Летопись родного края

ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОТЕЧЕСТВО»

(в помощь руководителям и участникам городского конкурса

«Я познаю Отечество»)

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество» создавалось как сообщество детей и педагогов, интересующихся краеведением, увлеченных исследовательской деятельностью, объединенных любовью к родной земле, к России, стремящихся принести пользу своему Отечеству. Организация туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» базируется на двух принципиальных положениях: добровольности участия и использования средств туризма и краеведения в деятельности детских коллективов. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл движения «Отечество».

Приоритетным направлением реализации программных задач движения «Отечество» является индивидуальная поисково-исследовательская работа обучающегося по одному из его направлений, которая позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, в туристских походах и путешествиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований.

Составными частями поисковой деятельности обучающихся являются: экскурсии, краеведческие наблюдения, экспедиции, одно-двухдневные, степенные и категорийные туристские походы, встречи с участниками и очевидцами изучаемых событий и явлений, записи воспоминаний, социологические исследования, работа в музеях, архивах, библиотеках, институтах, различных учреждениях и организациях.

Работу по одному или нескольким направлениям (программам) может осуществлять лично обучающийся или коллектив: класс, детское объединение учреждений дополнительного образования, отряд, группа, музей, клуб, научное общество, ассоциация и т.п. Повысить эффективность и глубину поисковой работы поможет сотрудничество с государственными учреждениями и общественными организациями.

 

Участники движения «Отечество» могут работать:

- по федеральным программам;

- по региональным и местным программам, в том числе и совместным (межшкольным, с местными государственными, научными учреждениями и общественными организациями);

- по тематическим, целевым и иным программам, разработанным в регионах и на местах.

Подобный подход позволяет полнее использовать научные, методические, финансовые и другие возможности учреждений и организаций, инициирующих эти программы.

Организационно-методическим центром туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество» в городе федерального значения Севастополе является Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Севастополя «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодёжи» (далее – ГБОУ ДО «СЦТКСЭ»).

В рамках движения «Отечество» проводятся региональные массовые мероприятия с участием лауреатов и победителей школьных и муниципальных мероприятий:

- городская (региональная) конференция участников движения «Горжусь, что я – севастополец!»;

- региональный этап Всероссийских краеведческих чтений;

- региональный этап Всероссийского конкурса краеведческих исследовательских работ «Отечество»

- региональный этап Всероссийской олимпиады по школьному краеведению;

- итоговая конференция участников городской акции по учету зимующих птиц;

- региональный конкурс походов;

- городские соревнования по геологии («Геологический марафон», «Определение минералов и горных пород»), топографии;

- конкурс методических работ туристско-краеведческой тематики.

В 2020-2021 учебном  году будет проводиться городской конкурс исследовательских краеведческих работ «Я познаю Отечество», посвященный 75-летию Великой Победы. В конкурсе могут принимать участие обучающиеся 3-11 классов. Участие младших школьников в этом городском мероприятии будет мотивировать их заниматься краеведением, изучать родной край. В Конкурсе не будут принимать работы, которые уже становились призерами или победителями региональных этапов Всероссийских краеведческих конкурсов, что даёт шанс начинающим краеведам стать победителями конкурса «Я познаю Отечество».



ПРОГРАММЫ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ «ОТЕЧЕСТВО»

 


1. Родословие.

2. Летопись родного края.

3. Земляки.

4. Исчезнувшие памятники России.

5. Исторический некрополь России.

6. Археология.

7. Природное наследие.

8. Экология.

9. Юные геологи.

10. Культурное наследие.

11. Литературное краеведение.

12. Этнография.

13. Военная история России.

14. Великая Отечественная война.

15. Дети и война.

16. Поиск.

17. История детского движения.

18. К туристскому мастерству.

19. Школьные музеи.




Родословие

Задачи:

- изучение родословных, семейных традиций и обрядов;

- развитие интереса к истории рода.

Тематика:

- История семьи на примере нескольких поколений;

- Генеалогическое древо семьи; связь истории семьи с историей страны.

Летопись родного края

Задачи:

- изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня;

- составление летописи наших дней.

Тематика:


- Херсонес – Херсон в составе Византийской империи. Православие в Крыму.

- Хазары и Крым.

- Контакты Киевской Руси с Херсонесом. Походы киевских князей.

- Крещение Руси и Херсонес. Культурные и политические контакты.

- Генуэзские колонии в Крыму. Чембало.

- Мангупское княжество.

- Пещерный город Каламита (Инкерман).

- Крымское ханство.

- Крым в позднем средневековье.

- Вхождение Крыма в состав Российской империи.

- Основание Севастополя.

- Путешествие Екатерины Второй в Крым и Севастополь.

- Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов, Ф.Ф. Мекензи, Н.С. Мордвинов и другие «строители» Севастополя.

- Адмирал А.С. Грейг и его эпоха.

- Маяки Севастополя.

- М.П. Лазарев и «Лазаревская эпоха» в Севастополе.

- Крымская война.

- Полевые сражения Крымской войны (Альминское, Балаклавское, Инкерманское, Чернореченское).

- Оборона Севастополя (затопление кораблей, строительство бастионов, герои вылазок и т.п.).

- Сестры милосердия Крестовоздвиженской общины, Флоринс Найтингел, Даша Севастопольская.

- Малахов курган и его герои.

- Исторический бульвар (памятники, история, герои).

- Фортификационные сооружения середины XIX века (бастионы, редуты, батареи)

- Восстановление Севастополя во второй половине 19 века.

- Русско-турецкая война.

- Адмирал С.О. Макаров и Черноморский флот.

- Максимов и его дача.

- Революционные события 1905 года.

- Репрессии 1937 года в Севастополе.

- Вторая оборона Севастополя. Первый день войны.

- Памятники обороны и освобождения Севастополя.

- Восстановление Севастополя.

- Создание Гагаринского (Балаклавского Нахимовского, Ленинского) района.

- Севастополь – памятник под открытым небом.

- Памятники Славы севастопольской земли.



Особым направлением в реализации программы может стать систематическая работа по фиксированию событий современности. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событиями.

- История Русской весны в Севастополе;

- Литературные произведения и городской фольклор 2014 года как зеркало политических событий Русской весны;

- Вклад общественных организаций в сохранении мира в Севастополе (весна 2014 года);

- Освещение событий в Киеве и в Севастополе зимы 2013 года и весны 2014 года в СМИ Севастополя и Крыма;

- Специальные летописи (летопись деятельности школы, творческого объединения, спортивного клуба и т.п.).

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: