Источники и литература

 

1. Вольтер. Собрание сочинений, тт. 1–3. М., 1998.

2. Гёте И.В. Фауст. М., 1969.

3. Гобсс Т. Избранные произведения. М., 1964. Т.1-2.

4. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

5. Дидро Д. Избранные произведения. М., 1951.

6. Локк Дж. Сочинения. М., 1988. Т. 3.

7. Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1963-1966. Том 1-6.

8. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

9. Осадная башня штурмующих небо. Избранные тексты из Великой французской энциклопедии XVIII в. Л., 1980.

10.Руссо Ж. - Ж. Трактаты. М., 1969.

11.Свифт Д. Избранное. Л., 1987.

12.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1993.

13.Азаркин Н М. Монтескье М., 1988.

14.Акимова А.А. Вольтер. М.., 1970.

15.Аникин А. В. Адам Смит, М., 1968.

16.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

17.Артамонов С.Д. Вольтер и его век. М., 1980.

18.Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 2005.

19.Баскин М.П. Монтескье. М., 1976.

20.Блуменау С.Ф. Просвещение и проблема истоков Французской революции: современное видение// ВИ 2003. №9.

21.Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М„ 1976.

22.Верцман И.Е. Шарль-Луи Монтескье. Писатели Франции М., 1964.

23.Вильмонт Н.Гете. История его жизни и творчества, М., 1959.

24. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке М.

1977.

25.Гулыга А.В. Гердер (1744–1803). М., 1963.

26.Гулыга А.В. Исторические взгляды немецких просветителей 18 в.// ННИ 1963. №3.

27. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980.

28.Державин К. Вольтер. М.-Л., 1955.

29.Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М.,1966.

30.Казарин А.И. Учение Дидро о государстве и праве. М.. 1960.

31.Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.

32.Кучеренко Г.С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии 16 – первая половина 19 века. М., 1981.

33.Лабутина Т.Л. «Консерватор» Свифт и «реформатор» Дефо. ВИ, 1995, №11-12.

34.Лабутина Т.Л. Политическая мысль раннего английского Просвещения. ВИ.1991.№9-10.

35.Луппол И.К., Д. Дидро. М., 1960.

36.Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975.

37.Миримский И.В. Статьи о классиках. Дефо. Вольтер. Гете. Гофман. Гейне. М.,1966.

38.Момджян Х.Н Французское Просвещение XVIII века. М., 1983.

39.Моряков В.И.Человек эпохи Просвещения// ВИ. 2001.№3.

40.Муравьёв В. Джонатан Свифт. М., 1968.

41.Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М.,1958.

42.Сиволап К.И. Социальные идеи Вольтера. М., 1964.

43.Фридлендер Г., Лессинг. Очерк творчества, М., 1957.

 

 

Тема V. Политические и социальные движения в Великой французской революции

Цель занятия: На основе документов определить причины Великой французской революции, рассмотреть роль основных социальных движений в революции, дать характеристику главным политическим силам и их лидерам на разных этапах революции.

 

План

 

1. Экономическая, политическая и социальная обстановка во Франции     

накануне революции.

2. Либерально-конституционный период Великой французской революции (14

июля 1789 – 10 августа 1792 гг.).

3. Жирондистский период революции (10 августа 1792—2 июня 1793гг).

4. Якобинский этап французской революции  (2 июня 1793—27/28 июля 1794

гг.)

5. Термидорианский период французской революции (28 июля 1794 – 9 ноября

1799 гг.).

6. Значение Великой французской революции.

 

Доклады: Мирабо О., Лафайет М., Кондорсе Ж.А., М.Робеспьер.

 

Методические рекомендации

 

В первом вопросе необходимо проанализировать социально-экономическое и политическое развитие Франции накануне революции. Выделить объективные и субъективные факторы революционного взрыва.

Во втором вопросе изучается начало Великой французской революции. Раскрывается значение Генеральных Штатов, Национального и Учредительного собраний в развязывании революции, деятельность народных масс на первом этапе революции. Важно показать роль политических лидеров и государственных деятелей в развитии революции, раскрыть деятельность фельянов, которые олицетворяли либеральные принципы конституционной монархии. В заключении дается характеристика важнейших документов буржуазно-демократического конституционализма (Декларации прав человека и гражданина, конституции 1791 г.).

В третьем вопросе необходимо доказать, что деятельность жирондистов в период революции отражала интересы крупной и средней  буржуазии, что наложило отпечаток на характер их внутренней и внешней политики. Кроме того, нужно осветить противостояние жирондистов и монтаньяров-якобинцев, корни которого кроются и в субъективных причинах.

В четвертом вопросе последовательно раскрываются причины установления якобинской диктатуры, природа якобинской власти, социальная база якобинцев в период диктатуры, важнейшие декреты этой диктатуры в аграрной и церковно-религиозной сферах. Необходимо также обратить внимание на якобинскую конституцию 1793 г. Попытаться сравнить основные положения Конституций 1791 и 1793 годов. В заключении раскрыть сущность революционного террора якобинской диктатуры, роль М. Робеспьера в развязывании этого террора.

Пятый вопрос следует начинать с изучения причин термидорианского переворота и падения якобинской диктатуры. Далее рассматривается внутренняя и внешняя политика термидорианцев, их социально-классовая база. В заключении анализируется «Конституция III года» Республики в сравнении с предыдущими конституционными актами.

Заключительный вопрос подводит общие итоги развития Великой французской революции. Необходимо охарактеризовать особенности каждого из этапов революции. На основе обширной историографии раскрывается значение революции для Франции и Европы в целом. Вполне уместна историографическая оценка революции в разные периоды мировой истории, а также освещение дискуссионных вопросов и проблем Великой французской революции в современной историографии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: