МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Об учете специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией
(5.2.7)
Составитель:
Яковлева Н.Н., к.п.н,
заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики
Рекомендации к учету специфических ошибок у детей с нарушениями письменной речи
Учащиеся с нарушениями письменной речи относятся к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Законом об образовании в Российской Федерации, ФГОС начального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), ФГОС общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) предусмотрено создание специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. К специальным условиям относятся «… проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ…» (Закон об образовании в РФ, ст. 79.3.).
В целях создания специальных условий обучения (создание благоприятной комфортной психолого-педагогической среды), не травмирующих психику учащегося, в максимальной степени способствующих получению образования и усвоению образовательной программы учащимися с нарушениями письменной речи, рекомендуется учитывать специфические ошибки, обусловленные нарушениями письменной речи (дисграфией, дислексией, дисорфографией) и не учитывать их при оценке работ по русскому языку, чтению
Основанием для учета специфических ошибок письма является один из нижеперечисленных документов:
- заключение комиссии ЦМПМПК или ТМПМПК;
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО УЧЕТУ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА
Нарушения письменной речи у школьников является достаточно распространенным явлением. По данным ежегодных аналитических отчетов учителей-логопедов логопедических пунктов Санкт-Петербурга за 6 лет количество детей с дисграфией, дислексией возрос на 13 %.
Обследование учащихся, обращающихся за логопедической помощью на логопедические пункты, в ППМС (психолого-педагогические медико-социальные) центры, показывает, что причиной появления дисграфии, дислексии, дизорфографии чаще всего являются нарушения устной речи: общее недоразвитие речи (ОНР) третьего, четвертого уровней речевого развития, фонетико-фонематические нарушения и минимальные дизартрические нарушения. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте» (Л.С.Волкова, 1995)
В структуре ОНР выделяются нарушения:
- всех сторон функциональной речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, семантической);
- регулирующей функции речи;
- нарушается деятельность психических процессов.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. (Л.С.Волкова, 1995). При дизартрии наблюдается дефекты звукопроизношения, просодики, тонкой и артикуляторной моторики. Нарушения моторных компонентов значительно затрудняет формирование фонетической стороны речи, которая с трудом корректируются, и вызывает вторичные отклонения в формировании лексико-грамматических компонентов речи. Дети без специальной подготовки оказываются неспособными усваивать школьную программу. Данная категория учащихся входит в так называемую «группу риска» и составляет значительный процент неуспевающих по русскому языку.
Нарушения письменной речи принято обозначать терминами «дисграфия», «дислексия» и «дисорфография».
Дисграфия характеризуется стойкими специфическими ошибками на письме, которые могут быть обусловлены как несформированностью устной речи, так и значимых для обеспечения процесса письма, высших психических функций в силу различных причин от социально-психологических до органической патологии.
При дислексии дети с трудом овладевают навыками чтения, оно изобилует многочисленными повторяющимися ошибками, обусловленными «несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением». (Лалаева Р.И., 1998).
Для дисорфографии характерны стойкие ошибки, связанные с трудностью усвоения учащимися орфографических умений и навыков и применения их на письме при несформированности морфологического анализа или стойкой неспособность овладеть правилами пунктуации.
Учитывая сложность речевого нарушения учителю необходимо знать, что учащемуся требуется комплексная логопедическая помощь, включающая в себя не только коррекцию письменной, но и устной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с речью (память, внимание, мышление). В период занятий по устранению дисграфии, дислексии или дисорфографии очень важен психологический комфорт, который возможен при понимании структуры нарушения письма учителем класса, в котором занимается ребенок и его взаимодействии с учителем-логопедом. Дети-логопаты зачастую не могут выполнить письменные задания в соответствии с нормами, принятыми в школе для каждого класса.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПИСЬМА
(По И.Н. Садовниковой)
Ошибки звукового анализа.
Пропуски: снки – санки, кичат – кричат, девча – девочка, бт – брат.
Чаще всего данные ошибки встречаются при следующих позиционных условиях:
1) встреча двух одноименных букв на стыке слов:
ста л лакать, прилетаю т только зимой;
2) соседство слов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные.
Наста ла, ходи ли, хруст ит
Перестановки.
- Чумал- чулан, зверошился – взъерошился
Он – но: от дома – то дома, зима – зиам, двор – довр.
Вставки гласных букв при стечении.
- Ноябарь, декаборь, дуружно
Ошибки фонематического восприятия.
Смешения:
- Звонкие, глухие - кослик, вазилек, портвель
- Лабиализованные гласные (о – у) - звенит рочей; е – ю – клёква, лёбит, перелютные птицы
- Заднеязычные – черемука, горговой, за голмом
- Сонорные хородный, лабота
- Свистящие и шипящие – шиски, жажгли, нещёт
- Аффрикаты ч-щ – стущал, роча
ч-ц – сквореч, чапля
ч-ть – черчит, утитель
ц-т – пцицы
ц-с – куриса