Смешение букв по кинетическому сходству

- о-а – бонт, куполся, сенокас

- б-д – людит, убача

- и-у – прурода, кукишка

- т-п – стасли, шатка

- х-ж – ех

- л –я – апреяь

- г-р – гечка, ролодный, ветег

Персеверации (застревание)

- в пределах слова – «магазим»;

- в пределах словосочетания - «у деда Модоза»;

- в пределах предложения – «Девочка кормила петуха и курм».

Антиципации (упреждение, предвосхищение) –

- в пределах слова – «на девевьях, дод крышей»

- в пределах словосочетания, предложения - «с родмыми местами», «У нас дома есть… - У насть дома есть…»

Возможны а нтиципации и п ерсеверации слога «стутупали», «спуспуклись», «мелго мелкой рыбы»

Ошибки на уровне слова

Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:

- когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение («и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри», «с вой» и др.). По-видимому, здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи;

- при стечении согласных из – за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова («б рат», «поп росил», «д ля», «пчелы» и др.).

Слитное написание частей слов и слов «ветки елии сосны», «кдому, надерево», «быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора», «идетработа», «светитлуна».

Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них, например: «у дедмо Рза» - у деда Мороза.

Контаминации слов

Лепят бабу – лептбау, была зима – блзм

Морфемный аграмматизм

Лед – ледик; рука – рукища; цветок, растущий в поле – поленый цветок, лисячий хвост, медведевая шуба; взмахнул лопатый. Лосиха присторожилась.

Ошибки на уровне предложения

· нарушение связи слов в предложении (согласование и управление);

· неправильное употребление падежных окончаний, единственного и множественного числа (деревы, ручков);

· согласование различных частей речи в словосочетании (семь конев, два кони, красная платья, дождь пошла и др.)

· неправильное употребление предложно-падежных конструкций (Цветы стоят в ваза. Собака вылезает с будки.);

· пропуски членов предложения, чаще всего глаголов. (Мальчик _____песочнице.) Могут быть пропуски также подлежащего, достаточно часто прилагательного. (Пошел в лес. Собирает грибы. Зимой у зайца шуба. Его не видно.)

· нарушение связи между отдельными предложениями, чаще всего это случается в результате пропуска какого-либо эпизода. (Заяц бегал, бегал по лесу. И вдруг увидел. У него быстрые ноги. Лиса злится.);

· неправильное членение текста на предложения, не сформированы языковое чутье, просодические компоненты речи, ритм и в первую очередь интонационные компоненты речи.

Ошибки, обусловленные нарушением процесса чтения (дислексия)

(По Р.И. Лалаевой)

Фонематическая дислексия:

- замены, смешения букв, соответствующих акустически и артикуляторно сходным звукам (б – п, д – т, к – г, х – к, м – н, в – ф, с – ш, с – ц, ж – ш, ж – з, с – з, т’ – щ, ч – щ, ш – щ, л – р, л – й, р – й, ц – т, л – у, л – в, и – ы);

- пропуски, перестановки, добавления букв

Оптическая дислексия:

- замены, смешения графически сходных букв (Л – Д, З – В, Т – Г, Ь – Р, Н – И, Р – В, Н – П, С – О, Ж – Х, Ш – Щ, К – И, Л – П)

Аграмматическая дислексия:

 изменение падежных окончаний существительных (из-под листьях, у товарищах);

- неправильное согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже (сказка интересное, большая письмо);

- изменение числа местоимения (все -весь)

- неправильное употребление родовых окончаний местоимений
(такая город, ракета наш);

- изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени (это был страна, ветер промчалась);

- неправильное употребление формы времени (видит – видел, изготавливался - изготовлялся);

- неправильное употребление вида глагола (влетел – влетал);

- замены приставок (расстегнул – пристегнул, насторожилась - присторожилась);

- замены суффиксов (шкафчик – шкафик, ведерко - ведрышко);

Семантическая дислексия:

- нарушения понимания прочитанных слов, предложений, текста;

- трудности установления логических связей;

- трудности установления причинно-следственных, временных отношений;

- затруднения в определении главной мысли;

- трудности определения действующих лиц;

- трудности пересказа прочитанного;

- ошибки при ответах на вопросы по содержанию прочитанного.

Мнестическая дислексия

- ребенок не запоминает прочитанный материал



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: