Источники и литература

 

1.  Аристократия в Европе. 1815-1914. Под ред. М.А.Шерешевской СПб., 2000.

2.  Джонс Э. Статьи о чартистской программе. Письма. М., 1970.

3. Диккенс Ч. «Дети пьяницы» Крукшенка / Статьи и речи// Диккенс Ч. Собрание сочинений. М., 1960. Т.28.

4.  Хрестоматия по новой истории 1815-1870. М., 1965. Т.2.

5. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки (1870-1914). М., 1989.

6. Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения Европы и США. М., 1985.

7.  Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2007.

8.  Хрестоматия по новой истории, второй период. М., 1993.

9. Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1870-1917. М.,1979.

10. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии.//Маркс К., Энгельс Ф.Сочинения. М., 1955. Т.2.

11. Барлова Ю.Е. «Кто у нас беден, тот не достоин лучшей доли»? Бедность и бедные в восприятии англичан в новое время.// Преподавание истории в школе. 2008. № 8. (далее ПИШ).

12. Валлич Э.И. Законы о бедных в английской публицистике к. 18 века и теория нищеты Ч. Холла. М., 1990.

13. Добреньков В.И, Блинов А.О. Социолого-исторические взгляды на бедность// Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. 2004 №3.

14. Ерофеев Н.А. Народная эмиграция и классовая борьба в Англии в 1825—1850 гг., М., 1962.

15. Ерофеев Н.А. Чартистское движение. М, 1961.

16. Зброжек Е.Б. Викторианство в контексте культуры повседневности Англии// Вопросы культурологии. 2006. №2.

17. Кертман Л.Е. География, история, и культура Англии. М, 1979.

18. Кунина В. Э. Чартистское движение в Англии. М., 1959.

19.Менщиков И.С. Британские премьер-министры XIX века. Курган, 2006.

20.Резников А.Б. Первая классовая битва пролетариата. Англия. 1842 год. М.,     

1970.

21.Римашевская Н.М.Бедность и маргинализация населения («социальное  

дно»)//Социологические исследования. 2004. №4.

22.Рюде Дж. Народные низы в истории 1730-1848 гг. М., 1984.

23.Тревельян. Дж. История Англии от Чосера до королевы Виктории.    

Смоленск, 2001.

24.Фадеева Л.А. «Профессиональный класс» в английской социальной истории XIX в. // ННИ 1998. №4.

 

Тема IX. Важнейшие политические теории и идеологии первой половины XIX века

Цель занятия: Выделить причины возникновения и устойчивого существования основных политико-идеологических теорий, изучить основные идеологические учения первой половины XIX века.

                                            

План

1.Основные ценности консерватизма. Э.Берк, Ж.де Местр, Л. Де Бональд.

2. Основные ценности либерализма. И.Бентам, Б.Констан.

3. Утопический социализм А. де Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна.

4. Европейский реформизм. П. Прудон, Л.Блан, М.Бакунин.

5. Учение К.Маркса и Ф.Энгельса.

 

Методические рекомендации

 

 В  первом вопросе рассматриваются причины оформления консерватизма в стройную систему взглядов в 19 веке. Изучая сущностные черты консерватизма, необходимо остановиться на основных идеологах этого учения, определить общие и особенные черты их теоретических учений. В заключении делается вывод о значении консерватизма в общественной и политической жизни Европы.

 Второй вопрос следует начинать с изучения исторических корней либерализма, далее рассматриваются взгляды основных идеологов либерализма, выделяются его основные принципы. В исторической литературе выделяются два либеральных направления XIX в.: англо-саксонское и континетально-европейское, необходимо сравнить их.

Третий вопрос целесообразно начинать с выделения основных причин возникновения социалистических теорий. Изучение вопроса возможно на основе трех сообщений о жизни и творчестве А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна. Важно выделить в творчестве этих деятелей идеи, востребованные  теорией социализма и идеи утопические, а также реализацию на практике этих социалистических учений.   

Идеи реформистского социализма следует изучать на творчестве его виднейших представителей. Важно выделить особенности их учений, проследить их деятельность в рабочем и революционном движении Европы. В заключении необходимо проанализировать: почему реформистские идеи были столь популярны в рабочем и крестьянском движениях.

В пятом вопросе также выделяются главные предпосылки возникновения революционного коммунизма, исследуются ранние работы К.Маркса и Ф.Энгельса. Главное внимание следует уделить анализу «Манифеста коммунистической партии», как программному документу радикального социализма. В заключении рассматривается историческое значение марксистского учения для коммунистического движения в Европе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: