Модели смешанного обучения

В качестве основных моделей сегодня целесообразно использовать модели группы «Ротация» и модели группы «Личный выбор», реализующие персонализированный подход. Среди моделей группы «Ротация» выделяются модели «Автономная группа», «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон».

«Ротация»

Автономная группа используется в том случае, если обучающиеся в классе сильно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ - компетентности и регулятивных УУД; предполагает деление класса на группы, в одной из которых основное обучение ведется online, а компонент личного общения с учителем используется для консультирования, группового или индивидуального, другой - основное обучение ведется в традиционной форме, а компонент online обучения используется для поддержки и отработки навыков.

Критерий деления определяет учитель. Численный состав может быть постоянным или переменным.

Перевернутый класс используется в том случае, если обучающиеся в классе незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ - компетентности и регулятивных УУД; предполагает, что класс работает как одна группа, для которой очное общение с учителем чередуются с ИКТ – опосредованной учебной деятельностью. При этом реализация online обучения осуществляется вне школы.

 В этой модели знакомство с новым учебным материалом переносится на домашнее изучение, а отработка производится уже в классе. Так появляется возможность организовать на уроке индивидуальную и групповую работу, обсудить изученное, уделить время практическим задачам. Это очень популярная модель. Основная сложность в ее использовании - сделать так, чтобы все ученики действительно выполняли домашние задания.

Смена рабочих зон является развитием модели «Автономная группа», но число групп увеличивается в зависимости от видов учебной деятельности (online обучение, групповая самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа, работа с учителем); предполагает закрепление определенного вида деятельности за определенной рабочей зоной, что снижает временные затраты на включение обучающихся в соответствующий вид деятельности.

Класс делится на группы и организуются: 1. Зона работы с учителем; 2. Зона работы в группе; 3. Зона работы онлайн. Модель чаще всего используется в средней и старшей школах. При работе с обучающимися начальных классов добавляется зона отдыха. Группы действуют в соответствии с маршрутным листом. Такие уроки открывают учителю широкие возможности для обеспечения индивидуализации в обучении.

«Личный выбор» («Персонализированность»)

Модели группы «Личный выбор» целесообразно использовать в старшей школе, если учащиеся имеют высокие показатели мотивации к учению, уровня сформированности ИКТ-компетентности, личностных и метапредметных навыков; предполагает, что образовательная деятельность и ответственность за ее результаты возлагается на обучающегося, так как процесс строится преимущественно с использованием удаленных Интернет-ресурсов. Формирования учебных групп возможно: 1) внутри параллели одной школы с фиксированным набором курсов для изучения online – «Новый профиль»; 2) внутри параллели одной школы с различным набором курсов для изучения online – «Индивидуальный учебный план»; 3) внутри параллелей одного возраста разных школ для изучения определенного online курса – «Межшкольная группа». Данная группа моделей отвечает требованиям нового ФГОС среднего общего образования. Она облегчает составление расписания при работе по индивидуальным учебным планам (например, можно все предметы естественнонаучного цикла в одном классе ставить одновременно, а ученики будут при этом проходить разные предметы, представленные на Интернет-ресурсе, которые они выбрали в рамках данной образовательной области). Кроме того, модель расширяет возможности учеников малокомплектных школ, в которых все образовательные запросы учащихся не могут быть обеспечены педагогическими кадрами.

В обучении младших школьников целесообразно прежде всего использовать модель «Смена рабочих зон». Для среднего звена наиболее приемлема модель «Перевернутый класс». Специфике организации обучения в старшей школе более всего соответствуют модели группы «Личный выбор».

Для организации дистанционного обучения рекомендуем обратиться к специально собранным материалам: нормативным документам, перечню ресурсов, рекомендациям, - представленным на сайте ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» в разделе «Дистанционное обучение школьников» - https://kiro-karelia.ru/institute/news/distancionnoe-obuchenie-shkolnikov.

Подробнее с технологией смешанного обучения можно ознакомиться в электронных ресурсах:

  1. Любомирская, Н.В. Теория и практика внедрения смешанного обучения в деятельность школы / Н.В. Любомирская, Е.Л. Рудик, Е.В. Чигирева, Т.Е. Хоченкова.
  2. Что такое смешанное обучение? Сайт Корпорации «Российский учебник».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: