Задача:
- выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры, объектах природы.
Тематика:
- Исчезнувшие храмы Севастополя.
- Кладбища на территории Севастопольского региона в ХIХ и первой половине ХХ вв.: прошлое и настоящее;
- Храмы Севастополя и окрестных сел в годы Крымской войны.
Самобытная культура России, ее многовековая история отразились во множестве не дошедших до наших дней памятников истории и культуры. Россия потеряла огромное количество памятников архитектуры, градостроительства, науки и техники, изобразительного искусства, народного творчества, документальных памятников, объектов природы. Среди них целые города, деревни и села, театры и музеи, архивы и библиотеки, монастыри и часовни, церкви и скиты, усадьбы и парки, уникальные лесные массивы и земельные угодья, произведения живописи, иконографии и скульптуры, а также традиционные обряды, игры и т.д.
Однако не все памятники исчезли бесследно. От одних остались планы, чертежи, рисунки, карты, фотографии, копии, от других сохранились фрагменты стен, третьи живут в описаниях, легендах, воспоминаниях. Выявление и собирание источников об утраченных памятниках природы, истории и культуры края позволит более детально изучить региональную историю, поможет восстановлению, реконструкции и реставрации памятников истории и культуры.
|
|
Исторический некрополь России
Задачи:
- выявление, учет, описание и охрана исторических некрополей России.
Содержание
Некрополи, как никакие другие памятники, сочетают в себе понятия материальности, духовности и мемориальности.
Некрополь – это не только место физического захоронения людей, но и форма сохранения памяти о них. Места захоронения предков у всех народов и во все времена почитались священными. Осквернение, уничтожение могил, надгробий, памятников у всех народов считалось и считается величайшим кощунством.
Бережное отношение к кладбищам, братским могилам и отдельным захоронениям было в России одной из исконных традиций. В нашем столетии большое количество старых кладбищ уничтожено городской застройкой, многие памятники и надгробия пошли на переплавку, облицовку общественных сооружений, а то и просто были выброшены, разрушены, зарыты и утоплены. Некоторые памятники, надгробия, другие элементы некрополей были использованы для оформления могил других людей. Возрождение России невозможно без возрождения памяти о наших предках, традиции бережного отношения к некрополям.
Земляки
Задачи:
- изучение жизни и деятельности земляков;
|
|
- оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь.
Содержание
Родной край, малая родина, так или иначе, живет в памяти и душе тех людей, кто уехал из своего села, поселка, города надолго или навсегда. Эти люди нередко испытывают потребность хоть косвенно соприкоснуться с родным домом или могилами предков, с теми местами, где прошло их детство и юность. Одним хочется увидеть, как выглядит сегодня их родной дом, школа, улица, речка, луг, какое-то памятное и милое сердцу место, узнать, какие изменения произошли в родных краях, другим хочется получить горсть земли с родины, положить букет цветов на могилу родственника или друга, посадить дерево в памятном месте, третьим необходимо связаться с земляками, выяснить судьбы и адреса былых друзей и знакомых и т.д. Однако, не имея возможности приехать на родину, эти люди не в состоянии осуществить свои желания.
Школьникам-краеведам предлагается поддерживать связи с такими людьми, с объединениями типа «землячеств», выполнять их отдельные просьбы, получить от них информацию о памятных им событиях, о других земляках. Это способствовало бы расширению знаний о своем крае, о географии проживания земляков и о том, как живут люди в других краях, а главное – юные краеведы внесли бы посильный вклад в благородное дело.
Археология
Задача:
- изучение исторического прошлого края по вещественным источникам. К таким источникам относятся экспонаты музеев, их фонды или печатные каталоги.
Тематика:
- Древний человек в Крыму. История освоения Крыма.
- Памятники пребывания первобытного человека в Крыму.
- Киммерийцы, скифы, тавры.
- Греческая колонизация Причерноморья.
- Древний Херсонес и его хора.
- Античные усадьбы и сельскохозяйственные наделы на территории моего микрорайона (школы)
- Ремесла, искусства, спорт в Херсонесе.
- Боги и герои херсонеситов.
- Римская империя и Херсонес.
- Крым, Херсонес в период Великого переселения народов.
- Использование природного камня в архитектуре и хозяйстве античного (средневекового) Херсонеса.
- Производство стекла и смальты в античном (средневековом) Херсонесе.
- Производство железа в античном (средневековом) Херсонесе. Основные изделия из железа в экспозиции залов музея.
- История археологических исследований на территории Севастополя.
Природное наследие
Задача:
- изучение и охрана природного наследия.
Содержание
Природа каждого края по-своему неповторима. Ее особенности, как правило, определили формирование традиций землепользования, развития промыслов и промышленности, строительства, организацию быта и др. Юные краеведы имеют возможность широкого выбора направлений, тематики, форм и методов исследований в области географии, биологии, геологии, экологии, сельского хозяйства и промышленности, народных промыслов и народной медицины, климатологии и гидрологии, топонимики и топографии и т.д.
Важно, чтобы результаты исследований имели конкретное общественно-полезное значение, могли быть использованы в промышленности, сельском хозяйстве, культурной жизни родного края. Это могут быть собранные в процессе полевых исследований коллекции полезных ископаемых, палеонтологические коллекции и т.п.
В настоящее время идет формирование окончательного варианта Генерального плана Севастополя. Чтобы под застройку не пошли уникальные или просто интересные природные объекты (деревья-памятники, выходы геологических тел, местообитание редких животных, участки произрастания редких растений), необходимо составить эколого-краеведческое описание данного объекта, сопроводив его фотографиями, результатами своих измерений.
|
|
Тематика:
- История геологического развития и развития органического мира в Крыму.
- Геологическое и тектоническое строение Крыма, землетрясения, грязевой вулканизм Крыма.
- Минералы и горные породы Крыма.
- Полезные ископаемые и минеральные ресурсы Крыма. Охрана недр.
- Неблагоприятные геологические процессы (оползни, обвалы, сели, суффозия) в Крыму и в Севастополе.
- Карст и карстовые формы рельефа: пещеры, шахты, гроты.
- Существующие и потенциальные геологические памятники природы Крыма и Севастополя.
- Климат Севастополя.
- Неблагоприятные погодные явления Крыма и Севастопольского региона.
- Погода и её наблюдение.
- Внутренние воды Крыма и Севастопольского региона.
- Реки Крыма.
- Природа реки (Чёрная, Бельбек, Кача и т.п.).
- Каньоны Крыма.
- Воды Крыма.
- Родники Севастополя и их охрана.
- Водохранилища Крыма, Севастополя: история создания, значение.
- Подземные воды Крыма, Севастополя. Минеральные воды Крыма.
- Почвы Крыма, Севастополя.
- Растительный мир Крыма. Природные зоны, высотная поясность Крымских гор.
- Растительность (Степи, Горный Крым, крымские яйлы, Южный берег Крыма и т.д.).
- Зеленые уникумы Крыма.
- Ядовитые растения Крыма.
- Растения Севастополя, занесённые в Красную книгу Севастополя, их распространение и охрана.
- Дикорастущие плодовые растения Крыма.
- Ботанические заказники Крыма и Севастополя.
- Городские парки Севастополя.
- Мой любимый уголок Севастополя.
- Парковые растения Севастополя.
- Общая характеристика животного мира Крыма, проблемы его охраны.
- Животный мир природных зон Крыма.
- Охрана природы в Крыму. История и современное состояние.
- Природно-заповедный фонд Крыма.
- Природно-заповедный фонд Севастополя. Общие сведения о заказниках и памятниках природы Севастополя.
- Городские птицы Севастополя.
Экология
Задачи:
- воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее охране и воспроизведению.
|
|
Содержание:
1) Изучение биологи и ареалов распространения различных животных и растений, их изменение:
- Характеристика животных Крыма по классам или типам (по выбору): черви, моллюски, членистоногие, пауки, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
- Ядовитые опасные животные Крыма.
- Животные Крыма из Красной книги Севастополя и их охрана;
- гнездящиеся водоплавающие птицы Севастопольского региона;
- Водоплавающие птицы Крыма. Зимующие птицы севастопольских бухт.
2) Создание и описание экологических троп и экологических экскурсионных маршрутов:
- Экологическая тропа в окрестностях школы №…;
- Экологическая тропа в окрестностях Севастополя;
- Проблема несанкционированных свалок Севастополя;
- Экологические проблемы открытых разработок (карьеров) полезных ископаемых Севастопольского региона;
- История создания новых заказников «Ласпи» и «Караньский»;
- Экологические карты и картосхемы окрестностей школы №…;
- Экологические карты и картосхемы окрестностей села (города)….