Исчезнувшие памятники России

Задача:

- выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры, объектах природы.

Тематика:

- Исчезнувшие храмы Севастополя.

- Кладбища на территории Севастопольского региона в ХIХ и первой половине ХХ вв.: прошлое и настоящее;

- Храмы Севастополя и окрестных сел в годы Крымской войны.

 

Самобытная культура России, ее многовековая история отразились во множестве не дошедших до наших дней памятников истории и культуры. Россия потеряла огромное количество памятников архитектуры, градостроительства, науки и техники, изобразительного искусства, народного творчества, документальных памятников, объектов природы. Среди них целые города, деревни и села, театры и музеи, архивы и библиотеки, монастыри и часовни, церкви и скиты, усадьбы и парки, уникальные лесные массивы и земельные угодья, произведения живописи, иконографии и скульптуры, а также традиционные обряды, игры и т.д.

Однако не все памятники исчезли бесследно. От одних остались планы, чертежи, рисунки, карты, фотографии, копии, от других сохранились фрагменты стен, третьи живут в описаниях, легендах, воспоминаниях. Выявление и собирание источников об утраченных памятниках природы, истории и культуры края позволит более детально изучить региональную историю, поможет восстановлению, реконструкции и реставрации памятников истории и культуры.

 

Исторический некрополь России

Задачи:

- выявление, учет, описание и охрана исторических некрополей России.

Содержание

Некрополи, как никакие другие памятники, сочетают в себе понятия материальности, духовности и мемориальности.

Некрополь – это не только место физического захоронения людей, но и форма сохранения памяти о них. Места захоронения предков у всех народов и во все времена почитались священными. Осквернение, уничтожение могил, надгробий, памятников у всех народов считалось и считается величайшим кощунством.

Бережное отношение к кладбищам, братским могилам и отдельным захоронениям было в России одной из исконных традиций. В нашем столетии большое количество старых кладбищ уничтожено городской застройкой, многие памятники и надгробия пошли на переплавку, облицовку общественных сооружений, а то и просто были выброшены, разрушены, зарыты и утоплены. Некоторые памятники, надгробия, другие элементы некрополей были использованы для оформления могил других людей. Возрождение России невозможно без возрождения памяти о наших предках, традиции бережного отношения к некрополям.

Земляки

Задачи:

- изучение жизни и деятельности земляков;

- оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь.

Содержание

Родной край, малая родина, так или иначе, живет в памяти и душе тех людей, кто уехал из своего села, поселка, города надолго или навсегда. Эти люди нередко испытывают потребность хоть косвенно соприкоснуться с родным домом или могилами предков, с теми местами, где прошло их детство и юность. Одним хочется увидеть, как выглядит сегодня их родной дом, школа, улица, речка, луг, какое-то памятное и милое сердцу место, узнать, какие изменения произошли в родных краях, другим хочется получить горсть земли с родины, положить букет цветов на могилу родственника или друга, посадить дерево в памятном месте, третьим необходимо связаться с земляками, выяснить судьбы и адреса былых друзей и знакомых и т.д. Однако, не имея возможности приехать на родину, эти люди не в состоянии осуществить свои желания.

Школьникам-краеведам предлагается поддерживать связи с такими людьми, с объединениями типа «землячеств», выполнять их отдельные просьбы, получить от них информацию о памятных им событиях, о других земляках. Это способствовало бы расширению знаний о своем крае, о географии проживания земляков и о том, как живут люди в других краях, а главное – юные краеведы внесли бы посильный вклад в благородное дело.

Археология

Задача:

- изучение исторического прошлого края по вещественным источникам. К таким источникам относятся экспонаты музеев, их фонды или печатные каталоги.

Тематика:

- Древний человек в Крыму. История освоения Крыма.

- Памятники пребывания первобытного человека в Крыму.

- Киммерийцы, скифы, тавры.

- Греческая колонизация Причерноморья.

- Древний Херсонес и его хора.

- Античные усадьбы и сельскохозяйственные наделы на территории моего микрорайона (школы)

- Ремесла, искусства, спорт в Херсонесе.

- Боги и герои херсонеситов.

- Римская империя и Херсонес.

- Крым, Херсонес в период Великого переселения народов.

- Использование природного камня в архитектуре и хозяйстве античного (средневекового) Херсонеса.

- Производство стекла и смальты в античном (средневековом) Херсонесе.

- Производство железа в античном (средневековом) Херсонесе. Основные изделия из железа в экспозиции залов музея.

- История археологических исследований на территории Севастополя.

Природное наследие

Задача:

- изучение и охрана природного наследия.

Содержание

Природа каждого края по-своему неповторима. Ее особенности, как правило, определили формирование традиций землепользования, развития промыслов и промышленности, строительства, организацию быта и др. Юные краеведы имеют возможность широкого выбора направлений, тематики, форм и методов исследований в области географии, биологии, геологии, экологии, сельского хозяйства и промышленности, народных промыслов и народной медицины, климатологии и гидрологии, топонимики и топографии и т.д.  

Важно, чтобы результаты исследований имели конкретное общественно-полезное значение, могли быть использованы в промышленности, сельском хозяйстве, культурной жизни родного края. Это могут быть собранные в процессе полевых исследований коллекции полезных ископаемых, палеонтологические коллекции и т.п.

     В настоящее время идет формирование окончательного варианта Генерального плана Севастополя. Чтобы под застройку не пошли уникальные или просто интересные природные объекты (деревья-памятники, выходы геологических тел, местообитание редких животных, участки произрастания редких растений), необходимо составить эколого-краеведческое описание данного объекта, сопроводив его фотографиями, результатами своих измерений. 

Тематика:


- История геологического развития и развития органического мира в Крыму.

- Геологическое и тектоническое строение Крыма, землетрясения, грязевой вулканизм Крыма.

- Минералы и горные породы Крыма.

- Полезные ископаемые и минеральные ресурсы Крыма. Охрана недр.

- Неблагоприятные геологические процессы (оползни, обвалы, сели, суффозия) в Крыму и в Севастополе.

- Карст и карстовые формы рельефа: пещеры, шахты, гроты.

- Существующие и потенциальные геологические памятники природы Крыма и Севастополя.

- Климат Севастополя.

- Неблагоприятные погодные явления Крыма и Севастопольского региона.

- Погода и её наблюдение.

- Внутренние воды Крыма и Севастопольского региона.

- Реки Крыма.

- Природа реки (Чёрная, Бельбек, Кача и т.п.).

- Каньоны Крыма.

- Воды Крыма.

- Родники Севастополя и их охрана.

- Водохранилища Крыма, Севастополя: история создания, значение.

- Подземные воды Крыма, Севастополя. Минеральные воды Крыма.

- Почвы Крыма, Севастополя.

- Растительный мир Крыма. Природные зоны, высотная поясность Крымских гор.

- Растительность (Степи, Горный Крым, крымские яйлы, Южный берег Крыма и т.д.).

- Зеленые уникумы Крыма.

- Ядовитые растения Крыма.

- Растения Севастополя, занесённые в Красную книгу Севастополя, их распространение и охрана.

- Дикорастущие плодовые растения Крыма.

- Ботанические заказники Крыма и Севастополя.

- Городские парки Севастополя.

- Мой любимый уголок Севастополя.

- Парковые растения Севастополя.

- Общая характеристика животного мира Крыма, проблемы его охраны.

- Животный мир природных зон Крыма.

- Охрана природы в Крыму. История и современное состояние.

- Природно-заповедный фонд Крыма.

- Природно-заповедный фонд Севастополя. Общие сведения о заказниках и памятниках природы Севастополя.

- Городские птицы Севастополя.


 





Экология

Задачи:

- воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее охране и воспроизведению.

Содержание:

1) Изучение биологи и ареалов распространения различных животных и растений, их изменение:


- Характеристика животных Крыма по классам или типам (по выбору): черви, моллюски, членистоногие, пауки, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

- Ядовитые опасные животные Крыма.

- Животные Крыма из Красной книги Севастополя и их охрана;

- гнездящиеся водоплавающие птицы Севастопольского региона;

- Водоплавающие птицы Крыма. Зимующие птицы севастопольских бухт.

2) Создание и описание экологических троп и экологических экскурсионных маршрутов:

- Экологическая тропа в окрестностях школы №…;

- Экологическая тропа в окрестностях Севастополя;

- Проблема несанкционированных свалок Севастополя;

- Экологические проблемы открытых разработок (карьеров) полезных ископаемых Севастопольского региона;

- История создания новых заказников «Ласпи» и «Караньский»;

- Экологические карты и картосхемы окрестностей школы №…;

- Экологические карты и картосхемы окрестностей села (города)….



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: