. | Знание понятий сюжет, композиция, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка | Проблемные задания, беседа | Комбинированный урок | |||||||||
31 | Протест Катерины против «тёмного царства». Трагедия героини | 1 | Характеристика Катерины. Причины конфликта героини с «тёмным царством» | Знание содержания драмы. Умение выявлять авторскую позицию в произведении; анализировать эпизод и его место в тексте | Характеристика образа Катерины | Повторительно-обобщающий урок | |||||||||
32 | Оценка драмы «Гроза» русской критикой. А.Н. Островский и русский национальный театр | 1 | Знакомство с противоречивыми взглядами критиков на пьесу. Значение творчества А.Н. Островского | Знание противоречий в оценке драмы русской критикой. Умение использовать критическую литературу для формулирования своего мнения о прочитанном | Проблемные задания, беседа | Урок обобщения и систематизации изученного | |||||||||
33 | Р.р. Сочинение по творчеству А. Н. Островского | 1 | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества А.Н. Островского на развитие русского театра | Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров | Сочинение | Урок развития речи | |||||||||
34 | Р.р. Написание сочинения по творчеству А. Н. Островского | 1 | Систематизация знаний о значении поэтического наследия М.Ю. Лермонтова | Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | Сочинение | Урок развития речи | |||||||||
И. А. Гончаров (6 часов) | |||||||||||||||
35 | И. А. Гончаров: основные этапы жизненного и творческого пути | 1 | Основные этапы жизненного и творческого пути. Художественный мир писателя | Знание основных фактов жизни и творчества писателя. Умение излагать свои мысли на заданную тему | Беседа, проблемные задания | Урок-лекция | |||||||||
36 | Роман «Обломов». Проблематика. Композиция | 1 | Идейное своеобразие романа. Композиция. Авторская позиция. Знакомство с центральным образом романа. Понятие «обломовщина» | Знание содержания романа. Умение излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию, соотносить произведение с литературным направлением эпохи | Анализ эпизода | Урок изучения нового материала | |||||||||
37 | Образ главного героя. «Обломовщина». Сон Обломова: композиционная роль эпизода | 1 | Идейное своеобразие романа. Авторская позиция. Рассматривание центрального образа романа. Понятие «обломовщина». Роль эпизода в раскрытии идеи произведения | Знание содержания романа. Умение излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию, соотносить произведение с литературным направлением эпохи | Беседа, проблемные задания | Урок-беседа | |||||||||
38 | Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Агафья Матвеевна | 1 | Роль женских образов в развитии сюжета. Анализ взаимоотношений героя с женскими персонажами произведения | Знание содержания романа. Умение излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию, соотносить произведение с литературным направлением эпохи | Ответ на проблемный вопрос | Комбинированный урок | |||||||||
39 | Роман Гончарова «Обломов» в русской критике | 1 | Анализ оценок романа. Сопоставление оценки критиков со своим восприятием романа | Знание содержания романа. Умение излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении | Цитатный план сочинения | Урок изучения нового материала | |||||||||
40 | Р.р. Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика | 1 | Сравнительная характеристика персонажей. Сущность характеристики героя, его мироощущение и судьба | Знание содержания романа. Умение излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию, соотносить произведение с литературным направлением эпохи | Сравнительная характеристика персонажей | Урок развития речи | |||||||||
И. С. Тургенев (11 часов) | |||||||||||||||
41 | И. С. Тургенев: очерк жизни и творчества | 1 | Основные этапы жизненного и творческого пути Тургенева. Художественный мир писателя | Знание основных фактов биографии писателя. Умение выявлять авторскую позицию произведения | Беседа | Урок-лекция | |||||||||
42 | Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл заглавия. Проблематика. Композиция. | 1 | Особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX века. Развитие романа в творчестве Тургенева | Знание содержания романа. Умение излагать свои суждения на заданную тему, выявлять позицию автора в произведении, давать доказательную оценку произведению | Проблемные задания | Урок изучения нового материала | |||||||||
43 | Мир «отцов» в романе. Его оценка русской критикой | 1 | Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Образ жизни русского дворянства. Оценка мира «отцов» русской критикой. | Знание содержания романа. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить литературу с общественной и культурной жизнью эпохи | Проблемные задания | Комбинированный урок | |||||||||
44 | Образ Базарова в романе.
| 1 | Образ главного героя. Художественные особенности создания образа. Причины конфликта героя с окружающим миром и причина одиночества | Знание содержания романа. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить литературу с общественной и культурной жизнью эпохи | Проблемные задания | Комбинированный урок | |||||||||
45 | Идеологический спор «отцов» и «детей» | 1 | Идеологический спор «отцов» и «детей». Значение эпизода дуэли в романе | Знание содержания романа. Умение анализировать и определять значение эпизода в произведении | Анализ эпизода | Комбинированный урок | |||||||||
46 | Женские образы в романе | 1 | Женские образы в романе. Взаимоотношения образов Базарова и Одинцовой в романе | Знание содержания романа. Умение анализировать и определять значение эпизода в произведении | Анализ эпизода | Комбинированный урок | |||||||||
47 | Любовь и счастье в романе «Отцы и дети» | 1 | «Вечные темы» в романе. Четыре взгляда на проблему любви в романе. Сущность внутреннего конфликта героя | Знание содержания романа. Умение излагать свои суждения на заданную тему, выявлять позицию автора в произведении | Сопоставительная характеристика героев | Урок-диспут | |||||||||
48 | Смерть Базарова. Эпилог романа | 1 | Анализ сути внутреннего конфликта героя. Обобщение по образу главного героя романа | Знание основных теоретико-литературных понятий. Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | План-характеристика | Комбинированный урок | |||||||||
49 | Споры вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» | 1 | Формирование представления о многостороннем подходе критиков к роману. Выработка собственной оценки произведения | Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Проблемные задания (стр. 190) | Урок обобщения и систематизации изученного | |||||||||
50 | Р.р. Сочинение по творчеству И. С. Тургенева | 1 | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества И.С. Тургенева на развитие русской литературы | Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров | Сочинение | Урок развития речи | |||||||||
Ф. И. Тютчев (3 часа) | |||||||||||||||
51 | Ф. И. Тютчев: жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Основные темы поэзии | 1 | Этапы жизненного и творческого пути поэта. Формирование представления о философских основах произведений поэта. Основные темы поэзии. | Знание основных фактов жизни и творчества поэта. Умение выразительно читать поэтический текст | Проблемные задания | Урок-лекция | |||||||||
52 | Философия природы в лирике Ф. И. Тютчева. | 1 | Формирование представления о философских основах произведений Тютчева. Картины природы в лирике Тютчева | Знание содержания произведений данной тематики. Умение анализировать и интерпретировать поэтическое произведение | Сопостави-тельный анализ произведений | Комбинированный урок | |||||||||
53 | Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева | 1 | Наблюдение за точностью в передаче оттенков чувств и душевных движений человека в лирике Тютчева | Знание содержания произведений данной тематики. Умение анализировать и интерпретировать поэтическое произведение | Анализ стихотворений
| Комбинированный урок | |||||||||
А. А. Фет (2 часа) | |||||||||||||||
54 | А. А. Фет: очерк жизни и творчества. Особенности художественного мира поэта. Основные темы поэзии. | 1 | Тематическое своеобразие поэзии Фета. Формирование представления об особенностях поэтического стиля Фета | Знание основных фактов жизни и творчества поэта. Умение выразительно читать поэтический текст | Проблемные задания | Урок изучения нового материала | |||||||||
55 | Философия природы в лирике А. А.Фета | 1 | Формирование представления об особенностях поэтического стиля Фета и Тютчева. Сопоставительный анализ лирических произведений | Знание основных теоретико-литературных понятий. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение | Анализ лирического произведения | Комбинированный урок | |||||||||
А.К. Толстой (1 час) | |||||||||||||||
56 | А. К. Толстой: очерк жизни и творчества. Особенности художественного мира поэта. | 1 | Особенности художественного мира поэта. Тематическое своеобразие поэзии А.К. Толстого. Формирование представления об особенностях стиля поэта | Знание основных фактов жизни и творчества поэта. Умение выразительно читать поэтический текст | Проблемные задания | Урок-лекция | |||||||||
Н. А. Некрасов (8 часов) | |||||||||||||||
57 | Н. А. Некрасов: личность и судьба поэта. Основные темы и идеи лирики Некрасова | 1 | Своеобразие художественного мира поэта. Жизненная позиция Некрасова. Основные темы и идеи лирики Некрасова. | Знание основных этапов жизни и творчества поэта. Умение соотносить произведение с литературным направлением эпохи | План лекции | Комбинированный урок | |||||||||
58 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция | 1 | История создания поэмы. Особенности жанра и композиции. Выражение в поэме социальной трагедии крестьянства | Знание содержания поэмы. Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному | Выразитель-ное чтение | Комбинированный урок | |||||||||
59 | Анализ глав поэмы. Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме | 1 | Социальная трагедия крестьянства. Сатирические принципы изображения помещиков. Язык поэмы. Фольклорные элементы | Знание содержания поэмы. Умение излагать мысли на заданную тему, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному | Анализ эпизода | Комбинированный урок | |||||||||
60 | Женские образы в поэме | 1 | Женские образы в поэме. Язык поэмы. Фольклорные элементы | Знание содержания поэмы. Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному | Характеристика персонажей | Комбинированный урок | |||||||||
61 | Образы народных заступников в поэме | 1 | Социальная трагедия крестьянства. Зреющий в народе стихийный протест против угнетателей. | Знание содержания поэмы. Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному | Характеристика образа народного заступника | Комбинированный урок | |||||||||
62 | Гриша Добросклонов – центральный образ поэмы. Проблема счастья и смысл жизни в поэме | 1 | Особенности жанра и композиции. Выражение в поэме социальной трагедии крестьянства. Проблема счастья и смысл жизни в поэме | Знание содержания поэмы. Умение излагать мысли на заданную тему, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному | План домашнего сочинения | Повторительно-обобщающий урок | |||||||||
63 | Р.р. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова | 1 | Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия Н.А. Некрасова на развитие русской литературы | Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров | Сочинение | Урок развития речи | |||||||||
64 | Р.р. Написание сочинения по творчеству Н.А. Некрасова | 1 | Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия Н.А. Некрасова на развитие русской литературы | Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | Сочинение | Урок развития речи | |||||||||
Н. Г. Чернышевский «Что делать?» (1 час) | |||||||||||||||
65 | Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» и революционная агитация в России | 1 | Политические и эстетические взгляды Чернышевского. Понятие жанра утопии. Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе | Знание логики развития историко-литературного процесса XIXв. Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Проблемные задания | Урок изучения нового материала | |||||||||
Н. С. Лесков (2 часа) | |||||||||||||||
66 | Очерк жизни и творчества Н. С. Лескова. «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина | 1 | Личность и судьба писателя. Идейно-художественное своеобразие произведений Лескова. Повесть «Очарованный странник». | Знание основных этапов жизненного и творческого пути писателя. Умение формулировать своё отношение к прочитанному | Беседа | Урок-лекция | |||||||||
67 | «Леди Макбет Мценского уезда» | 1 | Сопоставление образов и судеб героинь Лескова и Островского | Знание содержания литературного произведения. Умение пользоваться критической литературой при анализе произведения | Сравнительная характеристика | Урок изучения нового материала | |||||||||
М. Е. Салтыков – Щедрин (2 часа) | |||||||||||||||
68 | М. Е. Салтыков-Щедрин: жизнь, творчество, художественный мир писателя. | 1 | Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Жизненная позиция писателя | Знание основных фактов жизни и творчества писателя; своеобразие сатиры писателя. Умение воспроизводить содержание литературного произведения | Проблемные задания | Урок изучения нового материала | |||||||||
69 | «История одного города»: замысел, история создания, проблематика, основные принципы и идеи. | 1 | «История одного города»: замысел, история создания, проблематика, основные принципы и идеи. Анализ концепции произведения | Знание замысла, истории создания, композицию и жанр произведения. Умение воспроизводить содержание литературного произведения | Ответ на проблемный вопрос | Урок изучения нового материала | |||||||||
Ф. М. Достоевский (7 часов) | |||||||||||||||
70 | Ф. М. Достоевский: личность, судьба, художественный мир. История создания романа «Преступление и наказание» | 1 | Художественный мир Достоевского. Жизненная позиция писателя. Идейно-нравственная проблематика романа, его главный конфликт | Знание основных фактов жизни и творчества писателя; содержание романа «Преступление и наказание» | Беседа | Урок-лекция | |||||||||
71 | Петербург Достоевского – один из главных действующих лиц романа. Тема «униженных и оскорблённых» | 1 | Специфика Петербурга Достоевского. Сопоставление с Петербургом Гоголя, Пушкина, Некрасова | Знание содержания изученного произведения. Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному | Ответ на проблемный вопрос | Комбинированный урок | |||||||||
72 | Раскольников: его учение и бунт. Взаимоотношения автора и героя | 1 | Суть теории Раскольникова, ведущие мотивы преступления. Опасность осуществления индивидуальных идей и теорий | Знание содержания изученного произведения. Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному | Составление плана ответа | Комбинированный урок | |||||||||
73 | Литературная философия Достоевского и христианские ценности | 1 | Суть теории Раскольникова, ведущие мотивы преступления. Опасность осуществления индивидуальных идей и теорий | Знание содержания изученного произведения. Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному | Анализ теории Раскольникова | Комбинированный урок | |||||||||
74 | Тема совести и веры. Образы Свидригайлова и Лужина | 1 | Система персонажей романа. Определение значения персонажей для понимания позиции главного героя | Знание содержания прочитанного произведения. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение | Сравнительная характеристика персонажей | Комбинированный урок | |||||||||
75 | «Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа. | 1 | Смысл столкновения «правды» Сонечки и «правды» Раскольникова. Идея страдания и очищения. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора | Знание содержания прочитанного произведения. Умение формулировать своё отношение к прочитанному | Письменный ответ на вопрос | Комбинированный урок | |||||||||
76 | «Их воскресила любовь». Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове | 1 | Символический смысл романа. Воскрешение человека в Раскольникове | Знание содержания прочитанного произведения. Умение формулировать своё отношение к прочитанному | Вывод о прочитанном | Комбинированный урок | |||||||||
77 | Р.р. Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского | 1 | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Ф.М. Достоевского на развитие русской литературы | Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров | Сочинение | Урок развития речи | |||||||||
78 | Р.р. Написание сочинения по творчеству Ф.М. Достоевского | 1 | Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия Ф.М. Достоевского на творчество поэтов последующих поколений мира читателей | Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Сочинение | Урок развития речи | |||||||||
Л. Н. Толстой (17 часов) | |||||||||||||||
79 | Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого. «Севастопольские рассказы». Проблема истинного и ложного патриотизма | 1 | Основные этапы жизненного и творческого пути писателя. Идейно-художественное своеобразие «Севастопольских рассказов». Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат | Знание основных фактов жизни и творчества писателя. Умение свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы | Беседа
| Урок-лекция | |||||||||
80 | Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Особенности жанра. Композиция | 1 | Творческая история романа-эпопеи «Война и мир». Жанровые особенности произведения и многозначность его названия. Своеобразие композиции, особенности психологизма | Умение воспроизводить содержание произведения; выразительно читать фрагменты произведения, отстаивать свою точку зрения на изображаемое | Фронтальный опрос | Комбинированный урок | |||||||||
81 | Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. | 1 | Своеобразие композиции, особенности психологизма. Богатый и сложный мир героев романа. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира | Знание содержания литературно- го произведения. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному | Ответ на проблемный вопрос | Комбинированный урок | |||||||||
82 | Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. Смерть графа Безухова | 1 | Своеобразие композиции, особенности психологизма. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира | Знание содержания литературного произведения. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному | Тест | Комбинированный урок | |||||||||
83 | Изображение войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение | 1 | Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны | Знание содержания литературно- го произведения. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному | Проблемные задания | Комбинированный урок | |||||||||
84 | Кутузов и Император Александр. Бегство русских | 1 | Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. | Знание содержания литературно- го произведения. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному | Фронтальный опрос | Комбинированный урок | |||||||||
85 | «Мысль семейная» в романе Толстого | 1 | «Мысль семейная» в эпопее. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира | Знание содержания литературного произведения. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанном | Самостоятельная работа | Комбинированный урок | |||||||||
86 | Нравственные искания А. Болконского | 1 | Различие путей нравственных поисков главных героев романа: П. Безухова и А. Болконского | Знание содержания литературного произведения. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение | Составить план ответа | Комбинированный урок | |||||||||
87 | Безухов – любимый герой Толстого | 1 | Различие путей нравственных поисков главных героев романа: П. Безухова и А. Болконского | Знание содержания литературного произведения. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение | План-характеристика главного героя | Комбинированный урок | |||||||||
88 | «Что есть красота?» Наташа Ростова | 1 | Женские образы романа. Наташа Ростова, Марья Болконская. Их роль и судьба | Знание содержания литературного произведения. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение | Сравнительная характеристика персонажей | Урок-диспут | |||||||||
89 | Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе | 1 | Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 года как отечественная война | Знание закономерностей историко-литературного процесса. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи | Сообщения учащихся | Комбинированный урок | |||||||||
90 | Бородинское сражение. Поведение Кутузова и Наполеона в битве | 1 | Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Взгляд Толстого на роль личности в истории. | Знание содержания литературного произведения. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение | Письменный ответ на вопрос | Комбинированный урок | |||||||||
91 | «Мысль историческая». Кутузов и Наполеон | 1 | Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Кутузов и император Александр. Взгляд Толстого на роль личности в истории | Знание закономерностей историко-литературного процесса. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить произведение с литературным направлением эпохи | Сравнительная характеристика | Комбинированный урок | |||||||||
92 | «Мысль народная» в романе. Жизненная философия Платона Каратаева. Партизанское движение | 1 | Жизненная философия Платона Каратаева. Партизанское движение в романе | Знание закономерностей историко-литературного процесса. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить произведение с литературным направлением эпохи | Сравнительная характеристика | Комбинированный урок | |||||||||
93 | Изображение мирной жизни в эпилоге романа | 1 | Богатый и сложный мир героев романа. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. Интерес к Толстому в современном мире. | Знание содержания литературного произведения. Умение выявлять авторскую позицию в произведении; аргумен-тировано формулировать своё отношение к прочитанному | Составление плана сочинения | Комбинированный урок | |||||||||
94 | Р.р. Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого | 1 | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Л.Н. Толстого на развитие русской литературы | Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | Сочинение | Урок развития речи | |||||||||
А. П. Чехов (9 часов) | |||||||||||||||
95 | Художественный мир А. П. Чехова. Рассказы А.П. Чехова начала 80-х- 90-х гг | 1 | Личность и судьба писателя, его художественный мир. Изображение картин пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное. Рассказы Чехова «Дама с собачкой», «Попрыгунья» Проблема истинных и ложных ценностей. Объективность выражения авторской позиции. Чеховская ирония. Роль художественной детали, лаконизм повествования | Знание основных фактов жизни и творчества А. П. Чехова. Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу | Беседа | Урок-лекция с элементами беседы | |||||||||
96 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». История создания рассказа | 1 | Трагизм повседневного бездушного существования и духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч». Идейно-художественное своеобразие рассказа | Знание содержания литературного произведения. Умение излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении | Составление плана характеристики | Комбинированный урок | |||||||||
97 | Драматургия Чехова. Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишнёвый сад» | 1 | Характеристика драматургии Чехова. Особенности сюжетно- го построения пьесы «Вишнёвый сад». Способы организации сценического действия в пьесе | Знание содержания литературного произведения. Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу | Ответ на проблемный вопрос | Урок изучения нового материала
| |||||||||
98 | Проблематика пьесы. «Подводное течение» в пьесе «Вишнёвый сад». Особенности чеховского диалога | 1 | Способы организации сценического действия пьесы. Особенности речевой характеристики персонажей. Особенности писательской манеры Чехова | Знание содержания литературного произведения. Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу | Характеристика персонажей | Комбинированный урок | |||||||||
99 | Система образов в пьесе «Вишнёвый сад». Главный образ пьесы.
| 1 | Способы организации сценического действия пьесы. Особенности речевой характеристики персонажей. Особенности писательской манеры Чехова | Знание содержания литературного произведения. Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу | Тест по содержанию | Урок-диспут | |||||||||
100 | Р.р. Сочинение по творчеству А. П. Чехов
| 1 | Систематизация знаний о влиянии творчества Чехова на формирование духовного мира читателей | Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | Сочинение | Урок развития речи | |||||||||
РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ (2 ч) | |||||||||||||||
101 | Резервный урок | 1 |
|
|
| ||||||||||
102 | Резервный урок | 1 |
|
|
| ||||||||||