Раздел 4. Содержание семинарских занятий

Семинарское занятие 1.

Тема 1. Экономические основы сельскохозяйственного производства

 1. Предмет, метод и содержание курса

1. Условия и факторы возникновения и формирования отрасли «сельское хозяйство».

2. Основные этапы развития сельского хозяйства.

3. Сельское  хозяйство – отрасль материального производства. Особенности сельскохозяйственного  производства.

4. Разнообразие продукции и услуг сельского хозяйства.

Задача 1. Согласно производственной программе, годовой план реализации продукции установлен в сумме 720 млн. руб. Норматив оборотных средств по плану составляет 40 млн. руб. Продолжительность одного оборота оборотных средств сократилась на 8 дней. Определить: а) плановую продолжительность одного оборота; б) фактическую продолжительность одного оборота; в) число средств, высвободившихся из оборота в результате ускорения их оборачиваемости.

Задача 2. За год колхоз реализовал продукции на сумму 3950 млн. руб. Сумма оборотных средств на начало года составила 500 млн. руб., на конец года – 380 млн. руб. Определить число оборотов оборотных средств и продолжительность 1 оборота. Рассчитать потребность в оборотных средствах на следующий год, если объем реализации продукции возрастет на 10%, а коэффициент оборачиваемости увеличится на 0,5.

 

Состав и особенности отраслей сельского хозяйства.

1. Основа устойчивого развития сельского хозяйства.

2. Охарактеризуйте ведомственную подчиненность сельского хозяйства.

3. Назовите группы и категории сельского хозяйства.

4. Каковы проблемы, вызываемые нерациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения?

Задача 1. Предприятие за год расходует топлива для автотранспорта на сумму 985 млн. руб. Определить норматив оборотных средств, если норма запаса топлива на предприятии составляет 8 дней.

Семинарское занятие 2.

Тема 2. Ресурсы сельского хозяйства.

Производственные фонды и пути улучшения их использования.

1. Основные фонды – определение. Отличие основных производственных и непроизводственных фондов. Примеры.

2. Относятся ли к основным производственным фондам следующие: трактор, автомобиль МАЗ, техническая библиотека, топор, лошадь, выполняющая работы по трелевке, запасные части?

3. Назовите способы учета и оценки основных фондов.

4. Понятие амортизации и способы ее начисления.                     

5. Перечислите основные показатели эффективности использования основных фондов.

Задача 1. На балансе предприятия на начало года имелось основных средств на сумму 4803 млн. руб. Определить стоимость основных фондов на конец года, коэффициенты обновления и выбытия, если в течение года на предприятие поступило 6 тракторов и грузовой автомобиль общей стоимостью 186 млн. руб., списано изношенной техники на сумму 310 млн. руб.

Задача 2. Определить сумму амортизационных отчислений на 1 га площади земли  при фрезеровании почвы трактором МТЗ-82 и фрезой ФЛН-08. Балансовая стоимость трактора 28 млн. руб., фрезы – 1 млн. руб. Нормы амортизационных отчислений соответственно 22,3 и 14,2%. Годовая нагрузка для трактора – 180 смен, для фрезы – 30 смен. Норма выработки на агрегат составляет 0,09 га/час.

Задача 3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия по группе зданий составляет 940 млн. руб., норма амортизации 4,7%. Определить сумму ежегодных амортизационных отчислений и срок службы зданий.

Трудовые ресурсы и производительность труда.

1. Охарактеризуйте структуру кадров любого хозяйства.

2. Назовите показатели количественной и качественной характеристики кадров.

3. Каковы отличия календарного, номинального и эффективного фонда времени?

4. В каких показателях измеряется производительность труда?

5. Назовите пути повышения производительности труда.

Задача 1. За 25 рабочих дней рабочий выполнил 30 дневных норм. Определить производительность труда рабочего в процентах.

Задача 2. Рассчитать необходимое количество рабочих для выполнения производственной программы колхоза, которая составляет 560 000 нормо-часов при коэффициенте выполнения норм 1,2 и эффективном фонде рабочего времени 1800 часов.

 

Семинарское занятие 3.

Тема 3. Экономическая эффективность и расширенное воспроизводство в сельскохозяйственном производстве.

Издержки производства и себестоимость продукции.

1. Перечислите виды прибыли и их основные отличия друг от друга.

2. Как определить затраты на рубль товарной продукции?

3. Как рассчитать рентабельность предприятия?

4. Чему равна рентабельность продукции?

5. Каковы пути повышения рентабельности?

Задача 1. Выручка от реализации  зерна составила 12,9 млн. руб., прибыль от реализации – 1,8 млн. руб. Определить рентабельность продукции.

На  сколько млн. руб. снизится себестоимость продукции, если рентабельность возрастет на 4%?

Задача 2. Определить прибыль от реализации продукции, если рентабельность продукции составила 18%, а себестоимость производства – 450 млн. руб.

Задача 3. Определить рентабельность предприятия, если среднегодовая стоимость основных фондов составила 4200 млн. руб., средняя величина нормируемых оборотных средств – 430 млн. руб., выручка от реализации продукции – 880 млн. руб., себестоимость ее производства – 600 млн. руб.

Ценообразование и цены в условиях рынка.

1. Перечислите функции цен.

2. Как подразделяются цены в зависимости от набора элементов?

3. Назовите существующие стратегии ценообразования в соответствии с целями предприятия.

4. Что такое «тип франко»?

5. Какие виды налогов включены в себестоимость?

Задача 1. Определить отпускную цену подакцизного товара при ставке акциза 10%, если полная себестоимость 1 шт. товара составила 80 тыс. руб., прибыль – 20%, НДС – 18%.

Задача 2. Какую цену необходимо установить для получения прибыли в размере 30 млн. руб. при реализации 4000 единиц продукции, если постоянные затраты равны 50 млн. руб., а переменные затраты на единицу продукции составляют 15 тыс. руб.?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: